Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.
Цель: сформировать представление о Петре I, о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.
Планируемые результаты: Предметные: - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за открытия;
- уважительно относиться к России, истории, культуре.
Метапредметные: - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
Личностные: - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по
определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм
Понятия: империя, император.
Тема урока: «Начало Российской Империи».
Перспектива- 4 класс.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о Петре I, о
строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.
Планируемые результаты:
Предметные: - понимать особую роль России в мировой
истории, переживать чувство гордости за
открытия;
- уважительно относиться к России, истории, культуре.
Метапредметные: - умение осуществлять информационный
поиск для выполнения учебных задач.
Личностные: - самостоятельно находить в учебнике и
дополнительных источниках сведения по
определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание
основных моральных норм
Понятия: империя, император.
Оборудование: Проектор, компьютер, презентация,
учебник, рабочая тетрадь.
Этап урока Врем
Содержание
Деятельност
я
ь учителя
Орг. момент
1мин. Здравствуйте
ребята, садитесь.
Проверьте, чтобы
на партах у вас
лежал учебник,
рабочая тетрадь,
ручки и дневник.
Подготовка к
основному
этапу
занятия
3
мин.
Откройте ваши
учебники на
страничке 44 нам
нужно ответить на
3 вопроса.
Прочитайте первый
вопрос. Кто может
на него ответить?
Проверить
правильность
своего ответа вы
можете открыть
страницу 42
Проверяет
готовность
обучающихся
к уроку.
Метод:
словесный.
Прием:
рассказ.
Озвучивает
тему и цель
урока.
Создает
эмоциональн
ый настрой
на работу.
Метод:
словесный,
наглядный
Прием:
беседа,
анализ.
ть
Деятельнос
учащихся
Приветствую
т, слушают
учителя.
Отвечают на
вопросы.
1прочитать текст.
Как вы считаете
прозвучал
правильный ответ?
Прочитайте второй
вопрос. Кто может
ответить? ( 19
декабря Петр издал
приказ согласно,
которому новый год
должен начинаться
с 1 января,
летоисчисление
должно вестись не
по старому
календарю от
сотворения мира, а
по европейски от
рождества. Так
7208 год стал 1700.
И прочитаем 3
вопрос. Кто
ответит? Проверить
правильность
своего ответа вы
можете с помощью
страницы 43. Как
вы считаете
прозвучал
правильный ответ?
Ребята посмотрите
на доску. ( на доске
написано Петр I.
Начало Российской
империи) О какой
исторической
личности мы будем
с вам сегодня
разговаривать?
Сегодня наша с
вами цель узнать о
царе ПетреI, о
строительстве
города Санкт-
210
мин
Усвоение
новых
знаний и
способов
действий.
Петербурга.
Мы с вами уже
знакомы с родом
Романовых, ребята
кто помнит с кого
начался род
Романовых, как
звали царя?
Михаил, затем кто?
Алексей, а сегодня
мы с вами
знакомимся с
ПетромI внуком
Михаила Романова.
Посмотрите на
слады, давайте
прочитаем итоги
правления каждого
из царя.
Перед родом
Романовых стояли
важные задачи,
между Польшей и
Русью 13 лет шла
война за Смоленск
и другие города,
захваченные
поляками в смутное
время. Ребята, а кто
скажет, что такое
смутное время? (это
период безвластия,
нашествия
польских
захватчиков,
разрухи). При
Алексее
Михайловиче эти
города были
возвращены.
Смоленск -это
особенный город,
здесь проходили
торговые пути,
Слушают,
анализируют
.
Словесный
метод:
беседа по
вопросам.
Контролируе
т выполнение
работы.
Наводящими
вопросами
помогает
выявить
причинно-
следственны
е связи.
Метод:
словесный,
наглядный.
Прием:
рассказ
Словесный:
рассказ.
3шедшие с запада на
восток. Так же
Смоленск – это
город щит Русской
земли на западе и
страж на
перекрестке
торговых путей.
Перед Петром
стояла важная
задача укрепления
России. У ПетраI с
5-ти лет под руками
были- истории с
прописями. Так же
Петр первый
воплотил мечту
своего отца о
российском флоте.
Встретились ли вам
непонятные слова?
Почему город
Смоленск занимал
особое место в
русской истории?
Какую задачу
принял Петр I у
своего отца?
А сейчас давайте
рассмотрим
иллюстрацию на
странице 44,что на
ней изображено?
Смоленская
крепость.(на
слайде)
Как вы думаете
какая задача была у
смоленской
крепости? это
оборонное
сооружение,
защита города, при
Иване Грозном
4Первичная
проверка
понимания
знаний
6 мин В архангельской
крепость была
деревянной, как вы
думаете
деревянная
крепость надежно
защищала ород?
т.к она больше не
являлась
неприступной было
принято решение
построить ее из
камня.
гаване начал
зарождаться
русский флот и
Петр первый сам
взял в руки топор и
стал учиться
строить корабли,
так он показывал
мастерам чему он
научился в
Голландии. Ведь
флот был
необходим России
для борьбы за
выход к Азовскому,
Балтийскому и
Каспийскому морям.
Петр I был хорошо
образованным
человеком за
границей он
обучился
математике,
артиллерии. В
России Петр I стал
открывать школы
для обучения
точным наукам, так
же создавалась
новая Российская
армия. Так же было
Отвечают на
вопросы
учителя,
дают
описание
иллюстрации
.
контролирует
выполнение
заданий,
отмечает
степень
вовлеченност
и учащихся в
работу на
уроке.
Метод
словесный:
беседа.
5построено
множество заводов
чугунолитейных и
железнодетальный
как вы думаете что
там изготавлвали?
