Конспект урока по истории на тему "Мир ислама" ( 6 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Мир ислама" - комбинированный, цель урока - проследить процесс формирования исламского мира, выяснить его особенности, вклад народов Арабского халифата в развитие общемировой культуры. В ходе урока обучающиеся работают над проблемой - особенности государственного устройства и духовного развития мира ислама.Урок "Мир ислама" по учебнику "История. Средние века". Ведюшкин В.А., Уколова В.И.
Иконка файла материала Урок 6. Мир ислама.конспект.docx
Тема: Рождение средневекового мира. Урок 6. Мир ислама. Конспект. Цель:  проследить   процесс   формирования   исламского   мира,   выяснить   его   особенности,   вклад народов Арабского халифата в развитие общемировой культуры. Планируемые результаты:      предметные: научатся объяснять  особенности процессов  формирования Арабского халифата и его распада; давать характеристику   взаимоотношениям между арабами и завоёванными ими народами; определять достижения и вклад арабской культуры в общемировую, её связь с исламом.  метапредметные   УУД:  самостоятельно   организовывать  учебное   взаимодействие;   определять собственное  отношение к фактам и явлениям истории; формулировать свою  точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­ чами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать  и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения  цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;  оценивать весомость  приводимых  доказательств  и  рассуждений;  давать   определения   понятий;   анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в таблице; личностные   УУД:  формировать   личностную   мотивацию  к   изучению  нового   материала; осмысливать социально­политический и культурный опыт предшествующих поколений. Оборудование   урока:   компьютер,   проектор,   мультимедийная   презентация,   карта   «Арабский халифат». 1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку. 2. Актуализация знаний. 1. В чем причины появления ислама у арабов? 2. Каковы основные положения ислама? Есть ли сходство с христианством? 3. (Для мотивированных обучающихся)* Почему, по вашему мнению, ислам стал мировой религией? 3.Изучение нового материала. Мотвационно­целевой этап.     Ислам ­ мировая религия, т.е. религия, которая вышла за пределы одного государства и одного народа. Распространение новой веры  и деятельность правителей арабского государства привели к возникновению   целого   мира   ислама.   Цель   нашего   урока   –   проследить   процесс   формирования исламского мира, выяснить его особенности, и тема нашего урока так и называется «Мир ислама».  Слайд 1. Тема урока: «Мир ислама». (запись в тетрадь). В прошлом году мы познакомились с цивилизациями Древнего мира, которые отличались , как правило, деспотическими режимами,   с античными цивилизациями – колыбелью демократии, сегодня знакомимся с миром ислама. Как вы думаете, каково проблемное задание нашего урока? (выслушивает ответы обучающихся). Слайд 2. Обобщает ответы, знакомит с проблемой урока: выяснить особенности государственного устройства и духовного развития мира ислама. Слайд 3. План урока: 1. Арабские завоевания VII­VIIIвв. Возникновение Халифата. 2. Государственное устройство Халифата. 3. Распад Халифата. 4. Культура стран Халифата. Слайд 4.   В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника. Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике. В результате  новым главой мусульман был избран Абу Бакр – ученик и близкий друг Пророка.  Так управление перешло в руки последователей и сподвижников История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.ВилючинскТема: Рождение средневекового мира. Урок 6. Мир ислама. Мухаммеда. Они получили титул «халиф», который переводился как «наместник, заместитель» Пророка, а государство стало называться Халифатом. Слайд 5. Линия времени.  За всё время существования халифата с 632 по 1258 год им правили три династии.   «Праведные халифы» – в середине 7 века. Омейяды – с середины 7 по середину 8 века. Абассиды: середина 8 – середина 13 века.           Слайд   6.   Перед   смертью   Пророк   поставил   перед   мусульманами   общую   цель   –   подчинить «неверных» новой религии. При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии. Задание: прочитать п.1 §7, стр. 22­23, заполнить таблицу «Арабские завоевания». Дата 636г сер.VIIв.   – 711­714гг.   битва 732г. при Пуатье I пол.VIIIв. 751г. при Таласе.   битва   Завоеванная территория Восточные провинции Византии: Сирия, Палестина, Египет. Захват Ирана, средиземноморского   побережья Африки.  Подчинение королевства в Испании Продвижение   арабов   в   Европе остановлено франками Средняя Азия, вышли к р.Инд Нанесли   поражение   китайскому войску Вестготского   Причины военных успехов арабов  Уверенность   в   победе   Аллаха, стремление выполнить завет Пророка  Прекрасные   военные   качества, многочисленная сильная конница  Ослабление   внутренней   враждой  противников арабов Готовность населения сдаться без боя:  Усталость от войн и налогов  Терпимость   арабов   к христианам и иудеям  Ослабление   налогового бремени  Привлекательность вероучения ислама Проверка выполнения задания. Слайд 7. Карта «Арабские халифат». Вывод учителя: в результате арабских завоеваний  VII– первой половины VIII веков было создано огромное государство – Арабский халифат – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую   часть   Закавказья,   Среднюю   Азию,   Сирию,   Палестину,   Египет,   Северную   Африку, большую   часть   Пиренейского   полуострова.  