Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
15.03.2018
Тип урока - "Древняя Греция" - комбинированный. Актуализация знаний обучающихся проводится по общим характеристикам социально - экономической и духовной сфер древневосточных цивилизаций. На этапе формулировки цели урока учитель знакомит обучающихся с выводом Н. Бердяева о том, что демократия - худшая из политических систем, но лучшей не дано. Таким образом формулируется цель урока - проследить процесс зарождения и развития античной демократии.Конспект урока истории "Древняя Греция" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история". Уколова В.И., Ревякин А.В.
Урок 1. Древняя Греция..docx
Тема: Мир Античности. Урок 1. Древняя Греция.
Конспект урока.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: проследить процесс зарождения и развития демократии, выявить специфические
черты античной цивилизации.
Формируемые универсальные учебные действия:
высказывать аргументированное суждение о значении демократии в жизни древних греков,
проводить параллели с современным обществом, оценивать преимущества демократии как
политического режима;
характеризовать природу и климат древнегреческой цивилизации с использованием физической
карты, определять хронологические рамки и периодизацию истории Древней Греции,
синхронизирвать её с наиболее яркими событиями истории Древнего Востока;
организовывать и планировать деятельность по отбору фактов и теоретических положений в
соответствии со сферами жизни общества архаической Греции; давать определения понятиям темы;
моделировать структуру древнегреческого полиса, представляя её в виде текста или схемы;
сравнивать два типа полисного устройства на примере Афин и Спарты, выявлять сходство и
различия;
участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственную точку зрения и
аргументировать её.
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник В.И.Уколова,
А.В.Ревякин.История. Всеобщая история 10 класс. М: «Просвещение», 2015г.
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Актуализация знаний.
1.
2.
1.Дайте характеристику социальноэкономической сфере цивилизации Древнего Востока.
(Традиционалистский характер экономики, стабильность форм социальноэкономических укладов;
особые отношения собственности, неразрывно связанные с властью (властьсобственность);
общинники основные производители материального богатства.
Отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных независимо от социального положения
безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; «рабское
самоощущение» подданных; важная роль общины в хозяйственной жизни, сильные коллективи
стские начала, коллективистское сознание).
2.Дайте характеристику духовной сфере древневосточной цивилизации. Какие религии зародились
на Востоке? Опишите одну из них (по выбору обучающегося). (Духовные устремления
определялись религией и мифом; после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение
тысячелетий воспроизводство собственных цивилизационнокультурных оснований. На Востоке
зародились зороастризм, ведизм, брахманизм, конфуцианство, даосизм и первая мировая религия –
буддизм).
Изучение нового материала.
3.
Слайд 1. Тема урока: Древняя Греция. (запись в тетрадь). Древняя Греция – колыбель европейской
цивилизации. Большое влияние наследие Древней Греции оказало и на славянскую цивилизацию,
достаточно вспомнить крещение Руси. Однако одно из достижений античности в наши дни
считается самым выдающимся. О нем русский философ Н. Бердяев написал, что это
( демократия) худшая из всех политических систем, но лучшей не дано. Как вы думаете, какое
достижение Древней Греции является одной из высших ценностей сегодня?
Слайд 2.
специфические черты античной цивилизации.
Цель урока: проследить процесс зарождения и развития демократии, выявить
Слайд 3. План урока:
1. Понятие Античность. Периодизация истории Древней Греции.
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Тема: Мир Античности. Урок 1. Древняя Греция.
2. Достижения критомикенской эпохи и архаической Греции.
3. Греческий полис.
4. Афины и Спарта: две модели греческого полиса.
5. Кризис полиса.
Слайд 4. Понятие Античность. Периодизация истории Древней Греции.
Античность (лат. antiquitas древность, старина) цивилизация и культура Древней Греции и
Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной
мировой цивилизации и культуры.
Слайд 5. Основные характеристики античности:
связь частной собственности и гражданского статуса человека
гражданская община как основа и форма государства
человек – «мера всех вещей»
время существования – рубеж III – II тыс. до н.э. (появление критомикенской
цивилизации) до V в. н.э. (гибель Западной Римской империи)
географический ареал – Средиземноморье
Слайд 6. Периодизация истории Древней Греции.
Рубеж III—II тыс. до н. э. XII в. до н. э. Критомикенская эпоха
XI—IX вв. до н. э «Тёмные века» (гомеровский период)
VIII—VI вв до н. э. – Архаическая Греция
V в. до н. э. 338 г. до н. э. – Классическая Греция
IV—II вв. до н. э. Эллинизм
Слайд 7. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование
раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции
(преимущественно в Пелопоннесе).
