Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)
Оценка 4.8

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл
14.03.2018
Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)
Тип урока - урок изучения нового материала, цель урока - выяснить основное содержание, роль и место предыстории человечества в историческом процессе. На уроке обучающиеся познакомятся с основными характеристиками антропогенеза, с древнейшими формами социальной и духовной жизни, со значением неолитической революции в становлении человеческого общества.Конспект урока истории "Предыстория" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история". Уколова В.И., Ревякин А.В.
Урок 1-2. Предыстория. Конспект..docx
Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. Тип урока: урок изучения нового материала. Конспект. Формируемые универсальные учебные действия: объяснять   причины   поиска   древними   людьми   ответов   на   вопросы   о   происхождении   мира   и человека, формулировать собственное суждение об этическом значении этих вопросов; сравнивать исторический   период   развития   человечества   и   предысторию,   выявлять   отличия;   объяснять критерии периодизации древнейшей истории человечества; сравнивать человека современного с первобытным,   составлять   сравнительную   таблицу; характеризовать основные формы первобытной религии, уметь применять теоретические знания  о   первобытных   формах   религии   к   анализу   исторических   ситуаций;   структурировать   текст учебника, выделять существенные признаки неолитической революции, оформлять результаты в опорную схему; формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме происхожде­ ния человека, участвовать в коллективном её обсуждении.   выявлять   существенные   отличия, Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник В.И.Уколова, А.В.Ревякин. История. Всеобщая история 10 класс. М:­ «Просвещение», 2015г. Ход урока: 1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. 2. Мотивационный этап.         Вспомните наиболее распространенную периодизацию истории. Назовите в хронологической последовательности этапы исторического развития. (Первобытность, Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время).    Сегодня мы рассмотрим самый длительный в истории человечества период – Первобытность или Предысторию. 3. Изучение нового материала: Слайд 1. Тема урока: Предыстория. Слайд 2. Цель урока: выяснить основное содержание, роль и место предыстории человечества в историческом процессе. Слайд 3. Задание: Прочитайте раздел «Предыстория и история» (с. 16 учебника) и сформулируйте существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества. Выводы зафиксируйте в таблице. Линии сравнения Предыстория и история. Предыстория  История Проверка выполнения задания. Слайд 4. Знакомство с образцом заполнения таблицы. Предыстория  Линии сравнения Период  Содержание  4­3 млн лет назад ­ рубеж IV­III тыс. до н. э. Формирование  человека как биоло­ гического   вида   с   его   психофи­ зическими социальными и характеристиками     История Рубеж IV­III тыс. до н. э. ­  настоящее время Возникновение   цивилизаций,   т. е. государственности, письмен­ ности,   осознания   обществом своего прошлого История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. Слайд 5. Изучение первобытности мы проведем по следующему плану. План: 1. Происхождение человека.  2. Периодизация первобытности.  3. Древнейшие формы социальной и духовной жизни.  4. Неолитическая революция. Слайд 6. Происхождение человека.       Человек   возник   на   Земле   в   ходе   длительного   и   неравномерного   эволюционного   процесса ­антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.       Полагают, что 8­5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая ­ к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой).     Австралопитеки – южные обезьяны. Их останки обнаружены в южной и восточной Африке. Они жили 9­5 млн. лет назад. Их появление связывают с появлением саванн. Это первый представитель той эволюционной ветви, которая в конечном итоге, как считают некоторые ученые, привела к человеку. Слайд  7.  Вероятно,  ок.  2  млн.  лет назад  австралопитеки   дали начало   роду  «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) ­ его ископаемые   остатки   находят   вместе   с   древнейшими   каменными   орудиями   (т.   н.   олдувайская культура). Слайд 8. Следующую эпоху занял человек прямоходящий (Homo  Erectus). Человек     прямоходя­ щий  в  совершенстве   освоил     технику изготовления   ручных    каменных рубил, остатки кото­ рых  находят  в разных   местах –  Азии, Африке, Европе.    Человек   умелый   создавал   грубые   рубящие   орудия   труда:   рубила,   наконечники,   широко   использовал огонь. Его мозг позволял  делать недоступные обезьянам операции: раскалывать камни и  их острыми  краями  затачивать  палки,   резать   мясо.  Считается,   что это  были  по  настоящему первые   люди.   Жили   они   коллективами   –   человеческими   стадами,     занимались     охотой           и собирательством. Слайд   9. По   поводу   времени,   места   возникновения   и   непосредственных   предков   человека современного вида ­   человека разумного (Homo sapiens sapiens) ­ в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой ­ формирование «человека разумного» (т. н. сапиентация) происходило   постепенно   в   разных   частях   планеты.   