(железо,детали для
пушек) , вместе с
заводами
возводились новые
города-
Петрозаводск,
Екатеринбург.
Встретились ли для
вас не понятные
слова в тексте?
Итак, что отличало
Петра от других
государей России?
(много учился,
узнавал нового о
других странах,
освоил несколько
профессий)
Путешествуя, Петр
убедился в том, что
Россия сильно
отставала от других
государств Европы,
которые не
испытывали
тяжелого монголо-
татарского ига. И
Петр задумал
преобразовать
Россию.
Зачем России был
необходим флот?
( для борьбы за
выход к Азовскому,
Черному,
Балтийскому морю)
Какие заводы были
открыты в Росси
6при Петре I?
(чугунный, железно
детальный ) Как мы
узнали с вами из
текста вместе с
заводами
возводились новые
города, пожалуйста
перечислите их?
( Петрозаводск,
Екатеринбург)
На странице 45 есть
2 иллюстрации,
опишите каждую.
Ребята как вы
думаете, что такое
ботик? это
деревянное судно,
оно сыграло
огромную роль в
судно строении и
морского дела в
нашей стране, этот
корабль сохранился
до нашего времени
он находится в
Ярославской
области. Ученые
читают, что его
построил сам ПетрI.
Теперь посмотрим
на вторую
иллюстрацию, что
на ней изображено?
Как вы думаете, что
такое крейсер? Это
4 по счету и
единственный
находящийся в
строю атомный
ракетный крейсер-
его задачей было
уничтожение
авианосных групп
7Физкультминут
ка
Закрепление
знаний и
способов
действий.
противника, то есть
уничтожение
самолетов.
2 мин Ребята, вы устали?
Давайте встанем,
разомнемся!?!
Раз- на цыпочки
подняться.
Надо всем друзьям
размяться.
2-нагнулись
до
земли и не раз, а
раза три.
3 –
руками
помахали.
Наши
рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно
делаем
подскоки.
5- присели раза
два.
6 – за парты сесть
пора.
Петр хотел
построить город,
имеющий ключевое
значение для всей
России. Город
должен был стать
морскими воротами
в страну, и
название ему Пётр І
придумал ещё
задолго до
основания города.
Он хотел его
назвать в честь
Святого Петра.
Отсюда и название:
«сан» значит
"святой", «Питер» -
это то же имя
«Пётр», только на
голландский манер
10ми
н
Повторяют
движения
Отвечают на
вопросы
учителя.
Находят в
тексте
информацию
Побуждает к
высказывани
ю своего
мнения.
Метод:
практический
, словесный.
Работа с
понятиями.
8(именно так
называли Петра
голландцы), «бург»
- по-немецки
"город".
Ребята сейчас я
задам вам
несколько вопросов
и ответ на них вы
найдете на
странице 46.
Рядом с каким
морем построен
город Санкт-
Петербург?
(Балтийское море)
В каком году Санкт-
Петербург стал
столицей России?
(1712)
В каком году ПетрI
принял титул
императора? (1721)
Хорошо ребята,
есть ли у вас
вопросы ко мне?
Сейчас на странице
46 жирным
шрифтом выделены
два слова назовите
их? (империя и
император)
Как вы думаете, что
такое империя?
Кто такой
император?
Давайте проверим
ваши ответы со
слайдом.
Империя- это
могущественная
держава,
объединяющая
разные народы и
9территории в
единое
государство.
Император- это
человек
управляющий
империей.
4 мин Сейчас все
Контроль и
самопроверк
а знания
2.
4.
3.
закройте учебники
и устно ответьте
мне на вопросы.
Как Петр I
1.
продолжил дела
отца?( создал
Российский флот)
Что сделал
Петр для
развития
образования?
( строил школы)
Для чего царь
строил заводы и
дороги? ( чтобы
страна
развивалась, а
так же давал
людям работу)
Почему он
назвал новую
столицу Санкт-
Петербургом?
( Он хотел
построить город,
имеющий
ключевое
значение для
всей России.
Город должен
был стать
морскими
воротами в
страну, «сан»
значит "святой",
«Питер» - это то
Организует
проверку
знаний
учащихся.
Метод-
практический
.
Отвечают на
вопросы
учителя,
дают
характеристи
ку личности.
Дают
описание
иллюстрации
10Рефлексия
же имя «Пётр»,
только на
голландский
манер (именно
так называли
Петра
голландцы),
«бург» - по-
немецки
"город".)
Итак ребята нами
остались не
рассмотрены три
иллюстрации на
странице 46,
давайте опишем,
что на них
изображено?
2 мин Ребята вам
понравился
сегодняшний урок?
Что нового вы
узнали? Как вы
думаете вы хорошо
справлялись с
заданиями?
Сейчас вы получите
листочки я хочу,
чтобы вы написали
свое мнение об
уроке, понравился
он вам или нет и
чем?
Анкета
На уроке я работал
активно/пассивно
Своей работой на
уроке я
Доволен/ не
доволен
Урок для меня
показался
Побуждает к
высказывани
ю своего
мнения.
Осуществля
ют
самооценку,
высказывают
свое мнение.
11коротким/ длинным
За урок я
не
устал/ устал
Мое настроение
стало
лучше/ стало хуже
Материал урока мне
был
понятен/интересен
Полезен/бесполезен
Интересен/ скучен
тему «начало
Российской
империи» со
страницы 44-46
ответить на все
вопросы и знать
определение
«империи»,
«императора»
2 мин Повторить дома
Информация
о домашнем
задании
Комментируе
т домашнее
задание.
Метод:
словесный.
Прием:
объяснение.
Записывают
домашнее
задание
задают
вопросы.
12