Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
21.04.2017
Дисциплина: История
Класс: 6
Тема урока: Куликовская битва
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии
Время: 45 минут.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметных:
• Выявление круга обстоятельств, влияющих на исход вооружённой борьбы. На этой основе анализ фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и её значения.
Метапредметных:
• Обучение умению самостоятельно определять цели и задачи обучения, решение их в процессе учебной деятельности
• Воспитание чувства уважения к истории России, гордости её историей
• Формирование высокоморальных качеств, необходимых защитникам Родины.
• Развитие навыков работы с историческими источниками.
• Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группах, умение ясно и интересно излагать информацию.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. парная
3. индивидуальная
4. групповая
Метод обучения: проблемный, приёмы технологии развития критического мышления.
Средства обучения:
1. наглядные
2. словесные
3. печатные (учебник, документы).
Оборудование урока:
• Учебник истории - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С древнейших времён до конца 16 века».М.: Просвещение, 2014г.;
• Тетрадь.
• Рабочая папка с заданиями для каждой группы. (см.Приложения)
• Карта
• Презентация PowerPoint
Примечание: класс разделён на 3 группы. У каждой группы на столах папки с заданиями.
урок истории Куликовская битва.docx
Урок истории в 6 классе
по теме «Куликовская битва»
Морева Н.Ю.
(г.Лодейное Поле, Россия,
МКОУ «СОШ №3»
mrevanatalja@rambler.ru)
Дисциплина: История
Класс: 6
Тема урока: Куликовская битва
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами проблемного
обучения и дискуссии
Время: 45 минут.
Урок направлен на достижение следующих результатов:
Предметных:
Выявление круга обстоятельств, влияющих на исход
вооружённой борьбы. На этой основе анализ фактического материала и
установление причин победы русского народа в Куликовской битве и её
значения.
Метапредметных:
Обучение умению самостоятельно определять цели и задачи
обучения, решение их в процессе учебной деятельности
историей
Воспитание чувства уважения к истории России, гордости её
Формирование высокоморальных качеств,
необходимых
защитникам Родины.
Развитие навыков работы с историческими источниками.
Развитие коммуникативных навыков: умение работать в
группах, умение ясно и интересно излагать информацию.
Формы организации познавательной деятельности:
1. фронтальная
2. парная
3. индивидуальная
4. групповая
Метод обучения:
проблемный,
приёмы технологии развития
критического мышления.
Средства обучения:
1. наглядные
2. словесные 3. печатные (учебник, документы).
Оборудование урока:
Учебник истории А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С
древнейших времён до конца 16 века».М.: Просвещение, 2014г.;
Тетрадь.
Рабочая папка с заданиями для каждой группы. (см.Приложения)
Карта
Презентация PowerPoint
Примечание: класс разделён на 3 группы. У каждой группы на столах
папки с заданиями.
Конспект урока
1.Орг. момент. Постановка задач
Видеофрагмент фильма о Куликовской битве: степь, на ветру
колышется ковыль, за кадром – голос сказителя:
Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер
перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню.
Песню памяти нашей. Слышишь, как стон разносится по земле русской.
Слышишь топот копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист
стрелы. Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего
народа. Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…
Учитель: Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям
за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось
испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого
русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от
пережитого.
Фронтальная беседа с классом:
с каким врагом пришлось столкнуться русским княжествам в 13
веке?
чем закончилась борьба с монголотатарами?
а почему русские княжества попали в зависимость от монголо
татар? чего им не хватало?
Для того чтобы узнать правы мы или нет, давайте выполним небольшое
задание – решим кроссворд. Возьмите лист с заданием 1.
Задание 1– необходимо решить тест, выбрав в каждом вопросе букву
правильного ответа, а затем из правильных букв составить ключевое слово.
1.какой князь получил право собирать дань с русских земель в пользу
Орды? Александр Невский – Л; Даниил Галицкий – К; Иван Калита – Е;
Юрий Всеволодович – А
2. Какой город становится центром объединения русский земель?
Киев – И; Москва – Д; Тверь – В; Новгород – Г
3. Иго – это:
дань с русских земель – О; зависимость Руси от монголотатар – И;
раздробленность Руси – Б ; сборщик дани – Е
4. Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища?
Иван Калита – Ж; Ярослав Мудрый – З; Александр Невский – Н;
Олег Рязанский – П
5. Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям –
ярлык – С; баскак – Р; иго – У; барщина – Ш
6. Какой город татары назвали «злым городом»?
Торжок – А; Рязань – Р; КозельскТ; Владимир – У
7. Что не являлось причиной возвышения Москвы?
выгодное географическое положение – Г
дальновидная политика московских князей – Е
Москва – религиозный центр Руси – О
Слабая власть московских князей –В
8. Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?
воевода Пётр Ослядюкович – Ф ; князь Юрий Всеволодович – С;
Евпатий Коловрат – О; воевода Филипп Нянька –П
Итак, какое слово получилось? (заслушиваются ответы групп)
На слайде появляется слово ЕДИНСТВО
В единстве – сила. История доказала, что только объединившись, можно
избавиться от ненавистного владычества.
