Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)
Оценка 4.7

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
20.02.2018
Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)
Урок "Шумер: зарождение цивилизации" открывает изучение раздела "Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии". Тип урока - урок изучения нового материала, форма урока - урок-исследование. В ходе урока обучающимся предстоит доказать верность гипотезы, выдвинутой учителем, о том, что именно народы Древнего Междуречья первыми перешли от первобытности к цивилизации.Конспект урока "Шумер: зарождение цивилизации" по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Урок 1. Конспект урока.docx
Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии. Урок 1. Шумер: зарождение цивилизации. Конспект урока. 1.Организационный момент. 2. Постановка проблемы.      Мы познакомились с предысторией человечества, сегодня приступаем к изучению следующего периода. Как он называется? (Ответ: Период, следующий за предысторией, называется историей Древнего   мира).   С   чего   начинается   история   Древнего   мира?   (Ответ:   История   Древнего   мира начинается с появления первых цивилизаций).    Давайте вспомним отличительные признаки цивилизаций от первобытности. Ответ: Признаки цивилизаций: 1.Возникновение первых государств. 2.Развитие городов. 3.Появление письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.          Я предлагаю вам попробовать себя в роли ученых ­ исследователей. Научное исследование начинается с выдвижения  гипотезы. Гипотеза – это предположение, которое ученым предстоит доказать.  Начало презентации. Слайд   1.  Что   такое   Древний   Восток?  «Древний   Восток»   –   совокупность   далёких   по географическим   и   хозяйственным   условиям   областей   оседлых   и   кочевых   народов.(Запись   в тетрадь). Слайд   2.  Я   выдвигаю   гипотезу:   На   Древнем   Востоке   началась   история   человечества.   Здесь зародились первые цивилизации.  Слайд 3. В качестве объекта изучения я предлагаю рассмотреть Древнюю Месопотамию, а именно город­государство Шумер. Откройте тетради и запишите тему нашего исследования. Слайд 4. Сегодня вам предстоит решить следующую проблему: Является ли Древнее Междуречье колыбелью человеческой цивилизации?      Я предлагаю доказать вам следующую гипотезу: Более 5 тысяч лет назад народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.          Давайте определим маршрут нашего исследования. На какие вопросы нам предстоит найти ответы? (выслушивает предложения учащихся). Слайд 5. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы.    Учитель знакомит учащихся с планом урока.    План: 1. Географическое положение, природа Древней Месопотамии. 2. Хозяйственная деятельность. 3. Шумерские города государства. Слайд 6. Месопотамия располагалась в Западной Азии.       Западная Азия – земли, граничащие со Средиземным и Чёрным морями, с Индийским океаном. (запись в тетрадь).     Две великие реки Тигр и Евфрат  текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Область между ними называлась Месопотамия, что по­гречески означает “земля между рек” или Двуречье. Слайд   7.  В   нижнем   течении   рек   Тигр   и   Евфрат   располагался   Шумер   –   одна   из   древнейших цивилизаций Месопотамии и мира в целом. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии. Урок 1. Шумер: зарождение цивилизации. Слайд 8. Задание:  прочитайте пункт § «Природа Древней Месопотамии»  стр.30.      Каковы особенности природы Месопотамии?     Предположите, что позволило жителям Месопотамии наладить хозяйственную жизнь? (Чтение текста, обсуждение ответов на вопросы).  Слайд 9. Учитель обобщает ответы учащихся.  Учащиеся приходят к выводу, что только благодаря труду людей низовья Тигра и Евфрата стали плодородными и пригодными для жизни. Слайд 10. Люди стали заселять Месопотамию в V тыс.до н. э. В конце IV тыс. до н.э. в низовья Междуречья   пришли   шумеры.   Шумеры   –   загадочный   народ,   неизвестно   откуда   они   пришли   в Месопотамию, их язык не похож ни на один из известных науке. Но сохранились свидетельства об их хозяйственной деятельности. Слайд 11. Тигр и Евфрат затопляли обширные территории.  Воды рек орошали поля, насыщая их влагой   и   делая   плодородными.   Но   иногда   реки   разливались   больше   обычного.   Наводнения   и песчаные бури губили всё живое.  