Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс
Оценка 4.9

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
8 кл
11.05.2018
Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс
Конспект урока по истории России к учебнику Пчелова Е.В. История России 8 класс 17-18 век. Тема "Крестьянская война под предводительство Е. Пугачева. Конспект включает в себя приложения и дополнительный материал, документы, отдельно может использоваться презентация. конспект составлен в рамках ФГОС.Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс
урок- Е. Пугачев.docx
ТЕМА:  «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева»  Класс: 7 класс. Учитель истории и обществознания Труханова Анастасия Александровна Цель урока:   познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами,   основными   этапами   и   событиями,   результатами   восстания,   дать характеристику личности Е. Пугачева.     Задачи:     ­      продолжить   формирование   умений   работы   с информационными   источниками:   историческими   текстами,   учебником, презентацией.   Развивать   логическое   мышление   через   установление   причинно­   давать   характеристику   исторической   личности, следственных   связей,   сравнивать исторические события.                                  – Развивать навык самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Развивать умения работать в парах.                                  ­   воспитывать чувства уважительного отношения к истории своей   страны,   своего   края. Формировать   активную   гражданскую   позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории.   ­     Воспитывать   у   учащихся   уважительное   отношение   к   позиции   другого человека, культуре речи.        ­ Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли. Тип урока:   урок с использованием информационно­коммуникационных технологий (комбинированный). Формы работы учащихся:   индивидуальная, в  парах, фронтальная. Необходимое техническое оборудование: Пчелов Е.В. История России. XVII – XVIII века: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 2010г. мультимедийный проектор, экран, компьютер.   Цель урока: 1.Выяснить причины войны. 2.Разобрать ход войны и причины поражения восставших. 3.Подвести итоги. 4.Познакомиться с историческими личностями, участвовавшими в ходе данной войны.  План урока:  1. Причины войны 2. Ход войны (основные этапы). 3. Пугачёв и его программа. 4.Поражение пугачёвцев.  5.Значение крестьянской войны. Ход урока: 1. Организационный момент. 2.  Повторение пройденного материала:  тесты по теме с ответом да или нет: Внутренняя политика Екатерины II  (Приложение 1).  (учащиеся сами ставят себе оценки: 6­ «да»­5,  5­ «да»­4, 4­ «да»­ 3)   1 Правление Екатерины II ­ 1762 ­ 1796 гг. 2 В   царствование   Екатерины   увеличилось   помещичье землевладение Бироновщина относится к правлению  Екатерины II 3 4 Превращение   дворянства   из   служилого   населения   в привилегированное   сословие   произошло   в   царствование Екатерины II «Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства В   период   правления   Екатерины   II   крепостного права Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян В газетах были объявления о продаже крестьян Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян   был   расцвет 5 6 7 8 9 да да нет да нет да да да нет XVIII век ­ это столетье ­ бурная и противоречивая эпоха отечественной истории. С одной стороны великие достижения: реформы Петра I и Екатерины II, громкие победы в Северной, семилетней и русско­турецких войнах, взлет во всех   областях науки, культуры; с другой – ужасы крепостничества, которое мало   чем   отличалось   от   рабства,   бироновщина   с   засильем   немцев,   разгул казнокрадства,  взяточничества.  На прошлом уроке мы рассматривали  одну из наиболее острых проблем XVII   века   ­   расширение   дворянских   привилегий   и   ухудшение   положения крестьян. Вопрос   учащимся:   Какие   были       привилегии   дворян   и   каково положение крестьянства? Ответы учащихся:  запрещение жалоб на дворян, барщина достигла 4­5 дней в неделю,  продажа крестьян, ликвидация  вольности  казаков, барин стал распорядителем крестьян. Вывод учителя: Произвол помещиков и бесправие крестьян  не  могли не вызвать недовольство крестьян, все это вылилось в самую мощную в истории России войну. 3. Объяснение нового материала.  Учитель:  Наш урок сегодня будет посвящен восстанию против правления Екатерины.   