Цель урока "Пунические войны" - сформировать у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья. В ходе рассказа учителя, работая в парах с текстом учебника, обучающиеся выясняют причины Пунических войн, ход основных сражений, систематизируют выводы в таблице в рабочем листе.Урок "Пунические войны разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Тема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны.
Цель: формирование у учащихся представления о Риме как
Средиземноморья.
Задачи:
Конспект:
1. Образовательные:
о сильнейшей державе
проанализировать причины и итоги Пунических войн, причины победы римлян;
охарактеризовать основные сражения Пунических войн;
дать оценку действиям участников войн.
2. Развивающие:
развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим
временем (хронологией), историческими источниками;
развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
3. Воспитательные:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Планируемые результаты:
Предметные:
развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин
исторических событий, объяснения фактов;
рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности
развития, результаты;
выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности
исторических личностей.
Личностные:
формирование историкогеографического образа, включая представление о территории и
границах Древнего Рима;
понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива.
Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
выработка умения работать с учебной информацией;
формирование умения определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль
и самооценку;
стратегия смыслового чтения и работа с текстом, материалами электронной презентации: поиск
информации и понимание прочитанного, делать выводы из сформулированных посылок.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления средствами
чтения и письма, игровая технология, ИКТ – технология
Ход урока:
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.
2. Актуализация знаний.
2
Лист заданий №1.
3
1
4
7
5
8
6
9
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны.
Х – согласен с утверждением учителя
О – не согласен с утверждением учителя
1. Республика – означает власть народа.
2. Аппиева дорога соединяла Рим с Северной Италией
3. Город Рим раскинулся на пяти холмах.
4. Трибун – это защитник плебеев.
5. Латины победили римлян и заставили их заплатить большой выкуп.
6. Патриции составляли конницу в римском войске.
7. «Пиррова победа» это победа, достигнутая слишком дорогой ценой.
8. Самниты прогнали побежденных римлян под ярмом.
9. Разгром Рима галлами был позже победы самнитов.
Критерии оценивания:
45 правильных элемента – «3»
67 «4»
89 «5»
Оценка: ____________________________________
Х
Х
Х
О
О
Х
О
Х
О
3. Мотивационный этап.
Чем закончились войны Рима? (Рим завоевал всю Италию). Как вы думаете, Рим остановился на
достигнутом? (выслушивает предположения учащихся).
Слайд 1. К югу от Апеннинского полуострова лежал большой остров – Сицилия. Сицилия
славилась богатыми городами и плодородными почвами.
В середине III в до н.э. все южное, большая часть восточного и западного побережья
Средиземного моря было колонизировано Финикией. Кроме того, часть колоний была основана
на островах, в том числе и на Сицилии.
Слайд 2. Как называлась самая мощная колония Финикии на побережье Африки? (Карфаген).
Что вы помните о Карфагене? С какой целью он был основан? (богатая торговая колония)
Слайд 3. Постепенно Карфаген обрел самостоятельность и превратился в мощное государство,
господствующее в Северной Африке и на юге Пиренейского полуострова.(Показ по карте).
Проанализируйте карту, какие выводы можно сделать? (возможно, соперничество между Римом
и Карфагеном по поводу Сицилии). Какова тема нашего урока?
Слайд 4. Учитель уточняет тему урока: римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны
между Римом и Карфагеном вошли в историю как Пунические войны. (записывают тему в
тетрадь).
Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Выслушивает предположения учащихся).
Слайд 5. Обобщает высказывания:
Цель урока: проследить процесс превращения Рима в сильнейшую державу Средиземноморья.
Слайд 6. План урока:
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны.
1. Первая Пуническая война.
2. Вторая Пуническая война.
3. Решающее сражение при Каннах.
4. Третья Пуническая война.
Слайд 7. Изучение любой войны мы начинаем с выяснения её причин. Свои причины были и у Рима,
и у Карфагена.
Комментарии причин Пунических войн.
военная угроза Риму со стороны Карфагена нежелание терпеть опасного соседа
лидерство Карфагена в морской торговле сложности торговли и обогащения римским
купцам
Проанализируйте вышесказанное, попробуйте сформулировать вывод о причинах
Пунических войн. (Выслушивает ответы учащихся).
Слайд 8. Организация работы в парах. Учитель обобщает ответы учащихся и предлагает заполнить
таблицу «Пунические войны».
Задание: заполните таблицу «Пунические войны» (стр.128129).
Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном
Первая Пуническая война
Хронология события/сражения
Итоги
Причины войн
Прочитайте 2 абз 1 пункта § 49. Определите хронологические рамки войны. (264 – 241 гг до н.э.).
Каковы её итоги? (Рим захватил Сицилию, раздел прибрежных земель Испании.
Слайд 9.
Причины войн
Причины войн
Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном
Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном
Первая Пуническая война
Первая Пуническая война
Хронология /события/сражения
Хронология /события/сражения
264241 гг до н.э.
264241 гг до н.э.
ИтогиИтоги
Рим захватил Сицилию;
Рим захватил Сицилию;
Раздел прибрежных земель Испании
Раздел прибрежных земель Испании
Вторая Пуническая война
Вторая Пуническая война
Задание : Прочитайте пункт 23, определите хронологические рамки Второй Пунической войны.
(218201гг. до н.э.)
Перечислите в хронологической последовательности основные события. (переход армии Ганнибала
через Альпы в Северную Италию; битва при Каннах 216г до н.э.; битва при г.Замы, 202г до н.э.)
Каковы итоги войны? Для ответа на этот вопрос проанализируйте карту стр.129. (римляне
захватили земли в Испании, создали угрозу захвата Карфагена)
Слайд 10.
Причины войн
Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и
Карфагеном
Первая Пуническая война
Хронология события/сражения
Итоги
264241 гг до н.э.
Рим захватил Сицилию;
Раздел прибрежных земель Испании
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны.
Вторая Пуническая война
218 – 201 гг. до н.э.
•
•
•
переход Ганнибала через Альпы
битва при Каннах 216г до н.э.
битва у г. Замы 202 г до н.э.
Рим захватил земли в Испании
Создал угрозу захвата Карфагена
Как звали командующих противоборствующими армиями? (Ганнибал и Сципион
Старший(Африканский).
Слайд 1112. Просмотр анимации о битвах при Каннах и при Заме. Сравните битвы. Почему в битве
при Заме победили римляне?
Слайд 1314. Прочитать последний пункт.
Определите хронологичесике рамки Третьей Пунической войны. (149146 г. до н.э.)
Каковы итоги войны?( Карфаген разрушен, все Западное Средиземноморье под властью Рима)
Причины войн
Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и
Карфагеном
Первая Пуническая война
Хронология события/сражения
Итоги
264241 гг до н.э.
Рим захватил Сицилию;
Раздел прибрежных земель Испании
Вторая Пуническая война
218 – 201 гг. до н.э.
•
•
•
переход Ганнибала через Альпы
битва при Каннах 216г до н.э.
битва у г. Замы 202 г до н.э.
Рим захватил земли в Испании
Создал угрозу захвата Карфагена
Третья Пуническая война
149 – 146 г. до н.э.
Карфаген разрушен
Власть Рима над всем Западным Средиземноморьем
Каков главный итог Пунических войн? Рим превратился в могущественную державу
Средиземноморья.
Слайд 15. Домашнее задание.
§ 49, стр 128129
Контурная карта № 18. Не забудьте заполнить графу условных обозначений!
По желанию:
начертить схему сражений (на выбор) или нарисовать иллюстрацию
составить задачи на счет лет в истории по датам темы.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.Вилючинск