Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
6 кл
02.03.2018
Тип урока "Византийская культура" - комбинированный, цель урока - познакомить обучающихся с материальными и духовными достижениями Византии; оценить вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры. На уроке обучающиеся при изучении вопроса "Художественная культура Византии" обучающиеся представляют результаты работы над опережающими заданиями.Урок "Культура Византии" по учебнику "История. Средние века". Ведюшкин В.А., Уколова В.И.
Урок 4. Конспект Культура Византии..docx
Тема: Рождение средневекового мира. Урок 4.
Византийская культура.
Конспект урока.
Цель: познакомить с материальными и духовными достижениями Византии; оценить вклад
византийской культуры в сокровищницу мировой культуры.
Планируемые результаты:
предметные: научатся описывать памятники истории и культуры Византии, оценивать
результаты научной и художественной деятельности мыслителей и художников прошлого;
расширят понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений;
метапредметные УУД: научатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать
свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно; использовать электронные ресурсы для
разработки ученического минипроекта; решать проблемные и развивающие задачи с
использованием мультимедиаресурсов
личностные УУД: формировать познавательный интерес к изучению нового; использовать
новые знания и умения при изучении объектов прошлого.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, презентации
минипроектов обучающихся (опережающее задание), учебник «История. Средние века».
В.А.Ведюшкин. В.И. Уколова.М.: Просвещение.2016г.
1.
уроку.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности обучающихся и их рабочих мест к
Актуализация знаний:
Письменная карточка.
2.
1.
Дата:____________ Работу выполни(а)_____________________________________
1.Реши задачу на счет лет в истории.
Отметь на линии времени даты основания Константинополя и разделения Рима на
Западную и Восточную империи.
1.Сколько лет прошло между основанием Константинополя и появлением Византии?
2. Сколько лет тому назад возникла Византия?
2. Как ты понимаешь высказывание: ««Византия родилась, достигла расцвета и погибла
вместе с Константинополем»?
Ответ:
До н.эры 330г. 395г
Н.эра
1.1. 65 лет
1.2. 1622 года
2. Примерный ответ: Константинополь – столица Византии, все вопросы государственной
жизни решались в столице, Константинополь – крупнейший экономический, торговый
История Средних веков 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 4.
Византийская культура.
центр империи, падением Константинополя в 1453г. принято считать концом
Византийской империи.
2.В чем, по вашему мнению, заключается особенность власти василевса?
3. Дайте характеристику и оценку правлению Юстиниана I.
3.Мотивационноцелевой момент.
Слайд 1. Мы продолжаем путешествие в Византию. Тема урока: Византийская культура.
(запись в тетрадь).
Слайд 2. Вспомните, что такое культура, и предположите, какова цель нашего урока?
(выслушивает ответы обучающихся).
Обобщает ответы. Цель урока: познакомиться с материальными и духовными достижениями
Византии; оценить вклад византийской культуры в сокровищницу мировой культуры.
Слайд 3. План урока.
1. Развитие образования и науки.
2. Художественная культура Византии. (презентация групповых минипроектов.)
Развитие церковной архитектуры.
2.1.
2.2. Изобразительное искусство Византии.
3. Вклад Византии в общемировую культуру.
Слайд 4. Развитие образования и науки.
Вспомните, каким был состав населения империи? (население империи было
многонациональным)
Действительно, на территории Византии проживало множество народов. Но какой бы
национальности не был византиец, все вместе они ощущали себя римлянами. В условиях
уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей
культурных достижений античного мира.
Культурное наследие Античности
воспринималось в Византии в полной мере как «свое», языческое содержание очень быстро
заполнялось новым, христианским, приобретая новый смысл.
Слайд 5. Особенно сильны были античные традиции в образовании. Дети учились читать по
поэмам Гомера и басням Эзопа. Византия сохранила традиции светского образования, в
отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими.
Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к
церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и
положение в обществе.
Комментарии к схеме «Развитие образования в Византии».
Причины:
потребность в хорошо обученных чиновниках
развитие ремесла и торговли
Развитие школ
История Средних веков 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 4.
Византийская культура.
Церковные
Государственные
Частные
Обучали чтению, письму, церковному пению
Изучали Библию и др. религиозные книги
Изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла,
сочинения византийских ученых и писателей
Решали сложные арифметические задачи
Результат
Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников.