Один   из   подвидов   человека   разумного   – неандерталец. Неандерталец был коренастым, сильным человеком, объем его мозга даже превышал объем мозга   современного   человека,   однако   отличался   по   строению.   Судя   по   находкам   костей   на стоянках   неандертальца,   он   охотился   на   крупных   животных.   Появление   новой   техники изготовления орудий труда, первых захоронений, связанных с зарождением религиозных обрядов, говорит о высоком умственном развитии этого человека. Слайд   10.     Ранним   представителем   современного   человека   (неоантропа)   в   Европе   были кроманьонцы,   жившие   40­10   тыс.   лет   назад;   возможные   предки   европеоидной   расы.   Название происходит от грота Кро­Маньон во Франции, где в 1868 было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.       Кроманьонцы создали богатую и разнообразную культуру позднего палеолита и переходного периода к мезолиту. Описано свыше 100 типов сложных каменных и костяных орудий, изготов­ лявшихся путем новой, более эффективной обработки камня и кости (например, для изготовления кремневого ножа требовалось уже свыше 250 ударов).      История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. Слайд   11.  Значительно   усовершенствовали   кроманьонцы   и   способы   охоты   (загонная   охота), добывая  северного и благородного оленей, мамонтов,   шерстистых        носорогов,        пещерных медведей,   волков и других животных. Они изготавливали  копьеметалки,  гарпуны и крючки для ловли рыбы, силки  для  птиц. Кроманьонцы  приручили первое домашнее животное – собаку. Слайд 12. Кроманьонцы ­ творцы европейского первобытного искусства, о чем свидетельствуют многоцветная   живопись   на   стенах   и   потолках   пещер   (Альтамира,   Ласко,   Монтеспан   и   др.), гравировки на кусочках камня или кости, орнамент, мелкая каменная и глиняная скульптура. Слайд 13. По­видимому, продолжительность жизни кроманьонцев была большей, чем у неандер­ тальцев: ок. 10% уже доживали до 40 лет. Кроманьонцы могли в полном объеме использовать речь и абстрактное мышление. Они были менее агрессивны, чем неандертальцы. И это способствовало их объединению. Они жили родовыми общинами. В эту эпоху сформировался первобытнообщинный строй. Слайд 14. Отличия человека современного вида (Homo sapiens sapiens) от животного (обезьяны). Вопросы сравнения Человек современного вида Животное(обезьяна) Внешний облик Голова  Слайд 15. Позвоночник  Руки  Слайд 16.  Ноги Биологические характеристики Прямохождение.   Передвигается на двух ногах.  Отсутствие   волосяного   покрова   на теле. Кости черепа намного тоньше, чем у обезьяны. Черты лица более тонкие и мелкие, лицо плоское. Передвигается   на   четырёх конечностях.   Хорошо   лазает   по деревьям Имеет   шерстяной   покров   всему телу Мощные кости черепной коробки. Вытянутая вперёд морда. Развитые надбровные дуги.   по Мозг  больше   по  объёму   и  сложнее организован(больше извилин). Способность к мышлению.  Членораздельная речь Позвоночник   более   тонкий,   имеет изгибы,   позволяющие   сохранять равновесие вертикальном положении и при ходьбе. Руки не участвуют в ходьбе, короче, чем у обезьяны, достают только до бёдер.  Большой палец руки противопостав­ лен   остальным,   что   упрощает хватательные движения в     Небольшой объём мозга. Система звуков и эмоций  для передачи информации Прямой   и   мощный   позвоночный столб. Передние   конечности   длинные, ниже колен. Обезьяна   хватает   предмет   не пятью пальцами, а только четырь­ мя, т.к. большой палец короткий и плохо развит Ноги   длиннее   рук.   Стопа   имеет свод,   выполняющий   роль   амор­ тизатора при ходьбе. Есть массивная пятка Задние конечности более корот­ кие   по   отношению   к   туловищу   и передним конечностям.  Стопа не развита и не приспособ­ лена к ходьбе, плоская по форме Социальные характеристики   и Деятельность общение История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск Способность   к    общению,   совмест­ ному труду, целенаправленной  Инстинктивное поведение. Организованное сообщество. Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. деятельности, не только приспоб­ ление к окружающей среде, но и  способность  создавать социокуль­ турную среду Возможность действовать сообща.  Целесообразность действий. Слайд 17. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю. Слайд 18. Практикум. Задание: прочитать стр.18 п.3 ­22 до предпоследнего абз. Выяснить, какие изменения произошли в жизни людей каменного века. Примерный вариант заполнения таблицы. Период  Нижний палеолит Средний палеолит Верхний палеолит Мезолит Неолит  Изменения в жизни людей Значение  Выделение   человека   из   животного состояния. Изготовление   грубо   обработанных каменных   орудий   (рубила,   ножи, скребки, наконечники копий). Овладение огнём. Половозрастное разделение труда.  