Конспект урока по Истории Красноярского края "Родное Красноярье"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока по Истории Красноярского Края "Родное Красноярье содержит подробную информацию о географическом расположении Красноярского края, его площади и протяженности, водных и других природных ресурсах, численности и составе населения населения, представителях коренного населения, о символике Красноярского края, выдающихся личностях, прославивших родной край.
Иконка файла материала Конспект Родное Красноярье.doc
Образовательное учреждение: КГБОУ «АКК им. Героя Советского Союза Г.Г. Голубева» Учитель: Радюк Ирина Петровна Класс: 6 «Г» Тема: Родное Красноярье Цель: Ознакомить обучающихся с географическими особенностями и составом населения  Красноярского края, символикой Красноярского края, со знаменитыми людьми Красноярского  края. Задачи: 1 Рассказать о географическом расположении Красноярского края, его гидроресурсами, размером территории, округами, входящими в его состав. 2 Рассказать о гербе и флаге Красноярского края. 3 Рассказать о составе населения Красноярского края. 4 Рассказать о знаменитых людях Красноярского края.  5 Продолжить воспитывать любовь и уважение к своему краю. Ожидаемый результат: Каждый ребенок знает географические особенности и состав населения  Красноярского края, символику Красноярского края, знаменитых людей Красноярского края. Оборудование: мультимедиа установка, тетрадь, чистые листы.  Этап занятия Орг. момент Формирование новых знаний Ход занятия Задачи занятия на каждом этапе Деятельность воспитателя 1 Приветствие.  2 Учитель объявляет цель занятия, говорит  вступительное слово: ­ Когда человек появляется на свет, родители дают ему  имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь.  Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной­ местом, где родился и вырос. Наша Родина –  Красноярский край – на карте Росси занимает большое  место. По богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами мира.  Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса,  разливы рек, и бескрайние поля цветущего шиповника,  таинственные лесные озера и овраги, заросшие  орешником, чего­чего только нет в нашем краю! 3 Учитель делит класс на 2 команды, объявляет, что  после его рассказа будет викторина и обучающиеся  должны внимательно его слушать и фиксировать в  тетради необходимую информацию. Учитель: ­ РФ разделена на 8 федеральных округов (показать на  карте), одним из которых является Сибирский  федеральный округ с центром в Новосибирске (показать на карте). Красноярский край является субъектом этого федерального  округа. Красноярск – административный  центр нашего края, т.е. его столица. Номер слайда № 1 Деятельность обучающегося Обучающиеся  приветствуют учителя; выслушивают тему  занятия, вступительное слово, смотрят слайд № 2 Обучающиеся слушают учителя, фиксируют  необходимую  информацию в  тетради, смотрят слайдУчитель продолжает свой рассказ, подтверждая свои  слова картой на слайде:  Красноярский край – один из самых больших регионов  в России:  ­ общая площадь составляет 2,4 млн. км2.  ­ Протяженность Красноярского края с запада на восток – 1250 км в северной части и 500 км в южной, с юга на  север ­ более 3000 км вдоль Енисея  ­ С севера край омывается водами двух морей  Северного Ледовитого океана: Карского и моря  Лаптевых. Красноярский край образован 7 декабря 1934 г.  1.01.2007 г. в состав края вошли Таймырский и  Эвенкийский автономные округа  Красноярский край расположен в Центральной и  Восточной Сибири. Занимает 13,86 % территории  России. Сегодня в крае проживает около 3 млн. человек. По  численности населения край занимает 13­е место в  России  Крупнейшие города Красноярского края: Красноярск,  Норильск, Ачинск, Канск, Минусинск. Воспитатель работает с картой. Красноярский край богат водными ресурсами. В крае 204 тыс. рек. Самые крупные из низ: Енисей, Ангара, Подаменная Тунгуска, Нижняя  Тунгуска, Хатанга, Мана, Чулым. В Красноярском крае 323 тысячи озёр.   