сохранили античные знания по математике, применяли их для исчисления размеров
Слайд 6. Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые.
Математика:
налогов, в астрономии и строительстве.
Лев Математик изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на
расстояние и автоматические устройства в тронном зале дворца, приводимых в движение
водой.
Слайд 7. Медицина:
врачи делали сложные операции, составляли пособия по медицине
для подготовки медиков в 11 в. было открыто первое в Европе медучилище.
Слайд 8. Химия:
производство стекла, красок
изобретение «греческого огня» зажигательная смесь из нефти и смолы, которая
продолжала гореть в воде. Это позволяло одерживать победы в сражениях на море и на
суше.
Слайд 8. География:
чертили карты и планы городов
купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов
Слайд 9. История:
создавали хроники и другие сочинения (историки обычно сосредоточивали внимание на
современных им событиях, очевидцами и участниками которых они были).
Труды Прокопия Кесарийского – участника многих походов и войн Юстиниана.(в своих
трудах он прославляя императора, его военные победы и грандиозные постройки.
Одновременно в «Тайной истории» обличал Юстиниана и его окружение, несущих гибель
государству, разорение и бесправие народа.
Как вы думаете, в чем причина высокого уровня развития образования и науки в Византии,
особенно в сравнении в Западной Европой? (сохранение античного наследия, высокий
уровень развития экономики, поддержка государства).
История Средних веков 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 4.
Византийская культура.
Презентация минипроектов обучающихся.
2.Художественная культура Византии. Группы представляют свои работы, класс готовит
вопросы к презентациям.
Художественная культура Средних веков была, прежде всего, представлена церковной
архитектурой. Живопись, скульптура, музыка были дополнением.
2.1.Развитие церковной архитектуры. Представление презентации, ответы на вопросы
класса.
Слайд 10. Обобщение учителя.
Особенности развития церковной архитектуры:
Особый интерес к интерьеру – внутреннему пространству
Использование для богослужений базилик
VI в. Попытка соединить базилику с куполом
532537гг возведение храма Св.Софии в Константинополе
IX в.утверждение крестовокупольного храма
Введение к защите 2 проекта: мы выяснили, что в отличие от античного храма
христианский храм предполагал создание особого интерьера. Эту задачу должно было
выполнить изобразительное искусство.
2.2.
Изобразительное искусство Византии. Представление презентации, ответы на
вопросы класса.
Слайд 11. Обобщение учителя.
Храм – образ мира:
Строгие правила изображения библейских сюжетов
Внимание к внутреннему миру человека
Три направления в живописи:
Мозаика – изображение при помощи цветных камней или кусочков стекла
Фреска – живопись по сырой штукатурке
Иконопись – изображение Бога, библейских сюжетов на досках
Слайд 12. Вклад Византии в общемировую культуру.
Одну цель нашего урока – познакомиться с материальными и духовными достижениями
Византии – мы достигли. Теперь нам предстоит оценить вклад Византии в сокровищницу
мировой культуры.
Организация обсуждения вопроса.
Обобщение учителя:
Византия – хранительница античного наследия
Византия – родина христианского искусства
Влияние на многие страны, в первую очередь – на славянские страны, Армению и
Грузию.
Слайд 13. Рефлексия содержания материала.
Наш урок подходит к концу. Выберите 12 предложения из предложенных и закончите их.
сегодня я узнал...
было трудно…
История Средних веков 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 4.
Византийская культура.
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд 14. Домашнее задание § 4, ответить на вопросы к §.
По желанию*:
выполнить презентацию – виртуальную экскурсию по храму Св. Софии в
Константинополе;
нарисовать храм Св. Софии
Слайд 15. Источники.
1.https://yandex.ru/images
2. История Средних веков. Поурочные рекомендации. В.А.Ведюшкин, И.В.Ведюшкина:
М, Просвещение. 2016г.
3.История Средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой,
Г.М.Донского / авт.сост. Н.Ю.Колесниченко. Изд.2е,испр.Волгоград:Учитель, 2010.
4. Материалы проекта «Videourok».
История Средних веков 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск.
Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийская культура" ( 6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.