Формирование   основной   ячейки общества   ­   небольшой   родовой общины Распространение   на   Земле   Homo sapiens sapiens. Появление   метательных   орудий (дротики, гарпуны). Существование небольших жилищ. Зарождение религии. Возникновение искусства  (танец,   музыка,   наскальная   живо­ пись). Освоение ­Америки и Австралии Появление микролитов – миниатюр­ ных каменных инструментов. Вероятное   приручение   собаки   как помощника в охоте Образование соседской общины. Неолитическая революция (переход от   присваивающего   хозяйства   к производящему). Усложнение живописи (многофи­ гурность, абстракция)   материков   новых Зарождение человека как биоло­ гического   вида   и   начало становления человеческого общества   Обеспечение   пропитанием   и необходимыми   средствами   к жизни. Становление человека как  духовного существа Расширение возможностей охоты   Расширение возможностей обеспечения   пропитанием   и средствами к жизни. Начало   перехода   к   образованию государственности Слайд 19. 3. Древнейшие формы социальной и духовной жизни.       Человек – биосоциодуховное существо. Важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа – зарождение религии. Религиозные представления и верования были достаточно разнообразными. Анимизм ­ (лат. anima, animus ­ душа, дух) Вера в существование души и духов, в одушевлённость всего окружающего мира. История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. Слайд  20.  Тотемизм  (термин  заимствован  у  североамериканского   племени  оджибеев,  на  языке которых totem означает его род, а также название природного объекта, находящегося в родстве с  определённой   группой   людей)   ­   вера   в   покровительство   реального   или   воображаемого   предка (тотема), которым мог быть человек, животное или растение. Слайд   21.  Фетишизм  (лат.   factitius   ­   волшебный,   чудодейственный)   ­   поклонение   неодушев­ лённым   материальным   предметам   ­   фетишам,   которым   приписываются   сверхъестественные свойства. Магия  (лат. magia) ­ обряды, с помощью которых люди пытались повлиять сверхъестественным путём на других людей, на явления природы и события. Слайд   22.   Представления     о   древнейших   формах   социальной   жизни   претерпели   серьезные изменения в связи с новыми открытиями историков и этнологов. Комментарии к схеме. Период присваивающего хозяйства. Община – объединение двух и более родов – первоначальная хозяйственная, производственная ячейка Индивидуальный характер создание орудий труда добыча пищи    Общинный  характер распределение   добытой   пищи в  соответствии  с  положением в общине или традициями Слайд 23.  Переход к производящему хозяйству. Соседская община – объединение нескольких семей, ведущих индивидуальное хозяйство.   Функции соседской общины:  Коллективная трудовая взаимопомощь   Некоторые формы управления Регулирование отношений Слайд 24. 4. Неолитическая революция.     Неолит ­ новый каменный век, период (ок. 8 ­ 3 тыс. до н. э.)         Неолитическая революция ­ переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).      Работа  с картой первых очагов земледелия (стр. 23 учебника). 1.  Определите   территории,   где   возникло   древнейшее   земледелие,   территорию   возникновения первых цивилизаций на Земле. 2. Совпадают ли эти территории?  3. Равномерно ли на территории земного шара возникли очаги земледелия? Какие факторы, на ваш взгляд, повлияли на этот процесс? Слайд 25 ­ 28.  Неолитическая революция – переход от присваивающего к производящему История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск IX – IV тыс. до н.э. неравномерно в разных регионах земного шара( раньше всех хозяйству. Ближний Восток (Передняя Азия) Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория. Экономическая сфера Появление новых  многофункциональных орудий   труда   из   кам­ ня;   переход   к   регули­ руемому   возделыва­ нию злаков и выращи­ ванию животных;  выделение ремесла; появление пахотного  земледелия; изобрете­ ние и освоение сохи и плуга; выделение стро­ ительства как особой  сферы хозяйственной  деятельности; появле­ ние   индивидуального (семейного)  хозяйства и   зачатков   частной собственности Слайд 29 Признаки Социальная сфера Создание постоянных  поселений, деревень,  городищ – предшест­ венников городов; переход к соседской  общине; расслоение  внутри общины; фор­ мирование крупных  межобщинных объеди нений ­ племён Политическая сфера Превращение управле­ ния   в   особую   сферу труда; появление за­ чатков   администра­ ции, власти вождя;  расширение военных  столкновений между  племенами Духовная сфера Усложнение   и   диф­ ференциация   рели­ гиозных верований; возникновение   пле­ менных богов; форми­ рование   политеизма (многобожия) Результаты   возникло имущественное и социальное неравенство выделилась особая группа знатных и богатых людей Слайд 30. Домашнее задание: § 1, закончить таблицу «Периодизация первобытности», сделать аргументированный вывод о наиболее значимом, на ваш взгляд, изменении в жизни людей.  Закрепление изученного. Выполнить задания приложения 1.  Ответ: 1. магия   2. анимизм  3. анимизм  4. магия  5. фетишизм  6. магия  7. тотемизм  8.тотемизм 9. магия   10. анимизм  11. тотемизм  12. фетишизм История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск Тема: Первобытность. Урок 1-2. Предыстория.                                                                                                                                                                                                                                                                      История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СОШ№1. г.Вилючинск

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)

Конспект урока по истории на тему "Предыстория" (10 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018