Конспект урока по истории на тему "Пунические войны" ( 5 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока "Пунические войны" - сформировать у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья. В ходе рассказа учителя, работая в парах с текстом учебника, обучающиеся выясняют причины Пунических войн, ход основных сражений, систематизируют выводы в таблице в рабочем листе.Урок "Пунические войны разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Иконка файла материала Урок 1. Пунические войны..docx
Тема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны. Цель:  формирование   у   учащихся   представления   о   Риме   как   Средиземноморья. Задачи:  Конспект: 1. Образовательные:    о   сильнейшей   державе   ­ проанализировать причины и итоги Пунических войн, причины  победы римлян;   ­ охарактеризовать основные сражения Пунических войн;   ­ дать оценку действиям участников войн. 2. Развивающие:      ­ развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией),  историческими   источниками;    ­ развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. 3. Воспитательные:        ­   формирование   способности   к   духовному   развитию,   реализации   творческого   потенциала   в учебной деятельности на основе традиционных  нравственных установок и моральных норм;         ­ овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.    Планируемые результаты: Предметные: ­ развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; ­   освоение   общих   принципов   постановки   и   решения   познавательных   задач,   выявления   причин исторических событий, объяснения фактов; ­   рассматривать   исторические   процессы   в   развитии,   определяя   причины,   этапы   и   особенности развития, результаты; ­   выработка   умений   давать   оценку   историческим   событиям   и   процессам,   деятельности исторических личностей. Личностные: ­   формирование   историко­географического   образа,   включая   представление   о   территории   и границах Древнего Рима; ­ понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; ­ формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Метапредметные: ­ способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; ­ выработка умения работать с учебной информацией; ­   формирование   умения   определять   цели   своей   деятельности   и   представлять   её   результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; ­ стратегия смыслового чтения и работа с текстом, материалами электронной презентации: поиск информации и понимание прочитанного,  делать выводы из сформулированных посылок.        Образовательные  технологии:  технология   развития   критического     мышления   средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ – технология Ход урока: 1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку. 2. Актуализация знаний. 2 Лист заданий №1. 3 1 4 7 5 8 6 9 История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны. Х – согласен с утверждением учителя О – не согласен с утверждением учителя 1. Республика – означает власть народа. 2. Аппиева дорога соединяла Рим с Северной Италией 3. Город Рим раскинулся на пяти холмах. 4. Трибун – это защитник плебеев. 5. Латины победили римлян и заставили их заплатить большой выкуп. 6. Патриции составляли конницу в римском войске. 7. «Пиррова победа» ­ это победа, достигнутая слишком дорогой ценой. 8. Самниты прогнали побежденных римлян под ярмом. 9. Разгром Рима галлами был позже победы самнитов. Критерии оценивания: 4­5 правильных элемента – «3» 6­7                                      ­ «4» 8­9                                      ­ «5» Оценка: ____________________________________ Х Х Х О О Х О Х О 3. Мотивационный этап. Чем закончились войны Рима? (Рим завоевал всю Италию). Как вы думаете, Рим остановился на достигнутом? (выслушивает предположения учащихся). Слайд 1. К югу от Апеннинского  полуострова  лежал большой остров – Сицилия. Сицилия славилась богатыми городами и плодородными почвами. В   середине  III  в   до   н.э.   все   южное,   большая   часть   восточного   и   западного   побережья Средиземного моря было колонизировано Финикией. Кроме того, часть колоний была основана на островах, в том числе и на Сицилии. Слайд 2. Как называлась самая мощная колония Финикии на побережье Африки? (Карфаген). Что вы помните о Карфагене? С какой целью он был основан? (богатая торговая колония) Слайд 3. Постепенно Карфаген обрел самостоятельность и превратился в мощное государство, господствующее в Северной Африке и на юге Пиренейского полуострова.