Владения   халифата   раскинулись   от   берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Слайд 8.Государственное устройство  халифата. Успехи военных завоеваний развивались на фоне серьезных кризисов внутри страны и прежде всего жестокой   борьбы   за   власть   халифов.   После   смерти   халифа     Али,   двоюродного   брата   и   зятя Мухаммеда,   к   власти   приходят   представители   старой   арабской   аристократии.   В   661­750   гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске. Комментарии к схеме. Сунниты  Имамом – верховным главой всех мусульман – должен быть  Ислам Шииты халиф, светский глава государства История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.ВилючинскТема: Рождение средневекового мира. Урок 6. Мир ислама.  Отрицали титул халифа  Имамом может быть только         Как   вы   думаете,   к   каким   последствиям   могло   привести   разделения   ислама   на   два   противоборствующих течения? (выслушивает ответы обучающихся).           Обобщает   выводы   детей:   борьба   внутри   ислама,   междоусобицы   заметно   подрывали   силы Арабского халифата. Потомок Али Слайд 9. В 750 г. к власти пришла  династия  Аббасидов ­ потомков дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад. К этому времени     сложились основы государственного управления.  Халиф – верховный правитель, собственник всех земель халифата. Эмиры (родственники и приближенные) – наместники провинций  Собирали налоги   Управляли провинциями  Руководили завоевательными походами Органы центральной власти, регулярная армия,  особые отряды для контроля внутренних дел Слайд 10. Постепенно  сложилась налоговая система халифата.  Поземельный налог Платили все небедные жители государства Налоги Подушный налог (джизья) Платили только немусульмане  История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск Содержание армии и чиновников  Строительные работы По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения. Слайд 11. Распад Арабского халифата. Внимательно послушайте мой рассказ, вспомните историю создания Халифата, территориально­ национальные особенности и сделайте выводы о причинах распада Халифата.       Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар­Рашида (768­ 809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". Справедливый сказочный Харун на самом деле   был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. Слайд 12. Жители завоеванных стран (немусульмане) не имели права носить оружие, должны были отличаться   от   арабов   одеждой.   Им   не   разрешалось   выступать   в   суде   свидетелями   против мусульман.    В VIII­IX вв. по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала   силы   халифата.   Чтобы   успешно   подавлять   народные   восстания,   один   из   халифов приказал  набрать  войско  среди  пленных  тюрок  ­ жителей  Средней  Азии.  Из них была создана преданная халифу гвардия.   Позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов. Слайд   13.   Наместники­эмиры,   пользуясь   возможностью   собирать   налоги,     начали   создавать собственные   вооруженные   силы   и   стали   передавать   по   наследству   свои   должности   вместе   с полученными в управление провинциями. Они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. Проверка задания. Беседа о причинах распада халифата. Обобщение ответов обучающихся: Причины:  Народные восстания ослабили силу завоевателей.  Многонациональный состав населения (разные языки и обычаи)  Слабые торговые связи между частями государства  Усиление эмиров, превращение провинций в независимые государства Слайд 14. Карта «Распад Арабского халифата». В   середине   VIII   в.   один   из   противников   халифа   захватил   власть   в   Кордове.   Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании ­ Кордовский эмират (с X века ­ Кордовский халифат). В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия. К середине XI в  большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками­ сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 г. они захватили Багдад. Крестовые походы европейцев также ослабили халифат. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада.   Арабский халифат прекратил свое существование, но исламский мир сохранился. Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Слайд 15. Культура стран Халифата. Религия   –   одна   из   составных   частей   духовной   культуры   наряду   с   образованием,   наукой, искусством. Духовная культура мира ислама формировалась не на пустом месте.Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата:    высокий уровень ремесла и торговли наличие крупных городов политика центральной власти в области культуры:  терпимость к культуре завоеванных народов   сохранение памятников древней культуры  сохранение   традиций   и   художественных   умений   разных   народов   и   поколений,   их дальнейшее развитие. Культура Халифата впитала культурное наследие Сирии, Египта, античного мира, но наибольшее   влияние  оказала   культура   Средней   Азии.  Широкое   распространение   получает арабский   язык.   