Конспект урока по истории на тему "Византийское тысячелетие" ( 6 класс, история)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
6 кл
02.03.2018
Урок "Византийское тысячелетие" - 3 урок темы "Рождение средневекового мира". Тип урока - комбинированный, цель урока -определить место и роль Византийской империи в истории раннесредневековой Европы. На уроке учитель организует работу по решению проблемы - что позволило Восточной римской империи просуществовать ещё тысячу лет после падения Западного Рима?Урок "Византийское тысячелетие" по учебнику "История. Средние века". Ведюшкин В.А., Уколова В.И.
Урок 3. Византийское тысячелетие. Конспект..docx
Тема: Рождение средневекового мира. Урок 3.
Византийское тысячелетие.
Цель урока: определить место и роль Византийской империи в истории раннесредневековой
Европы.
Конспект урока.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о своеобразии византийской
цивилизации, о значении преобразований, проведённых императором Юстинианом. Раскрыть
значение борьбы Византии с внешней угрозой, дать характеристику её итогам.
Развивающая: развивать умение работы с исторической картой, умение составлять
хронологию событий, способность раскрывать причинноследственные связи.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к истории средневековой Византии,
как одного из образцов для построения государства, культуры и общества Древнерусского
государства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерная презентация, карта , учебник «История. Средние века».
В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова. М: «Просвещение». 2016.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся, их
1.
рабочих мест к уроку.
Актуализация знаний.
Какое значение для христиан имело принятие Символа веры?
(для мотивированных обучающихся*). В чем отличие и сходство церковной иерархии
2.
1.
2.
Западной и Восточной церкви? (Дать время на обдумывание ответа).
3.
4.
Дата: _____________ Работу выполнил:_________________________________________________
Задание: дай определение терминов и понятий.
1.
Какие формы монашества раннего средневековья вы знаете, опишите их.
Письменно.
Догматы _________________________________________________________________
2.
3.
4.
5.
Ересь _____________________________________________________________________
Отцы церкви ______________________________________________________________
Десятина ___________________________________________________________________
Духовенство (клир) _________________________________________________________
Ответы:
1.догматы – основные положения вероучения
2.ересь – религиозное учение, отклонявшееся от утвержденной церковной догматики.
3. Отцы церкви – толкователи христианства, оформившие христианскую догматику.
4. Десятина – десятая часть натуральных и денежных доходов мирян в пользу церкви.
5. Духовенство(клир) – возведенные в духовный сан священнослужители.
История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 3.
Византийское тысячелетие.
3. Мотивационно – целевой этап.
Вспомните, с какого события принято вести отсчет Средним векам? (с падения Западной римской
империи в 476г.). Какое историческое событие принято считать окончанием Средних веков?
(начало эпохи Великих географических открытий в сер. XV в). Но есть ещё одно важное
историческое событие, которое множество ученых также считает условной датой завершения
средневековья. Это падение Восточной Римской империи в 1453г. Сколько примерно времени
просуществовала Восточная римская империя (Византия) после падения Западной римской
империи? (примерно тысячу лет).
Слайд 1. Тема урока: Византийское тысячелетие. (запись темы в тетрадь).
Как вы думаете, какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке? (выслушивает высказывания
обучающихся).
Слайд 2. Обобщает ответы учеников, знакомит с целью и проблемой урока.
Цель урока: определить место и роль Византии в истории раннесредневековой Европы.
Слайд 3. Проблема: Что позволило Восточной римской империи просуществовать ещё тысячу лет
после падения Западного Рима?
Изучение нового материала:
4.
Слайд 4. План урока:
1.
2.
3.
4.
Рождение Византии.
Особенности верховной власти.
Расцвет империи при Юстиниане.
Международное положение Византии.
Слайд 5. Рождение Византии.
Восточная римская империя появилась на перекрестке Запада и Востока в 395г в результате
раздела Римской империей императором Феодосием между сыновьями Аркадием и Гонорием.
Конечно, Феодосий не мог даже предполагать, сколь разная судьба уготована новым государствам
– быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной. Но уже при
разделе Феодосий учитывал, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын
получил именно её.
Слайд 6. Работа с картой. Даже после раздела империи каждая из двух частей оставались
огромными и густонаселенными. Внимательно рассмотрите карту Византии, назовите территории,
которые входили в её состав. Будем двигаться с севера на юг. (обучающиеся называют территории,
учитель показывает на карте: Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет).
Какие народы проживали на территории Византии? (выслушивает ответы обучающихся).
Больше всего на территории Византии проживало греков, и со временем греческий язык сменил
латынь и стал официальным языком империи. Не случайно в Западной империи, а позже на Руси
византийцев называли греками. Сами же византийцы называли себя погречески ромеями –
римлянами, а своё государство считали прямым продолжением Римской империи.
Ромеи – самоназвание жителей Византийской империи. (запись в тетрадь).
Слайд 7. Название Византия империя получила гораздо позднее по названию древнего города
Византия, на месте которого император Константин в 330 г. построил Константинополь – столицу
Восточной римской империи.