Оно   происходило   под   предводительством   Е.И.   Пугачева, объявившим себя царем Петром III. Учитель   задает   учащимся   вопрос:  Вспомните,   когда   в   российской истории уже появлялись самозванцы? Когда появляются самозванцы? Вывод:  Когда власть не может и не хочет улучшить тяжелое положение народа. Собственно и есть главная причина народных восстаний. Сейчас я прошу помочь сформулировать мне тему урока. Она записана, но   в   ней   есть   пропуск.   Я   предлагаю   вам   два   варианта:   крестьянская     и гражданская. Работа в  паре с понятиями: крестьянская и гражданская. Подготовить текст каждой паре на стол. Приложение 2. Гражданская война – это война между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является   захват   власти   в   стране   или   в   отдельном   регионе,   независимость региона, или изменение политики правительства. Признаками   гражданской   войны   являются   наличие   элементов государственной   военно­политической   машины   у   обеих   воюющих   сторон   и общенациональный размах событий. Крестьянская   война   или   крестьянское   восстание  —   массовые   приобретающие   масштабы выступления   крестьян   против   феодалов, общегосударственной гражданской войны. Восстание   под   руководством   Е.   И.   Пугачева   –   наиболее   крупное выступление XVIII века, последняя крестьянская война. 1773 – 1775гг. Мы с вами уже изучали восстания,   поэтому назовите мне алгоритм изучения любого восстания. 1.Дата 2. Причины восстания. 3. Предводитель и участники. 4. Ход восстания 5.Итоги и значение. Дата: 1773­1775гг. (записывают в тетрадь). Учитель   обращается   к   учащимся   с   просьбой   сформулировать причины   восстания.   Предлагается   работа       с   отрывком   литературного произведения, представленного на экране: 1. с "самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".   Запись в тетради: ­  Причины восстания,  под руководством Пугачева были следующие: 1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. 2.Ликвидация казачьего самоуправления на Дону. 3.Захвата земель русским дворянством у нерусских народов. 4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах. ­ Опираясь на эти причины, Вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания: ­ Основу восстания Пугачева составили крестьяне, казаки, работные люди, нерусские   народы   (башкиры,   татары,   калмыки).   Самыми   известными   его помощниками     были   И.   Зарубин   (Чика),   И.   Белобородов,     А.   Соколов,   по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев.   Учитель: Итак,  мы познакомились с причинами, участниками восстания. Познакомимся теперь с действиями восставших, ходом, основными этапами. Обратимся   к   карте.  Восстание   охватило   огромную   территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволожье. Началось оно   в   районе   р.Яик,   сегодня   это   река   Урал,   впадающее   в   каспийское   море. Екатерина после восстания переименовала реку Яик в Урал, а яицких казаков в уральских, дабы стереть из памяти народа это восстание. Восстание проходило в три этапа. Индивидуальная   Работа   учащихся   с   текстом   учебника.   3   периода восстания   –   3   группы   учащихся.   Учащиеся   характеризуют   основные события в ходе каждого этапа и итоги: ­     В   ходе   крестьянской   войны   Пугачева   мы   можем   выделить   3   этапа восстания: 1 этап: 17.09.1773­апрель1774г.   2 этап: Апрель­июль 1774 г.   3 этап:   Июль­сентябрь 1773 г.­ 1774 г.  Первый этап:  Пугачёв формирует отряд, берёт крепости одну за другой почти без боя, осаждает Оренбург 6 месяцев. Численность его армии 30 т. человек. В марте 1774 г. под Татищевской крепостью терпит поражение. Вскоре под Уфой был  разбит  отряд  И. Н.  Чики ­  Зарубина, соратника самозванца,  а 1  апреля Голицын вновь разгромил войска Пугачева под Самарским городком. С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал. Так завершился первый этап пугачевщины. Высший подъем пугачевского восстания был еще впереди.   Второй   этап:  С   апреля   по   июль   1774   г.   –   Пугачёв   снял   осаду   с Оренбурга, отошёл на восток (Башкирия и Южный Урал), захватил уральские заводы,   сумел   взять   окраины   города   Казань.   В   его   отряд   влились   башкиры, удмурты, марийцы, чуваши. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были   разбиты,   потеряв   много   убитыми   и   пленными.   