Озеро Виви – географический центр России Много лечебных озер: Учум, Инголь, Тагарское,  Кызыкуль. Учитель работает с картой. Учитель показывает слайд с фотографиями озер  Красноярского края, задавая при этом вопросы: ­Бывали ли вы на этих озерах? ­ Хотели бы побывать? Почему? № 3 № 4 Обучающиеся слушают учителя, фиксируют  необходимую  информацию в  тетради, смотрят слайд Обучающиеся слушают учителя, фиксируют  необходимую  информацию в  тетради, смотрят слайд № 5 Обучающиеся слушают учителя, фиксируют  необходимую  информацию в  тетради, смотрят слайд Обучающиеся смотрят  фото озер, отвечают на вопросы № 6Рассказ учителя о гербе и флаге Красноярского края: ­ Герб. "В червлёном поле поверх лазоревого,  смещенного вправо и тонко окаймлённого золотом  столба ­ золотой лев, держащий в правой передней лапе  золотую лопату, а в левой ­ золотой серп. Щит увенчан  пьедесталом с орденскими лентами, окружён золотыми  дубовыми листьями и кедровыми ветками,  соединёнными голубой лентой" (из Закона  Красноярского края "О гербе Красноярского края"). В геральдике червленый цвет ­ символ храбрости,  мужества и неустрашимости, лев ­ символ власти,  отваги, храбрости и великодушия. Орденские ленты на пьедестале свидетельствуют о  том, что Красноярский край был награжден дважды орденом Ленина ­ 23 октября 1956 года и  2  декабря 1970 года и орденом Октябрьской  революции ­ 5 декабря 1984 года.   Лопата и серп в лапах льва говорят об исторически  главных занятиях населения Красноярья. Лопата  указывает на то, что они промышляли земляными  работами. В Енисейской губернии добывали до 90  % российского золота. И многие красноярцы  трудились на золотых приисках. В более широком  смысле лопата ­ это эмблема строительства. А оно  развернулось в процессе прокладки Сибирской  железной дороги и сооружения в 1889 году моста у  Красноярска. Серп указывает на другое основное  занятие  красноярцев ­ земледелие. В числе его  главных культур ­ рожь, пшеница, ячмень, просо,  уборка урожая которых немыслима без серпа. Флаг Красноярского края является государственным  символом региона.  Флаг Красноярского края  представляет собой прямоугольное красное полотнище,  посредине флага расположен герб края. Красный цвет ­  символ  мужества, храбрости и неустрашимости. Флаг Красноярского края утвержден Законом  Красноярского края от 27 марта 2000.  Флаг Красноярского края обязательно поднимается на  зданиях официальных резиденций органов  государственной власти края и органов местного  самоуправления, на церемониях и других  торжественных мероприятиях Учитель показывает слайд с фото губернатора  Красноярского края Александром Викторовичем  Уссом, а также слайд с фото современного Красноярска № 7 Учащиеся слушают  учителя, смотрят  слайды, фиксируют  необходимую  информацию в тетради Учащиеся смотрят  слайды № 8, 9Учащиеся смотрят  слайды, фиксируют  необходимую  информацию в тетради № 10, 11, 12, 13, 14 Учащиеся слушают  учителя, смотрят  слайды, фиксируют  необходимую  информацию в тетради № 14 № 15­25 Учитель: 1 Наша страна – РФ – многонациональна, также и  Красноярский край: в нем, кроме русских, проживают  еще и украинцы, татары, немцы, азербайджанцы,  белорусы и многие другие народы (таблица на слайде). 2 Кроме того в крае проживают представители  коренного населения: долганы, эвенки, хакасы, ненцы,  якуты (таблица на слайде). 3 Учитель показывает слайды с фото представителей  коренного населения края. Учитель: 1 Красноярский край богат не только природными  ресурсами, но и прекрасными, талантливыми людьми,  которые прославили родной край на весь мир. 2 Иван Ярыгин Выдающийся советский и российский атлет. Мастер  спорта по самбо (1968). Заслуженный мастер спорта по  вольной борьбе (1972). Двукратный олимпийский  чемпион (Мюнхен, 1972 и Монреаль, 1976) в  полутяжелом весе. Пятикратный победитель Кубка  мира (1973, 1976, 1977, 1979, 1980). Чемпион мира  (1973), Европы (1972, 1975, 1976), дважды серебряный  призер (1970, 1974). С 1982 по 1992 – главный тренер  сборной команды СССР. В 1993 избран президентом  Федерации спортивной борьбы России, а в 1996 –  членом бюро Международной федерации борьбы  ФИЛА. В знак выдающихся заслуг И.