Слайд 8. Характеристика ранних государственных образования Греции:
пережитки родоплеменного строя
тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья
развитие по пути, близкому к развитию древневосточных государств:
государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом
громоздкими дворцами и храмовыми хозяйствами
сильной общиной
Слайд 9. Древнейшее государство – Крито–Микенское. (нач. бронзового века IIIII тыс. до н.э.).
Просмотр видеофрагмента «Дворец в Кноссе».
Слайд 10.
Период
IIIII тыс.
до н. э.
XII в. до н.
э.
Крито
микенская
эпоха
Основные события и характеристика
образование государства на Крите
развитие торговли и мореплавания
изобретение линейного письма
форма власти – теократия
вторжение грековахейцев на Пелопоннес
освоение гончарного круга
создание и расцвет Микенского государства(XV – XII в. до н.э)
во главе – царь
развитый бюрократический аппарат
Основные
деятели
Минос
(легендар
ный царь)
Кносс
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Тема: Мир Античности. Урок 1. Древняя Греция.
Троянская война (прим.XIII – XII вв. до н.э.)
упадок в связи с дорийским завоеванием
общины земледельцев, во главе «царь» и знать (люди, способные
обеспечить себе комплект вооружения)
утрачена письменность
освоение техники выплавки железа
Слайд 11.
XI – IX вв.
до н.э. –
«Гомеров
ский пери
од»( «Тем
ные века»)
Слайд 12. 3. Греческий полис.
Вспомните, что такое полис. Каковы особенности полисной системы древности?
Полис – это городгосударство с прилегающей в нему территорией.
Слайд 13. Проанализируйте карту Древней Греции, назовите особенности географического
местоположения, вспомните особенности природноклиматических условий.
Слайд 14. Обсуждение задания. Обобщение ответов обучающихся:
пересеченность местности
ограниченность территории
гористая, лесистая, каменистая местность
отсутствие плодородных рек
мало плодородной почвы. Эти особенности определили особенности жизни древних
греков.
Слайд 15. Жизнь населения:
интенсификация труда
изобретательность
усовершенствование орудий труда
Слайд 16.
стремление к прогрессу – необходимое условие выживания
формирование частной собственности – материальная основа свободы личности
полисная организация:
складывание элементов гражданского общества
рабовладельческая демократия
Слайд 17. Великая греческая колонизация.
Причины:
недостаток пригодных для сельскохозяйственного использования земель и постоянный
рост населения;
стремление расширить торговые связи с местными племенами;
острая политическая борьба в греческих полисах, в результате которой проигравшие
изгонялись или вынуждены были бежать
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Тема: Мир Античности. Урок 1. Древняя Греция.
Слайд 18.
Слайд 19.
Комментарии к схеме.
Слайд 20
Комментарии к схеме.
Слайд 21. 4. Афины и Спарта: две модели греческого полиса.
Линии сравнения
Тип полиса
Органы управления
Афины
Спарта
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Тема: Мир Античности. Урок 1. Древняя Греция.
Элементы политического
режима
Задание: Прочитайте пункт параграфа «Афины и Спарта» (с. 58—59) заполните таблицу «Две
модели греческого полиса».
2. В чём их принципиальное различие? Какому устройству полиса вы отдадите предпочтение?
Ответ обоснуйте. (устно).
3. Составьте кластер модель «фишбоун». «Кризис полиса» (с.6566).
Слайд 22. Знакомство с моделью кластера «фишбоун», инструкция по заполнению.
Слайд 23 24.
Линии сравнения
Афины
Законодательная
основа
государственного устрой
ства
Реформы Солона (нач. VIв. до н.
э.) и Клисфена (конец VI в. до н.
э.)
Тип полиса
Органы управления
Спарта
Законы Ликурга (легендарный
законодатель)
Олигархический полис
Два царя (избирались из рода
Гераклидов) высшие воена
чальники, судьи и жрецы.
Совет старейшин;
Народное собрание.
Эфорат — орган, контролиру
ющий власть и жизнь
спартиатов
проникновение
Тотальное
власти во все стороны жизни
спартиатов
Демократический полис
Народное собрание – высший
орган власти.
Архонты избираемые должност
ные лица
(исполнительная
власть).
Буле совет для ведения важ
нейших дел.
Стратеги командующие армии
ей и флотом.
Гелиэя избираемый суд
Принципы гражданственности,
законности и политической
свободы
Элементы политического
режима
Слайд 25. Д/задание:
§ 4 п.14, 6; § 5 п.2 Презентация*
1. Реформы Солона и Клисфена.
2. Законы Ликурга.
.
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск
Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Древняя Греция" ( 10 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.