Конспект урока по истории на тему "Предшественники римлян" (5 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроком "Предшественники римлян" открывается изучение темы "Ранний Рим". Цель урока - познакомить обучающихся с народами, населявшими Древнюю Италию до основания Рима. Тип урока - урок открытия новых знаний. Урок организуется в форме урока - исследования. Организуется парная работа, Результаты обучающиеся заполняют в рабочем листе, после проверки выполнения проводят самооценку, используя критерии, данные учителем.Урок "Предшественники римлян" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Иконка файла материала Урок 1. Предшественники римлян. Конспект.docx
Тема 1. Ранний Рим. Урок 1. Предшественники римлян. Цель урока: познакомить обучающихся с народами, населявшими Древнюю Италию до основания Рима. Конспект. Задачи:  достижение следующих результатов: Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных   ценностей,   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного наследия Древнего мира. Метапредметные     ­     развивать   умение   применять   модели   и   схемы   для   решения   учебных   и познавательных задач, умение осознанного чтения. Предметные   –   развивать   умение   находить,   историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима.   критически   оценивать   и   систематизировать Тип урока:   открытие   нового   знания. Технология   интенсификации   учебного   материала   на основе  схемных  и  знаковых  моделей,  проблемного  обучения, проведение исследования.   Форма урока: урок­исследование. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку. Актуализация изученного: Мы   приступаем   к   изучению   последней   темы   истории   Древнего   мира.   Сегодня   мы     начнем знакомство с Римом. Я предлагаю вспомнить страны, с которыми мы успели познакомиться. Ваша задача выслушать описание страны и вспомнить её название.   В этой стране не было леса, но было две реки. Здесь издавна жили трудолюбивые земледельцы, о них мы узнали благодаря глиняным табличкам. (Месопотамия, Междуречье) Эта   страна   была   «даром   реки,   разливы   этой   реки   были   залогом   богатого   урожая,   гробницы правителей этой страны в древности – одно из семи чудес света. (Египет) В  этой   стране   жили   моряки,   пираты,   умелые   и  хитрые   торговцы.   Этот   «народ   моря»  изобрел алфавит, который усовершенствовали греки, добавив в него буквы, обозначающие гласные звуки. (Финикия) Изобретениями народа этой страны мы пользуемся на уроках в школе, во время празднования Нового года или дня рождения. С севера территория этой страны отгорожена от своих соседей «восьмым чудом света». (Китай). Мотивационно­целевой момент. Слайд 1. А теперь представим себя в роли мореплавателей. Мы садимся на триеру в Афинском порту   Пирей   и   плывем   сначала   на   запад.   Как   называется   полуостров,   к   берегам   которого   мы добрались?   (выслушивает   ответы   учащихся)?     Обобщает   ответы   учащихся.   С   древности Апеннинский   полуостров   называют   Италией.   Кто   знает,   как   называется   столица   современной Италии?  Сегодня   –  Рим   –   это   большой   город,   столица   государства,   а   в   древности   так   называли   целое государство, которое со временем превратиться в могучую империю. Историю какой страны мы начинаем изучать сегодня на уроке? История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 1. Ранний Рим. Урок 1. Предшественники римлян. Слайд 2. Записывают тему урока: «Предшественники римлян». Из названия урока понятно, что народ, который мы будем называть римлянами, не сразу появился на Апеннинах. Здесь было своё коренное население. Какова может быть цель нашего урока? Слайд 3.  Цель урока:  познакомиться с народами, населявшими Древнюю Италию до основания Рима. С чего мы должны начать изучение истории Древней Италии? Слайд 4. План урока: 1. 2. 3. Природа Италии. Этруски – древнее население Италии. Верования этрусков. Изучение нового материала. Слайд 5. Природа Италии.           Древнее   название   Апеннин   –   Италия   ­   пришло   из   Греции   и   означает   –   «страна   телят». Апеннинский полуостров легко узнаваем, на что он  похож…? Верно,  на старинный сапог. (следят по карте 26 «Атласа»).  Назовите моря, которые омывают Апеннины? (не забудьте сориентироваться по сторонам света).  С   юга,   с   востока   и   запада   Апеннинский   полуостров   омывается   морями   Средиземного   моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.  Какие крупные острова находятся недалеко от полуострова?(выслушивает ответы учащихся) Слайд   6.   Вспомните   условные   обозначения   физических   географических   карт.   Опишите   рельеф местности Италии.      На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами.   Через   полуостров   тянется   невысокий   горный   хребет   Апеннины.   У   подножия   Апеннин лежат   долины,   равнины,   холмистые   местности,   удобные   для   жизни   людей.   На   большей   части Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Предположите, какое хозяйство могли вести люди, живущие в подобных условиях?        Народы, населявшие Апеннины занимались виноградарством,   садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь). Задание 1: работаем в паре с заданиями, которые помогут вам исследовать особенности климата и природы Рима. Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы запишите в таблицу. 1. Теперь   обозначим   самые   важные условия,   благодаря   которым   римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих   условий   состоит   в   том,   что Италия, наподобие острова… 2. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней… 3. В­третьих,   Италия   расположена   в различных климатических зонах… 4. Почти   во   всю   ее   длину   тянутся Аппеннинские горы, имеющие по обеим сторонам   равнины   и   плодородные холмы… 5. Кроме   того,   имеется   множество 1. …соответственно которым там имеются разнообразные   животные   и   растения   и вообще   все   необходимые   для   человека предметы. 2. …окружена как верной оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые   в   свою   очередь   защищены труднопроходимыми горами. 3. …зато   существуют   гавани   обширны   и весьма удобны… 4. …так что невозможно выразить словами всего   изобилия   и   высоких   достоинств плодов, здесь произрастающих.  5. …так   что   нет   такой   части   Италии,   на История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 1. Ранний Рим. Урок 1. Предшественники римлян. всякого   рода   металлов,   строительного материала,   пищи   для   человека   и   для домашних животных… долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин. 1 2 2 3 3 1 4 5 5 4 Оценка за выполнение задания: «3» ­ три правильных соответствия «4» ­ четыре правильных соответствия «5» ­ все соответствия установлены верно 2.Этруски. Древним   населением   Апеннин   были   этруски   и   лигурийцы.   Какую   часть   Апеннин   они заселяли? (северную и северо­западную части). Продолжаем работать в парах.  Задание 2. Анализируем п.2. § 44, стр.116­117. Заполняем таблицу. Государственное устройство 1.царская власть Хозяйственная деятельность 1.земледелие 2.мореплавание 3.морская торговля, пиратство 4.   ремесло:   обработка   железа,   бронзы, драгоценных металлов 5. строительство городов Оценка за выполнение задания: «3» ­ 4­5 элемента «4» ­ 6­7 элемента «5» ­ 8­9 элементов 3.Верования этрусков. Слайд 7. Верховные боги этрусков составляли троицу, которой поклонялись в тройных храмах. Это были бог Тин – бог неба, молнии и грома, богиня Туран – владычица всего живого, Менерва – покровительница ремесленников. Слайд 8.  Вселенная представлялась этрускам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемые параллели между этими тремя структурами позволяли по расположению светил в небесной сфере предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Слайд 9. Домашнее задание §44, контурная карта № 17, задание 1.  История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 1. Ранний Рим. Урок 1. Предшественники римлян. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.Вилючинск