Задание:   прочитайте пункт § «Кто такие шумеры»,   начиная с последнего абзаца стр.30. Что позволило шумерам наладить хозяйственную жизнь? Примерные ответы учащихся:  Строительство сооружений для осушения болот и затопляемых участков  Строительство водохранилищ для орошения полей во время засухи  Строительство домов и храмов из необожженных глиняных кирпичей.      Как назывались сооружения, обеспечившие возможность заниматься земледелием?  Сооружения, ирригационными.   обеспечивающие   возможность   заниматься   земледелием   называются  Слайд 12. Динамическая пауза. Слайд13.     Ирригационная   система,   теплый   климат   позволяли   собирать   по   два   урожая   в   год. Шумеры выращивали разнообразные злаковые, лен (из волокна ткали ткани, изготавливали масло). кунжут( изготовление масла, приправа к блюдам), виноград, фрукты, финик. Слайд 14. Особую ценность представляла финиковая пальма.  Слайд 15.  Шумеры занимались животноводством, выращивали крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Слайд 16. В Междуречье получило развитие ремесло, торговля. Жители Месопотамии торговали с соседними  странами. По рекам  Месопотамии перевозили  зерно, шерсть,  шкуры и растительное масло. В древности сложились важнейшие торговые пути.  Подведение промежуточных итогов:         Вспомните, какие причины привели к переходу от первобытности к цивилизации? (Развитие производящего хозяйства).     Можно ли вести такое продуктивное хозяйство, какое удалось наладить шумерам в одиночку или даже силами одной семьи или общины? Что для этого нужно? (усилия большого числа людей). История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск. Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии. Урок 1. Шумер: зарождение цивилизации. Слайд 17. Жизнь общества усложнялась, для организации хозяйственной жизни были необходимы усилия   большого   числа   людей,   нежны   были   органы   управления.   Все   эти   причины   привели   к возникновению   первых   государств.  В   Междуречье   государства   стали   возникать   в   конце   IV тысячелетия до н. э. Особенностью этих государств было то, что каждый город бал отдельным городом­государством. Слайд   18.  Показ   по   картосхеме   крупнейших   городов   государств.   Крупнейшими   городами­ государствами были Урук, Ур и Лагаш. Слайд 19. Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были жрецы, затем цари. Царь: • • • издавал законы  считался исполнителем воли верховного бога города ­ государства    назначал чиновников – исполнителей своей воли  Слайд 20. Работа со схемой «Общественное устройство». Цари Жрецы •носили имя  •занимали  «большой  высокое  человек» положение  •обладали  в обществе неограниченн Торговцы,  •проводили  ой властью  ремесленник религиозные  над жителями и, крестьяне  церемонии,  ­ общинники (пленные) возносили  молитвы Рабы            Слайд   21.  Наличие   органов   управления,   издание   законов   –   признаки   государства.     Задание: прочитайте   пункт   §   «Шумерские   города   ­   государства»     стр.31,   3   абзац.   Определите   другие признаки государства. Учитель выслушивает ответы обучающихся. Слайд 22. Подведение итогов работы с понятием государство. Признаки государства.  наличие органов управления (власти)   издание законов   казна (распоряжается правитель)   налоги   войско   границы, определенная территория       История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск.   Слайд   23.  В   начале   урока   мы   выдвинули    гипотезу:  Более   5   тысяч   лет   назад   народы Древнего Междуречья впервые в истории человечества сделали шаг от первобытности к цивилизации.       Вспомните признаки цивилизации. Учитель обобщает ответы учащихся.  Наличие   каких   признаков   цивилизации   мы   выявили   сегодня   на   уроке?   (В   Междуречье возникли и развивались города, появилось государство).       Наличие какого признака осталось исследовать? (Осталось исследовать и доказать, что в Междуречье  появилась  письменность, новые формы религиозной и культурной жизни).       Эту работу мы продолжим на следующем уроке.  Слайд 24. Домашнее задание:  § 9, стр.30­31, выполнить задание 1, контурная карта стр.3.  

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)

Конспект урока по истории не тему " Шумер: зарождение цивилизации" ( 5 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018