Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" ( 5 класс, история)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
21.02.2018
Урок № 3 Древний Вавилон" темы "Древние цивилизации Месопотамии" завершает исследовательскую работу обучающихся по проблеме : "Древнее Междуречье - колыбель человеческой цивилизации". Наиболее значимым моментом урока является анализ текста законов царя Хаммурапи. Продолжается формирование навыков учащихся по составлению схемы по предложенному образцу.Урок № 3 "Древний Вавилон" разработан по учебнику "История. Древний мир." Уколова В.И.
Урок 2. Культура Шумера. Конспект.docx
Тема: Древний Восток. Урок 2. Культура Шумера.
I.
II.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Конспект урока.
1.Расскажите о природных условиях Древней Месопотамии. Что позволило жителям Месопотамии
наладить хозяйственную жизнь.
(Примерный ответ ученика: Месопотамия – территория, расположенная между р. Тигр и Евфрат в
Западной Азии. Природные условия Месопотамии таковы:
•
•
•
•
летом невыносимая жара, зимой – на востоке возможны низкие температуры
редкие, но ливневые дожди
непроходимые джунгли и болота чередовались с пустыней.
отсутствие леса и строительного камня
Только труд и создание ирригационных систем позволило жителям Месопотамии наладить
хозяйственную жизнь.)
2.Карточка. Работа у доски. Начертите схему общественного устройства шумерских городов
государств. Прокомментируйте её.
Цари – неограниченная власть над людьми, издавали законы
Жрецы – высокое положение в обществе, совершали религиозные церемонии
Торговцы, ремесленники, крестьянеобщинники – были свободны, занимались
хозяйством
Рабы ими становились пленные
3. Что такое государство? (Примерный ответ ученика: Государство – это страна с определенной
территорией и границами, имеет единую систему власти, законы, армию, казну, налоги.)
4. Работа по карточке (письменно). Вставить пропущенные слова:
В древности типичной формой государства была ____________. Жители такой страны назывались
________________. Самыми могущественными городами – государствами Шумера были
__________, ______________, ______________. Правители этих государств издавали первые
_________ в истории.
(Ответ: В древности типичной формой государства была монархия. Жители такой страны
назывались Подданными. Самыми могущественными городами – государствами Шумера были
Урук, Ур, Лагаш. Правители этих государств издавали первые законы в истории.
За каждое правильно вставленное слово по 1 баллу. Всего 6 баллов. «3» 3 балла, «4» 4 балла,
«5» 56 баллов).
5. Работа по карточке (письменно). Выполни словарную работу:
1. Водохранилища, система осушения болот – это _________________________ сооружения.
2. «Большой человек» в Шумере _______________________.
3. Жители страны, которую возглавляет царь (правитель) _______________________.
4. Реки, в междуречье которых возникла древнейшая цивилизация __________, _____________.
(Ответ:
1. Водохранилища, система осушения болот – это ирригационные сооружения.
2. «Большой человек» в Шумере – царь.
3. Жители страны, которую возглавляет царь (правитель) –подданные.
4. Реки, в междуречье которых возникла древнейшая цивилизация – Тигр, Евфрат.)
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск Тема: Древний Восток. Урок 2. Культура Шумера.
III.
Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы выдвинули гипотезу: Более 5 тысяч лет назад народы Древнего
Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.
К каким выводам мы пришли на прошлом уроке? (примерный ответ: более 5 тысяч лет назад в
Междуречье были следующие признаки цивилизации: здесь возникли и развивались города,
появилось государство)
Какие, известные вам, признаки цивилизации осталось обнаружить? (примерный ответ: осталось
обнаружить и доказать, что в Междуречье появилась письменность, новые формы религиозной и
культурной жизни).
Начало презентации:
1этап урока. Постановка задачи на урок, организация групповой работы.
Слайд 1. Тема урока: Культура Шумера.
Учитель объявляет тему урока.
Слайд 2. Мы продолжим решение проблемы: Является ли Древнее Междуречье колыбелью
человеческой цивилизации?
Что такое культура? Выслушивает ответы обучающихся.
Слайд 3. Учитель обобщает ответы учащихся и знакомит их с планом урока.
1. Возникновение письменности.
2. Зарождение литературы.
3. Знания шумеров.
