Тема: Первые известия о Руси
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать
различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе
знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить
логическую схему формирования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;
Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте
Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов.
Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных
источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять
понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность
решения учебной задачи.
Оборудование: Учебник: «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение»
2016. презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия и термины: Русы; Варяги; Русь; Норманская теория.
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание Варягов
Персоналии: Рюрик
План урока
1. Актуализация опорных знаний.
2. Изложение нового материала.
3. Физкультминутка.
4. Рефлексия
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
Для повторения учащимся предлагается ответить на вопросы:
Где располагались самые известные стоянки первобытных людей?
Что такое неолитическая революция?
Где и когда на территории современной России возникали первые государства?
2. Изложение нового материала
2.1 Происхождение народа русь
В IX веке на Востоке Европы появилось государство Русь. Главным историческим
источником стала «Повесть временных лет». Учащиеся записывают (862 год – Рюрик начал править восточнославянскими
племенами, основал династию Рюриковичей).
Первым точно датированным источником о Руси считается сообщение хроник
монастырей Франкской империи. Народ рос пришел ко двору и просил подданства у
Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Многие историки предполагают, что
слово «русь» скандинавского происхождения. Согласно этой версии, восточные славяне
заимствовали слово «русь» у финнов.
Далее учащимся предлагается записать (Слайд 3).
2.2 О чем говорит археология
Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы (Слайд 6):
•
•
•
•
•
Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев изза моря?
Где располагались эти поселения?
Когда и где появился новгород?
К какому выводу пришли многие археологи?
Каковы были главные занятия норманнов?
2.3 Споры норманистов и антиноманистов
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу (Слайд
Норманисты
Антинорманисты
Сторонники теории
Г. Байер, Г. Миллер
М.В. Ломоносов
Название «Русь»
Русь – норманны (шведы)
Русь – это славянский,
нескандинавский народ
Основные положения
Без приглашения норманнов
славяне не смогли создать свое
Славяне сами создали
свое государство и
государство
культуру
3. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем —
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три. (Дети шагают под счет учителя.)
4. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры историков?
Ответы учащихся.
Домашнее задание
§ 4
Конспект урока по истории на тему "Первые известия о Руси" (6 класс)
Конспект урока по истории на тему "Первые известия о Руси" (6 класс)
Конспект урока по истории на тему "Первые известия о Руси" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.