Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
4 кл
08.03.2019
«Пётр Великий»
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Планируемы результаты:
предметные:
-развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
-воспитывать любовь к истории;
-прививать интерес к истории Отечества.
личностные:
-развивать устную речь;
-развивать умение формулировать свои мысли
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
конспект.docx
«Михаил Васильевич Ломоносов»
Тип урока: комбинированный
Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Планируемы результаты:
предметные:
развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
воспитывать любовь к истории;
прививать интерес к истории Отечества.
личностные:
развивать устную речь;
развивать умение формулировать свои мысли
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
Понятия: патриот, патриотизм.
Оборудование: учебник, презентация, рабочая тетрадь.
№
п/п
1.
Орг. момент.
Этап урока
1 мин Итак, проверьте готовность к уроку.
Время
Содержание
2.
3.
Мотивационны
й этап
2 мин
Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу,
пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь
учебный день.
Актуализация
опорных знаний.
5 мин Карточка 1
Почему России нужен был флот?
Карточка 2
Расскажите о детстве Петра I.
Карточка 3
Чем царь Пётр I отличался от других европейских правителей?
Карточка 4
Какие главные перемены произошли в России при Петре I?
Итак , какое задание было дано на дом?
Давайте проверим друг и друга выполнение задания 6 на с.3435
рабочей тетради.
Чем воспользуемся?(учебником)
1 4.
Постановка
учебной задачи
и её решение
5.
Решение
частных задач
2 мин Назовите принцип, по которому зашифрованы слова?
Назовите эти слова полностью.
ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ
(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)
Какое слово лишнее?(Ломоносов)
Почему ?(потому что мы ещё о нём не говорили)
Какая тема у нас будет на уроке?
Какие цели мы перед собой поставим на этом уроке?
Что вы о нём уже знаете?
Что хотите узнать? Сформулируйте вопросы.
Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий
русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
20 мин Пользуясь текстом учебника, составьте план в парах рассказа о
М. В. Ломоносове.
Кто готов озвучить свой план о Ломоносове.
(23 пары зачитывают план рассказа)
Сейчас восстановите деформированный план рассказа о М. В.
Ломоносове.
Возвращение в Россию.
Учёба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учёба в Славяно греколатинской академии.
В Петербургской академии.
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России,
близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали
его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с.
92–93 учебника родину Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был
сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда
Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего
сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе.
Мальчик както выучился грамоте и, будучи oт природы очень
грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он
прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие
церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и
арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I;
Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием
читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье.
Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала
преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не
занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем
жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все
сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать
рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о
школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее
разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в
Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать?
Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил
покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт,
2 выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и
немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги.
Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина,
жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни
знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в
санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка,
который взял его к себе и помог определить в школу при
монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета,
определили в самый низший класс, так как он не знал латинского
языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он
был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс
школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это
стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел
большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или
по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил
Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не
удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили
лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках
прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он
действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все.
По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена
Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались
науками. При Академии находилась и гимназия, где учили
молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы
несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское
происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В
Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был
отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В
Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа.
Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это
время он неустанно работал. Профессора удивлялись его
трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий
и французский языки, многие другие науки, стал самым
образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие
Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были
поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и
при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке
Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу,
Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов
был определен профессором в Академию. Он преподавал много
разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и
другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской
истории. Множество мыслей было в голове этого гениального
человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется
тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит
северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи,
ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи
профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его
положение улучшилось только после вмешательства И. И.
3 Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица
Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню.
Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым
русским ученым. Он основал первый в России университет,
который сейчас носит его имя.
Физкультминутка
Откройте рабочие тетради на с.36, если вы внимательно читали
текст, то вам легко будет разгадать кроссворд.
В каком веке был открыт Московский университет?(в 18)
В каком веке было изобретено книгопечатание?(15)
В каком веке создавалась «Повесть временных лет»(в 12)
В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина?(в 17)
В каком веке в России произошло открытие Академии наук?(в
18)
Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с.37.
5 мин Наш закончился урок,
Подведем ему итог.
В каком году и где родился М. В. Ломоносов?
– Кем был его отец?
– Как прозвали односельчане судно Ломоносова?
– Чем интересовался Ломоносов в 10 лет?
– Во сколько лет Михаил стал учить грамоту?
– Кто был его первым учителем?
– Назовите первые учебники Ломоносова.
– Какое решение принял Ломоносов?
– Когда и каким образом он добрался до Москвы?
Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?
– Куда ему удалось поступить в Москве?
– Какой язык был международным языком науки в то время?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?
– Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?
– В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
– Какие он сделал открытия?
– Что организовал Ломоносов?
– Что сказал великий ученый для развития образования в
России?
– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся
работы в области естественных наук?
Закончите фразу : « Сегодня на уроке я почувствовал…»
На этом наш урок окончен.
Запишите домашнее задание:
1.Читать материал учебника С. 101–104. Ответить на вопросы
«Проверь себя».
4
6.
Итог урока.
Оценивание
работы
учащихся
7.
Рефлексия
3 мин 5
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Пётр Великий" Школа России 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.