Арабский   язык   становится   государственным   в   странах   халифата,   языком литературы и науки. Слайд 16. Проанализируйте некоторые откровения Пророка и арабские пословицы: «Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика»; «Тот не умирает, кто отдает жизнь науке»; «Важнейшее упражнение человека ­ знание»; «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». О   чем   говорят   эти   пословицы?  (О   большом   уважении   к   научным   знаниям,   научной деятельности.) Ученые стран халифата изучали труды Евклида по геометрии и Птолемея по астрономии. На арабский язык были переведены труды иранских, индийских ученых. В   Багдаде   при   правлении   Харуна   ар­Рашида   был   основан   «Дом   мудрости»   ­   хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Слайд 17. Познакомьтесь снаиболее известными достижениями арабских ученых. Математик Аль­Хорезми познакомил арабов с индийскими цифрами и написал труд «Алджебр», что   означает   счет.   У   арабов   эти   цифры   заимствовали   европейцы,   они   до   сих   пор   называются арабскими. Слайд 18. Высокого уровня достигла астрономия. В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Астрономы  приблизительно вычислили диаметр Земли, описали положение видимых звезд на небе. Аль – Бируни предположил, что центром Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.  Названия звезд Альдебаран, Альтаир, Бетельгейзе, Вега были даны арабскими астрономами. Слайд 19. Арабские историки собирали предания и сообщения о Мухаммеде, прославляли  походы арабов, изучали историю римских, византийских и иранских правлений.          Географы   путешествовали   и   описывали   страны   и   народы   Африки,   Китая,   Индии, Восточной Европы, составляли карты освоенных стран и морей. Слайд 20. Больших успехов достигла медицина. Авиценна – Ибн­Сина написал более 100  научных трудов, описал признаки многих болезней. Слайд   21.   Арабское   искусство   отличается   своеобразием   в   связи   с   тем,   что  ислам осуждал изображение человека и животных. Живопись и скульптура практически не развивались. Главным искусством в то время была  архитектура.  Строители возводили для халифов дворцы, крепости и гробницы. Наивысшего расцвета архитектура достигает в создании мусульманских храмов ­ мечетей (от араб, «масдшид» ­ место поклонения). Обряды мусульман первоначально не требовали специальных зданий для молитв. Арабским отрядам в далеких походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а направление к Каабе (священному камню) определяли по тени воткнутого в землю копья.В 665­670 гг. появляются первые построенные мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять или больше колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Это тип колонной мечети. Со временем мечети стали различаться по своему назначению: • небольшая мечеть, масдшид ­ место индивидуальной молитвы; • соборная (пятничная) мечеть ­ место для коллективной молитвы; • муссалло ­ загородная мечеть, куда горожане отправлялись в дни больших праздников. Слайд 22. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише ­ михрабу, направленному в сторону Мекки. Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов ­ высоких башен, с которых 5 раз в день созывали верующих на молитву. Убранство мечети по сравнению с христианским храмом очень простое: нет мебели; нет музыкальных инструментов; нет дорогой утвари. пол застлан коврами, на которых располагаются молящиеся. Слайд 23. Выдающимися произведениями церковной архитектуры  служат  мечеть Омейядов (705­ 715 гг., Дамаск, Сирия) и Кордовская мечеть (VI1I­ IXвв). Слайд 24. С арабской литературой вы наверняка знакомы по сказкам «Тысяча и одна ночь». В Средней Азии и Иране активно развивается поэзия на таджикско­персидском языке {фарси). Самый знаменитый поэт, писавший на фарси, ­ Фирдоуси, более 30 лет работал над поэмой «Шах­ наме»   (Книга   царей).   Идея   книги   ­   призыв   прекратить   междоусобные   войны   и объединиться для борьбы с внешними врагами, заботиться о благополучии народа и процветании страны. Слайд 25. Как и в Европе этого времени, книги были рукописными. Рукописная книга высоко ценилась в мусульманском мире. Она была святыней, произведением искусства.   Книга   была   плодом   совместных   усилий   каллиграфа,   орнаменталиста,   миниатюриста   и переплетчика.   Миниатюры  XII­XIV  вв.,   созданные   в   мастерских   городов   Ирака,   Ирана,   Сирии,   Египта, унаследовали   традиции   сирийской   и   византийской   живописи.   Наиболее   популярными   были изображения: ­ сцен царских приемов; ­ сцен охоты, пиров, сражений; ­ портреты правителей на коне или на троне. Миниатюры   со   страниц   рукописей   переносились   на   керамические   сосуды,   на   ковры   и   другие изделия. Расцвет искусства миниатюры пришелся на XII век. Слайд 26. Рефлексия содержания материала. Наш урок подходит к концу. Выберите 1­2 предложения из предложенных и закончите их. сегодня я узнал...  было трудно…  я понял, что…  я научился…  я смог…  было интересно узнать, что…         меня удивило…   мне захотелось…  Слайд 27. Домашнее задание § 7, вопросы и задания.Слайд 28. Источники. 1.https://yandex.ru/images 2. История Средних веков. Поурочные рекомендации. В.А.Ведюшкин, И.В.Ведюшкина: М, Просвещение. 2016г. 3.История   Средних   веков.   6   класс:   поурочные   планы   по   учебнику   Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского / авт.­сост. Н.Ю.Колесниченко.­ Изд.2­е,испр.­Волгоград:Учитель, 2010.