(Показ по карте). Проанализируйте карту, какие выводы можно сделать? (возможно, соперничество между Римом и Карфагеном по поводу Сицилии). Какова тема нашего урока? Слайд 4. Учитель уточняет тему урока: римляне называли карфагенян пунами, поэтому войны между  Римом  и Карфагеном вошли в историю как Пунические  войны.  (записывают  тему в тетрадь). Какие задачи стоят перед нами на уроке? (Выслушивает предположения учащихся). Слайд 5. Обобщает высказывания: Цель урока: проследить процесс превращения Рима в сильнейшую державу Средиземноморья. Слайд 6. План урока: История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны. 1. Первая Пуническая война. 2. Вторая Пуническая война. 3. Решающее сражение при Каннах. 4. Третья Пуническая война. Слайд 7. Изучение любой войны мы начинаем с выяснения её причин. Свои причины были и у Рима, и у Карфагена.  Комментарии причин Пунических войн.   военная угроза Риму со стороны Карфагена   ­  нежелание терпеть опасного соседа   лидерство Карфагена в морской торговле  ­  сложности торговли и обогащения римским купцам  Проанализируйте   вышесказанное,   попробуйте   сформулировать   вывод   о   причинах Пунических войн. (Выслушивает ответы учащихся). Слайд 8. Организация работы в парах. Учитель обобщает ответы учащихся и предлагает заполнить таблицу «Пунические войны». Задание: заполните таблицу «Пунические войны» (стр.128­129). Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном Первая Пуническая война Хронология события/сражения Итоги Причины войн Прочитайте 2 абз 1 пункта § 49. Определите хронологические рамки войны. (264 – 241 гг до н.э.). Каковы её итоги? (Рим захватил Сицилию, раздел прибрежных земель Испании. Слайд 9.  Причины войн Причины войн Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном Первая Пуническая война Первая Пуническая война Хронология /события/сражения Хронология /события/сражения 264­241 гг до н.э.  264­241 гг до н.э.  ИтогиИтоги Рим захватил Сицилию; Рим захватил Сицилию; Раздел прибрежных земель Испании  Раздел прибрежных земель Испании  Вторая Пуническая война  Вторая Пуническая война  Задание : Прочитайте пункт 2­3, определите хронологические рамки Второй Пунической войны. (218­201гг. до н.э.) Перечислите в хронологической последовательности основные события. (переход армии Ганнибала  через Альпы в Северную Италию; битва при Каннах 216г до н.э.; битва при г.Замы, 202г до н.э.) Каковы итоги войны?  Для ответа на этот вопрос проанализируйте карту стр.129. (римляне  захватили земли в Испании,  создали угрозу захвата Карфагена) Слайд 10. Причины войн Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном Первая Пуническая война Хронология события/сражения Итоги 264­241 гг до н.э.  Рим захватил Сицилию; Раздел прибрежных земель Испании  История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема: Римская республика. Урок 1. Пунические войны. Вторая Пуническая война 218 – 201 гг. до н.э. • • •  переход Ганнибала через Альпы  битва при Каннах 216г до н.э.  битва у г. Замы 202 г до н.э.  Рим захватил земли в Испании Создал угрозу захвата Карфагена    Как   звали   командующих   противоборствующими   армиями?   (Ганнибал   и   Сципион Старший(Африканский). Слайд 11­12. Просмотр анимации о битвах при Каннах и при Заме. Сравните битвы. Почему в битве при Заме победили римляне? Слайд 13­14. Прочитать последний пункт.  Определите хронологичесике рамки Третьей Пунической войны. (149­146 г. до н.э.) Каковы итоги войны?( Карфаген разрушен, все Западное Средиземноморье под властью Рима) Причины войн Борьба за господство в Средиземноморье между Римом и Карфагеном Первая Пуническая война Хронология события/сражения Итоги 264­241 гг до н.э.  Рим захватил Сицилию; Раздел прибрежных земель Испании  Вторая Пуническая война 218 – 201 гг. до н.э. • • •  переход Ганнибала через Альпы  битва при Каннах 216г до н.э.  битва у г. Замы 202 г до н.э.  Рим захватил земли в Испании Создал угрозу захвата Карфагена  Третья Пуническая война 149 – 146 г. до н.э. Карфаген разрушен Власть Рима над всем Западным Средиземноморьем Каков   главный   итог   Пунических   войн?   Рим   превратился   в   могущественную   державу Средиземноморья. Слайд 15. Домашнее задание. § 49, стр 128­129 Контурная карта № 18. Не забудьте заполнить графу условных обозначений! По желанию:   начертить схему сражений (на выбор) или нарисовать иллюстрацию составить задачи на счет лет в истории по датам темы. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.Вилючинск