Учитель организует групповую работу. Сегодня мы разделимся на группы, каждая получит свое
задание, вы будете работать в паре, оформите свои выводы письменно в карточкеотчете. Каждая
группа защитит результаты своей работы перед всем классом.
1 группа. Задание: прочитайте пункт § 10 стр.32 «Возникновение письменности». Определите
этапы в развитии письменности Шумера, материалы для письма.
Выскажите предположение о причинах возникновения письменности.
2 группа. Задание: прочитайте пункт § 10 стр.3233 «Рождение литературы». Каким образом мы
узнали о том, что литература зародилась в Шумере? Вспомните, что мы знаем о географичеком
положении Шумера. Выскажите предположение, почему миф о Всемирном потопе возник в
Шумере?
3 группа. Задание: прочитайте пункт § 10 стр.33 «Знания шумеров». 12 абзацы. Выпишите
достижения шумеров. Подчеркните те из них, которыми мы пользуемся в наши дни.
4 группа. Задание: прочитайте пункт § 10 стр.33 «Знания шумеров» 3 абзац. Определите отличия
школы Шумера от современной школы. Почему шумеры стремились получить образование?
2 этап урока. Обсуждение результатов групповой работы.
Слайд 4. Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество письменных
источников.
Вопросы к заданию 1 группы. Какой материал использовали шумеры для письма?
Слайд 5. Как назывался первый способ письма, изобретенный шумерами?
Слайд 6. Как назывался более поздний способ письма? Есть ли связь между возникновением
государства в Шумере и развитием письменности?
Развитие письменности давало возможность сохранения и передачи информации, например,
вести учет налогов, которые поступали в казну, письменно зафиксировать законы.
Слайд 7. Подведение итогов.
Слайд 8. Каким образом мы узнали о том, что литература зародилась в Шумере? В чем главный
смысл поэмы о Гильгамеше?
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск Тема: Древний Восток. Урок 2. Культура Шумера.
Главный смысл поэмы вечное стремление человека познать «закон земли», тайну жизни и смерти.
Даже знаменитый Гильгамеш «могучий, великий и мудрый», несмотря на своё божественное
происхождение, не может заслужить у богов высшей милости и добиться бессмертия.
Слайд 9. Не только благодаря появлению письменности мы узнали о зарождении литературы. Не
меньшее значение имела библиотека царя Ашшурбанапала. Археологи обнаружили ок. 25 тыс.
фрагментов гланяных табличек. Сама библиотека сгорела, а её экспонаты остались. Почему?
Слайд 10. Как вы думаете, почему в Шумере зародилась одна из древнейших наук – астрономия?
Чем можно объяснить особое почитание шумерами числа 12 и 60.
Слайд11. Почему в школах Шумера учителями являлись жрецы? Какие трудности нужно было
преодолеть шумерскому школьнику?
Слайд 12. Учитель дает инструкцию по выполнению домашнего задания.
IV.
Закрепление изученного.
Приложение:
Отчет группы № 1.
Работу выполнили:__________________________________________________
Задание: прочитайте пункт § 10 стр.32 «Возникновение письменности».
1.Определите этапы в развитии письменности Шумера, материалы для письма.
2.Выскажите предположение о причинах возникновения письменности.
Отчет группы № 2.
Работу выполинли: ___________________________________________________
Задание: прочитайте пункт § 10 стр.3233 «Рождение литературы».
1.Каким образом мы узнали о том, что литература зародилась в Шумере?
2. Вспомните, что мы знаем о географичеком положении Шумера. Выскажите предположение,
почему миф о Всемирном потопе возник в Шумере?
Отчет группы № 3.
Работу выполнили: ___________________________________________________
Задание: прочитайте пункт § 10 стр.33 «Знания шумеров». 12 абзацы.
1.Выпишите достижения шумеров. Подчеркните те из них, которыми мы пользуемся в наши дни.
Отчет группы № 4.
Работу выполнили: ___________________________________________________
Задание: прочитайте пункт § 10 стр.33 «Знания шумеров» 3 абзац.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск Тема: Древний Восток. Урок 2. Культура Шумера.
1.Определите отличия школы Шумера от современной школы.
2.Почему шумеры стремились получить образование?
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск
Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" ( 5 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" ( 5 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" ( 5 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древний Вавилон" ( 5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.