Большая   часть   башкир, примкнувших к движению, возвратилась на свои земли. Остатки   армии   восставших   переправились   на   правый   берег   Волги   и ступили   на   территорию,   охваченную   в   это   время   массовыми   крестьянскими волнениями.    Учитель:  Несмотря   на   поражение   под   Казанью,   народное   движение охватывало   всё   новые   и   новые   территории   Поволжья,   включая   Симбирский край. Армия Пугачева достигает 20000 человек.              3 ­ Взяты Курмыш,  Алатырский уезд, сожжены помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И   Симбирск   мог   быть   взят   восставшими,   если   бы   вовремя   не   пришло подкрепление, с помощью которого восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с восставшими ушёл в Нижнее Поволжье. ­ Давайте представим себя на месте Пугачева. К 1774 г. армия Пугачева неустанно   пополняется   и   достигает   20000   чел.   По   всей   стране   вспыхивают крестьянские восстания. Но в борьбе с царскими войсками армия потерпела несколько крупных поражений. Что бы Вы предприняли в этой ситуации? ­  Пугачев  в июле  1774  года  издает  «Манифест».  Давайте  обратимся  к тексту.  Работа учащихся с текстом «Манифеста» ­ Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому Манифесту? Приложение 3.   1 часть.  «,,,Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием   всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков,   быть   верноподданными   рабами   собственной   нашей   короне   и награждаем вольностию и свободою, владением землями и другими угодьями, не требуя подушных податей,,,» Предположим, что Пугачев захватил власть, что могло бы измениться в стране?  В чем противоречия? Учащиеся: «быть рабами нашей короне»­ все равно рабы                   «не брать налоги»­ а на что жить государству                   «наградить землями»­ а кто будет работать Итак, мало что могло измениться, так как Пугачев не знает, как устроено государство. 2   часть.  «…кои   прежде   были   дворянами   в   своих   поместьях   ­   оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имения брать себе в награждение…»  Учитель: Видите ли вы в этом указе какое­либо противоречие? Учащиеся делают вывод:  Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время нарушает, он разжигает в восставших ненависть, насаждает произвол и беззаконие.  Запись в тетради: «Манифест» Е. Пугачева  Учитель: Чем же закончилось восстание? Третий этап: С июля по сентябрь1774 г. ­ «крестьянский».  Е.И. Пугачёв переносит действия армии на правобережье Волги, занимает ряд городов. Отчетливо   осознавая   грозящую   государству   опасность,   правительство мобилизовало   на   борьбу   с   Пугачевым   все   силы.   Освободившиеся   после заключения Кючук ­ Кайнарджийского мира с Турцией войска перебрасывались в Поволжье, на Дон и в центр страны. Из Дунайской армии на помощь Панину был направлен знаменитый полководец А. В. Суворов.   Пугачев подошёл к Царицыну, где был разгромлен. Он еще готов был продолжать   борьбу,   но   его   собственные   сторонники   выдали   самозванца правительству.  Учитель дополняет рассказ учащихся. 12   сентября   1774   г.   группа   сподвижников   Пугачева,   богатых   яицкйх казаков,   во   главе   с   Твороговым   и   Чумаковым,   схватила   его   на   р.   Узени. Закованный   в   колодки   самозванец   был   привезен   в   Яицкий   городок   и   сдан властям. 3атем Пугачева переправили в Симбирск, а оттуда в деревянной клетке в Москву. 10 января 1775 г. на Болотной площади в Москве Пугачев и несколько его верных соратников были казнены. Многие   пугачевцы   после   подавления   восстания   были   биты   кнутом, прогнаны   сквозь   строй,   сосланы   на   каторгу.   Всего   же   в   сражениях   с регулярными   войсками   в   ходе   восстания   погибло   не  менее  10  тыс.  человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другое стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян, чиновников, священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу. Вывод: Итак,  выступление крестьян  потерпело поражение. Каковы же были причины? 1. Нет чёткой программы и плана действий. 2. Плохое вооружение. 3. Слабая военная подготовка, нет опыта боевых действий. 4. Локальный характер. 5. Разрозненность, несогласованность. 6.Применение для подавления восстания регулярной армии   во главе со знаменитыми полководцами, превратившимися в карателей ­ Суворовым А.В., Паниным П.И. 7. Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства   (это   то,   что   характерно   для   всех   народных   восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение. (Записать в тетрадь) Учитель: Восстание было подавлено, но прошло ли оно бесследно и какое оно имело значение? 1.Самое крупное выступление народа за всю историю России. 2.Впервые выдвинули идеи борьбы с крепостничеством и целым сословием – дворянством. 3.Совместно с крестьянами выступали работные люди, народы Поволжья, казаки. 4.Война   не   улучшила   положения   народа,   крепостничество   только усилилось. 5.Движение нанесло стране огромный экономический ущерб. Восставшие разрушили около 90 железоделательных и медеплавильных заводов на Урале и в Сибири, множество помещичьих хозяйств было сожжено и разграблено. Пугачевское   восстание   имело   важные   последствия   для   определения дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Она сделала серьезные выводы. Больше крестьянских войн в России не было. 3. Итак,     давайте   подведем   итог   урока   и   вернемся   к   теме   урока. Прочитайте, как звучала наша тема в начале урока. Оставляем тему или внесем изменения?  Да   действительно   мы   сегодня   изучили   с   вами   крестьянскую   войну. Историки по   ­ разному,   называют   это событие. Мы будем придерживаться понятия   «крестьянская   война»,   так   как   народное   движение   1773­1775гг.   на   большой   территории,   довольно   долго   и   ожесточенно, действовали   большинство   из   них   составляло   крестьянство,   выступали   против   произвола помещиков,  а  не  захват  власти  в  стране, как  это  происходит в гражданской войне. Игра «Тройка» ­ Назовите: 3 имени  по пройденной теме урока      3 события по пройденной теме урока      3 понятия по пройденной теме урока 4. Домашнее задание: Параграф № 24,   написать мини­сочинение «Как я участвовал (а)  в движении Е. Пугачева» 5. Рефлексия.           Покажите на смайлике ваше настроение на уроке.                                                                 урок   понравился                         урок   не   понравился   другое Укажите, что вызвало наибольший интерес ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _________________________________________________________ ________________________________________________________________   Приложение 1. Правление Екатерины II ­ 1762 ­ 1796 гг?  В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение? Бироновщина относится к правлению  Екатерины II?   Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное      1. 2. 3. 4. сословие произошло в царствование Екатерины II? 5. дворянства ?  6. 7. 8. 9. В период правления Екатерины II  был расцвет крепостного права?  Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян? В газетах были объявления о продаже крестьян? Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян? «Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии  Приложение 2. Гражданская война – это война между организованными группами внутри  государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее  единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является  захват власти в стране или в отдельном регионе, независимость региона, или  изменение политики правительства. Признаками гражданской войны являются наличие элементов государственной  военно­политической машины у обеих воюющих сторон и общенациональный  размах событий. Крестьянская война или крестьянское восстание — массовые выступления  крестьян против феодалов, приобретающие масштабы общегосударственной  гражданской войны.  Приложение 2. 1 часть. «,,,Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием  всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть  верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем вольностию  и свободою, владением землями и другими угодьями, не требуя подушных  податей,,,» Предположим, что Пугачев захватил власть, что могло бы измениться в  стране?  В чем противоречия? 2 часть. «…кои прежде были дворянами в своих поместьях ­ оных противников  нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать  равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами,  крестьянами, а домы и все их имения брать себе в награждение…» Видите ли вы в этом указе какое­либо противоречие?

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс

Конспект Урока по истории "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018