"Появление полиса" - урок № 1 темы "Греческие полисы". Тип урока - комбинированный. Цель урока - выяснить изменения в жизни греков с появлением полисов, особенности полисной жизни. В ходе урока обучающиеся анализируют текст учебника, формулируют отличительные черты полиса. Работа со схемой "Общественное устройство полиса" формирует знания о правах и обязанностях граждан.Конспект урока "Появление полиса" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Тема 2. Греческие полисы. Урок 1. Появление полиса.
Конспект урока.
Цель урока: выяснить, какие изменения вызвали появление полиса, в чем особенности полисного
устройства жизни.
Задачи урока
1.
с особенностями государственного устройства
Познакомить обучающихся
2.
3.
4.
древнегреческого полиса.
Развивать способности раскрывать причинноследственные связи исторических событий
На примере жизни древнегреческого полиса формировать систему ценностей и убеждений,
основанной на нравственных и культурных достижениях человечества.
Продолжать работу по формированию следующих умений и навыков:
работать с исторической хронологией, картой, терминами и понятиями: полис, агора,
акрополь, гражданин, метек, раб, гоплит, фаланга, дорийцы, аристократы, демос.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащхся, их рабочих мест к уроку.
2. Актуализация знаний.
ХОД УРОКА
1.Чем знамениты Гомер и Генрих Шлиман?
2.Рассказать о событиях Троянской войны.
3.Почему приключения Одиссея и сам герой пользовались любовью греков?
4. Письменно.
Дата: ____________________
Работу выполнил(а)________________________
Объясните смысл крылатых выражений:
1.
“Яблоко раздора”_______________________________________________________________
2.
3.
4.
“Ахиллесова
пята”_______________________________________________________________
“Троянский
конь”________________________________________________________________
«Между Сциллой и
Харибдой»_____________________________________________________
3. Изучение нового материала:
Слайд 1. Тема урока: Появление полиса.
Слайд 2. Цель урока: выяснить, какие изменения вызвали появление полиса, в чем особенности
полисного устройства жизни.
Слайд 3. План:
1. Образование полисов.
2. Общественное устройство полиса.
3. Борьба внутри полиса.
Слайд 4. Вспомните, почему погибла Микенская цивилизация? (в результате дорийского
завоевания)
Каковы были последствия завоевания дорийцев? (наступила эпоха «темных веков»: ахейские
города и дворцы были разрушены, местное население порабощено, исчезли ремесла и искусство,
была утрачена письменность, хозяйство пришло в полный упадок). Но к концу 9 века до н.э. Греция
начала возрождаться.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1.г.ВилючинскТема 2. Греческие полисы. Урок 1. Появление полиса.
Слайд 5. Задание: прочитайте вступление к § 31, стр. 82. Определите причины возрождения Греции,
приведите доказательства.
Слайд 6. 1.Образование полисов.
В 97 вв до н.э. в Древней Греции появились и стали развиваться первые полисы.
Запись в тетрадь: Полис – городгосударство.
Задание: прочитайте пункт § 31 «Первые полисы», стр.82. Определите отличительные черты
греческого полиса.
Слайд 7. Проверка выполнения задания.
Черты полиса:
1.Возникают на месте быстро растущих древних поселений
2.Центр полиса город
3.Самоуправляющая община
4. Полисы никогда не были объединены в единое государство
Слайд 8. Устройство полиса. Полис включал в себя кроме городского центра ещё и прилегающую
сельскую местность с возделанными полями. Эта территория составляла округ полиса – дем.
В городском центре обязательно были акрополь и агора.
Слайд 9. Акрополь — это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились
укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились
самые основные храмы.
Слайд 10. Агора рыночная площадь, служившая также местом собраний граждан и центром
общественной жизни. Обычно она располагалась в центральной части города. Считается, что
афиняне проводили на ней больше времени, чем дома: гуляли в тени аллей, слушали споры
и речи мудрецов, собиравшихся в портиках, узнавали политические и бытовые новости.
Слайд 11. 2. Общественное устройство полиса.
Решения, определявшее жизнь полиса принимало народное собрание – объединение граждан.
Комментарии схемы.
Права:
Слайд 12. Важный переворот произошел в военном деле. Во времена Троянской войны главную
роль в сражениях играли знатные бойцы, имевшие тяжелые медные или бронзовые доспехи:
панцирь, поножи, шлем с конской “гривой” на макушке, кожаный щит с металлическими
накладками; их наступательное оружие состояло из деревянного копья, обитого медью, и
обязанностями
ти:
житель полиса,
Гражданин – коренной
• иметь в
обладающий правами и
собственност
Обязаннос
и земельный
участок
• принимать
участие в
работе
народного
собрания
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1.г.Вилючинск
• защищать
полис
• быть
воиномТема 2. Греческие полисы. Урок 1. Появление полиса.
бронзового меча. Эти воины сражались как в пешем строю, так и на колесницах. Бой состоял из
поединков героев.
Слайд 13. В “железном веке”, когда были изобретены новые способы обработки металлов, оружие
подешевело. Главными защитниками греческих городовгосударств стали их состоятельные
граждане – тяжеловооруженные ремесленники и крестьяне, называвшиеся гоплитами.
Слайд 14. На поле боя эти воиныграждане строились в несколько рядов, располагавшихся друг за
другом; бойцы каждого ряда стояли плечом к плечу. Такой плотный строй назывался фалангой.
Длина фаланги достигала иногда километра, в глубину она имела обычно 8 рядов. Под звуки
флейты, с боевой песней, устремлялась греческая фаланга на противника, тесня его не только
оружием, но и всей своей массой.
Слайд 15. Борьба внутри полиса.
Задание: Прочитайте пункт § «Борьба внутри полиса», стр. 83. Определите причины борьбы внутри
полиса, противоборствующие силы.
Слайд 16. Домашнее задание:
§ 31, стр. 8283, задание 4, стр 58 тетрадьтренажер.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№1.г.Вилючинск