Слайд 8. Еще раз обратимся к карте. Как я уже сказала, Византия размещалась на перекрестке
Востока и Запада. Оцените «+» и «« такого географического положения. (выслушивает ответы
обучающихся).
История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 3.
Византийское тысячелетие.
Обобщение учителя: Византия располагалась на пересечении морских и сухопутных торговых
дорог, которые связывали Европу и страны Востока. Выгодное географическое положение
способствовало развитию экономики, а значит, и мощи государства. Но, одновременно, Византия
привлекала многочисленных врагов.
Однако, именно Византийская империя оставалась единственным древним государством Европы и
Ближнего Востока, которое уцелело во времена Великого переселения народов VVI вв. Одной из
причин устойчивости империи по отношению к внешней агрессии была особенность политического
устройства, верховной власти.
Слайд 8. Особенности верховной власти.
Задание: прочитайте п 2.§3, стр 14. Определите полномочия византийского императора(12 мин).
Беседа по прочитанному тексту.
1. Каковы полномочия василевса?
Проверка и закрепление выводов обучающихся.
Комментарии к схеме.
Покровитель церкви
(император
Командующий
войском
Василевс
(император) власть
от Бога
Назначает
чиновников
Издает законы
(император
Объявляет войну и
заключает мир.
Обеспечивает ли личную безопасность святость титула василевса?
2.
Обобщение ответов обучающихся: священным считался только титул, положение же самого
императора могло быть крайне неустойчивым и опасным. Лесть, интриги и заговоры были
постоянными явлениями жизни византийского двора. Часто императоров свергали, на вершине
власти мог оказаться выходец из любого общественного слоя – были случаи, когда на трон
поднимались бывшие солдаты и конюхи. Есть данные, что с 395 по 1453 гг своей смертью на
императорском троне умерли лишь 34 человека из 109. Остальные были свергнуты, погибли, или
были вынуждены отречься от престола.
Слайд 9. Расцвет империи при Юстиниане.
Одним из императоров, оставивших значительный след и в византийской, и в общеевропейской
истории, был император Юстиниан I (годы правления 527565). Считается, что именно при нем
Византия достигла своего высочайшего могущества. Познакомимся с основными вехами правления
Юстиниана. Ваша задача дать оценку его государственной деятельности.
Слайд 10. Главной целью его деятельности было восстановить Римскую империю в прежних
границах, существовавших до 395г.
Карта. Им были разгромлены королевство вандалов в Северной Африке и остготов в Италии,
отвоевана часть Испании у вестготов.
Слайд 11. В его правление был создан Свод Юстиниана – собрание законов римских императоров и
комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права.
Слайд 12. При Юстиниане были построены храм Св.Софии в Константинополе и церковь Сан
Витале в Равенне с мозаичными портретами самого Юстиниана и его жены Феодоры.
Слайд 13. Однако его правление было отмечено крайней жестокостью по отношению к подданным,
проводились жестокие казни, зачастую по непроверенным доносам.
История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск. Тема: Рождение средневекового мира. Урок 3.
Византийское тысячелетие.
Постоянные войны опустошили казну, разорили население, обескровили армию. Византию
окружали со всех сторон сильные враги.
Итак, оцените государственную деятельность Юстиниана. (Выслушивает ответы обучающихся).
Обобщение учителя: думаю, вы согласитесь со мной, что дать однозначную оценку правлению
Юстиниана мы не можем. Но этот период, безусловно, был одним из самых блистательных в
истории Византии.
Слайд 14. Международное положение Византии.
Организация работы с текстом учебника. Задание: прочитайте п3 § 3, стр.15.
Как изменилось международное положение Византии после смерти Юстиниана?
Какие перемены произошли в способах ведения внешней политики, почему?(12 мин).
Выслушивает ответы обучающихся на вопросы к тексту. (Примерный ответ: 1.Международное
положение Византии резко обострилось, были утрачены территории, завоеванные Юстинианом, и
часть собственно византийских территорий. Началось вторжения славян и др. народов в Византию.
2. По мере ухудшения международного положения византийцы вынуждены были переходить от
открытых военных действий к дипломатии).
Запись определения в тетрадь: Дипломатия – искусство ведения внешней политики мирными
способами.
Слайд 15. С возникновением древнерусского государства возникают тесные связи между Русью и
Византией. Это были и военные столкновения и торговля и династические браки и культурные
заимствования. Подробнее мы будем рассматривать эти вопросы при изучении отечественной
истории.
Слайд 16. Рефлексия
Слайд 17. Домашнее задание: § 3, вопросы стр.15. Контурная карта
По желанию* написать размышления на тему: Почему Юстиниану не удалось восстановить
Римскую империю?
История Средних веков. 6 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1.г.Вилючинск.
Конспект урока по истории на тему "Византийское тысячелетие" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийское тысячелетие" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийское тысячелетие" ( 6 класс, история)
Конспект урока по истории на тему "Византийское тысячелетие" ( 6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.