С. Ярыгина с 1990  в г. Абакане, а с 1991 в г. Красноярске проводится  Международный турнир на призы его имени. Избран  почетным гражданином г. Красноярска (1980). В  Красноярске построен спортивный комплекс, названный его именем. Погиб в автомобильной катастрофе 11 октября 1997 г. 3 Светл на  Мастерк ва Родилась в Ачинске, советская  и российская легкоатлетка, специалист в беге  на средние дистанции. Двукратная олимпийская  чемпионка и чемпионка мира. 16 августа 1996 года установила мировой рекорд в беге  на 1 милю — 4.12,56, а через неделю, 23 августа 1996  года, — мировой рекорд в беге на 1000 м — 2.28,98.  Оба достижения остаются непобитыми. 4 МАРИНА ЛАДЫНИНА. Родилась 24 июня 1908 года в селе Назарово. Народная  артистка СССР.  Кавалер Ордена Ленина (1938) Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР.  Снялась во многих фильмах. Например, «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». 5 Виктор Петрович Астафьев Родился в селе Овсянка под Красноярском.  Выдающийся российский писатель. В 1996 Астафьев  получил Государственную премию России, в 1997 –  Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера. Его  произведения: «Прокляты и убиты», «Последний  поклон», «Царь рыба» и многие другие. 6 Василий Иванович Суриков Родился в Красноярске, в казачьей семье, выдающийся  живописец. Прославился своими полотнами на  оа ааисторическую тематику: «Утро стрелецкой казни»,  «Боярыня Морозова» «Взятие снежного городка». 7 Андрей Геннадьевич Поздеев  Родился в селе Нижний Ингаш Красноярского края. Российский и советский художник. Член Союза  художников. Его называют «солнечным художником.  Т.к. его картины полны тепла, света, доброты.. В его  честь в Красноярске проспекте Мира поставили  памятник. Есть примета – если потереть нос памятника,  тебе улыбнется удача. 8 Дмитрий Хворостовский Родился и учился в Красноярске. Всемирно знаменитый  русский баритон,  выступает на ведущих сценах мира в  Лондоне, Нью­Йорке, Париже и др. Викторина: 1 Учитель объявляет первое задание: нарисовать герб  Красноярского края и пояснить каждую его деталь (на  выполнение задания дается 3 минуты, затем от каждой  команды, по очереди, вызываются 2 человека, которые  прокомментируют свои рисунки). Рисунки и  комментарии оцениваются максимум в 5 баллов. 2 Учитель объявляет второе задание: ответить на  вопросы (на обдумывание вопроса командам дается 30  секунд, после чего представитель каждой команды  отвечает, а затем учитель называет правильный ответ).  Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Вопросы: 1 Как называется Федеральный округ, в котором  расположен Красноярский край? (Сибирский ф.о.) 2 Назвать столицу и не менее 3­х крупный городов края  (Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск, Минусинск). 3 Назвать моря, которые омывают край с севера  (Карское, Лаптевых). 4 Какова общая площадь К. края? (2,4 млн. км.  квадратных). 5 Какие округа вошли в состав края в 2007 г.?  (Таймырский, Эвенкийский) 6 В каком году образован К. край? (1934 г.). 7 Назвать по 3 крупнейших реки и озера края (Енисей,  Ангара, Подаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска,  Хатанга, Манна, Чулым. Учум, Инголь, Тагарское,  Кызыкуль). 8 Как зовут губернатора края? (Кузнецов Лев  Владимирович). 9 Какие коренные народы проживают на территории  края? (Долганы, Эвенки, Хакасы, Ненцы, Якуты). 10 Назовите известных представителей нашего края и  расскажите о любых 3­х из них. Учитель предлагает подвести итоги занятия: 1 Объявляет победителей викторины. 2 Организует беседу: ­ Понравился ли вам классный час? ­ Что именно понравилось, а что нет? ­ Что нового узнали? ­ Что еще хотели бы узнать о К. крае? ­ Хотите ли вы всю жизнь прожить в крае и почему? Закрепление  полученных  знаний Подведение  итогов № 26­29 1 Обучающиеся  рисуют герб края и  комментируют свои  рисунки. 2 Обучающиеся  отвечают на вопросы  учителя. Учащиеся беседуют с  учителем № 30