Как вы представляете единство. Попробуйте его показать (ребята могут
взяться за руки, обнять друг друга за плечи).
И сегодня мы будем говорить о событии, при воспоминании о котором
русские сердца наполняются гордостью и уважением к нашим предкам.
Я предлагаю вам самим определить тему нашего урока. А поможет вам в
этом фоторяд.
Фоторяд сражений (слайд)
Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учащихся)
О битве (сражении)
Итак, тема урока « ….битва…» (слайд)
Обратите внимание: она сформулирована не полностью. В конце урока вы
должны будете самостоятельно продолжить её в соответствии со своими
эмоциями и впечатлениями.
Что необходимо нам выяснить, исходя из темы урока? По какому плану
мы будем изучать сражение? Для этого выполним задание 2. (Вам предлагаются различные варианты
изучения битвы. Выберите правильный вариант и озвучьте его)
Обобщая ответы учеников, делаю вывод:
На слайде:
1.Обстановка в стране накануне битвы
2.Ход сражения
3.Личность полководца, его роль в подготовке и ходе сражения
4.Итоги битвы
5.Значение битвы
Итак, представим себе Русь 14 века и окунёмся в те далёкие времена.
В 1359 г. после смерти Ивана II московский престол переходит к его сыну
2. Основная часть
Дмитрию.
На слайде – портрет князя Дмитрия Ивановича
Что вы знаете об этом князе?
Использую приём «Я знаю…»
Ребята встают и сообщают факты из жизни князя, начиная со слов «Я
знаю…»
Главной целью своей политики Дмитрий Иванович видел в объединении
Руси для борьбы с Золотой Ордой.
Задание: что из себя представляли Орда и Русь накануне сражения
( работа с текстом –задание 3).
Проверяем задание. Каждая группа выступает поочерёдно.
На слайде: Военно – политическое состояние Руси и военные события накануне
Куликовской битвы
Золотая Орда
Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов;
Раздел Орды на западную и восточную;
Слабость власти ханов Захват власти в
западной части темником Мамаем; но ханом
стать он не смог, т.к. не был потомкам
Чингисхана. Поэтому он стремился доказать
через завоевание Руси, что является
продолжателем дела Чингисхана и Батыя
Русские земли
Дмитрий Иванович перестал
выполнять требования Золотой
Орды. Князь становился
защитником русских земель.
Он увеличил дружину. Заключил
военные соглашения с другими
князьями. В 1377 году московско –
нижегородская рать совершила
поход в ордынские земли и взяла с
них большой выкуп. В 1378 году
князь разгромил ордынцев на реке
Воже. Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Какие цели ставили
Мамай и Дмитрий Иванович? (заслушиваются ответы от каждой группы)
На слайде:
Мамай
Дмитрий Иванович
Стремился повторить поход Батыя,
расчленить Русь, посадить своих
наместников, русских князей
истребить, доказав тем самым, что он
является продолжателем дела
Чингисхана и Батыя и имеет право
на ханский титул
Отстоять самостоятельность Москвы в
открытой схватке с монголотатарами,
защитить Русь от нового нашествия
Итак, темник Мамай, захватив власть в Орде, желая укрепить своё
положение и восстановить былое величие Золотой Орды, объявил новый поход
на Русь. Поводом послужил отказ Москвы платить непомерную дань.
По всем городам русским зазвучали призывы московского князя
собираться в войска. Звонили колокола по всей земле Русской. Обе стороны
начинают готовиться к решающему сражению
Звучит фрагмент кантаты Прокофьева «Вставайте, люди
русские…»
Сейчас нам предстоит выяснить, как готовились к предстоящему
сражению Мамай и Дмитрий Иванович.
Ролевая игра (задание 4)
1 группа рассматривает подготовку к сражению Мамая, 2 – Дмитрия
с документами). А 3 группа выдвигает свои
Ивановича (работают
предположения, основываясь на интуиции. Затем проверяем.
На слайде:
Дмитрий Иванович
Мамай
Отказался платить дань Орде.
Собрал огромное войско из ордынцев и
Увеличил свою дружину,
организовал ополчение. Заключил
военные соглашения с другими
князьями, которые прислали свои
дружины. Организовал разведку.
Представил борьбу с Ордой как
общерусское дело.
подчиненных народов Поволжья и Кавказа.
Нанял военные отряды из Западной Европы.
Заручился союзом с Великим княжеством
Литовским и Рязанским княжеством.
Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек Итог: «от начало такой силы
русской не бывало».
Найдите общее в подготовке Москвы и Орды.
По преданию, накануне решающей битвы Дмитрий Иванович посетил
Троице Сергиев монастырь. Его основатель – Сергий Радонежский
благословил князя на борьбу с захватчиками. И отправил вместе с князем
Дмитрием монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать. Что дело
освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и
давших клятву не брать в руки оружия.
На слайде: репродукция картины А. Кившенко «Посещение Великим
князем Дмитрием преподобного Сергия Радонежского"
Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле.
Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения
ребят.
На слайде: фотография Куликова поля
1.От названия птиц куликов
2.От «кулижков» некоем весьма удалённом месте ( у чёрта на
куличках) Д.Лихачёв
3.«кулиги» ровное место, чистое и безлесое( по Далю)
4. Участок земли на берегу реки ( в излучине, по плёсу), используемый
как сенокосное угодье ( по Словарю русского языка 11 – 17 веков)
По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской.
Расположение русских войск на Куликовом поле
( интерактивная карта показывает местоположение частей русского
войска на Куликовом поле)
Работа с картой.
Почему именно это место было сражения. В чём его преимущество?
1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва
2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв
3)Татары не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до
последнего вздоха.
Итак, всё было готово к бою.
А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения
Звучит фрагмент «Реквием» Моцарта (звучит тревожная музыка,
постепенно усиливаясь. Это создаёт эмоциональный настрой перед
рассказом о сражении)
На слайде : репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом
поле»
Учитель читает на фоне музыки: «Тогда всю ночь волки выли страшно.
Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного
кровопролитного часа… От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной
смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о
«великой туге» под игом монголотатар. И вечная жажда свободы одолевала
страх, внушала бесстрашие»
Открываем глаза. Рассеивается туман. Наступало утро 8 сентября 1380г.
На слайде: репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с
Челубеем на Куликовом поле»
По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали
единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их
поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные
удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги.
Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был
сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход
самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как
описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни
безумию», утверждал Плутарх.
Видеофрагмент битвы (на доске воспроизводится реконструкция
Куликовской битвы)
Русский народ заплатил большую цену за эту победу. Несколько дней
хоронили погибших, а река Дон была красной от пролитой крови. Известно, что
погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов,
потери татар – 150 тыс. человек. За победу над ордынцами князь Дмитрий
Иванович
Донской.
Видеофрагмент потерь (на фоне горящих свечей автор называет имена
погибших участников сражения – очень сильный эмоциональный момент)
прозвище
получил
Далее следует беседа с классом.
В чём причины победы русских войск над монголо татарами? (ответы
учащихся)
На слайде:
1)Полководческий талант Дмитрия Донского
2)Патриотизм русских воинов
3)Единство
Каково значение Куликовской битвы? Что изменилось в сознании русских
людей после победы над Мамаем? (ответы учащихся)
На слайде:
1.Русский народ поверил в свои силы
2.Возрос авторитет Москвы
3.процесс объединения русских земель 4.Укрепилась вера в неизбежность падения монгольского ига
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Звучит «Сольвейг» (спокойная мелодия, чтобы дети могли настроиться
на творческое задание)
Выполните задания 5.
1.Дайте название сегодняшнему уроку.
Куликовская битва ….. ( поле русской славы , день воинской славы, сила
русского духа, торжество победы)
2. В результате урока мне открылись (я узнал):
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Д/з: пар.18 + дифференцированное задание: подобрать материал
«Куликовская битва в искусстве» (сообщение, презентация), составить
кроссворд
Список использованной литературы и Интернетресурсов:
1. www.youtube.com. – фильм Куликовская битва.wmv. Производство :
студия Михаила Канаева.
2. Kaplyasveta.ru/illyustrirovannya –istoriyarossii/epizod12kulikovskaya
bitva.html
russia
. encyclopaedia
3. www
4. Images.yandex.ru
5. Plusmusic.org/Григ – песня Сольвейг
6. Vmusike.net/С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Вставайте,
. ru / aticle
? id =239
. php
люди русские.
. net
. zaycev
7.www
/В.Моцарт. Дни Гнева (Реквием Приложение
Задание 1.
Решите тест, выбрав в каждом вопросе букву правильного ответа, а затем
из правильных букв составьте ключевое слово.
1.Какой князь получил право собирать дань с русских земель в пользу
Орды?
Александр Невский – Л; Даниил Галицкий – К; Иван Калита – Е
Юрий Всеволодович – А
2. Какой город стал центром объединения русских земель?
Киев – И; Москва –Д 4 Тверь – В; Новгород – Г
3. Иго – это:
дань с русских земель – О; зависимость Руси от монголотатар – И;
раздробленность Руси – Б; сборщик дани – Е
4. Кто возглавил русскую дружину во время Ледового побоища?
Иван Калита – Ж; Ярослав Мудрый – З; Александр Невский – Н
Олег Рязанский – П
5. Грамота, выдаваемая ордынскими ханами русским князьям – это:
ярлык – С; баскак – Р; иго – У; барщина – Ш
6. Какой город татары назвали «злым городом»?
Торжок – А; Рязань – Р; Козельск Т; Владимир – У
7. Что не являлось причиной возвышения Москвы?
выгодное географическое положение – Г
дальновидная политика московских князей – Е
Москва – религиозный центр Руси – О
Слабая власть московских князей – В
8. Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?
воевода Пётр Ослядюкович – Ф; князь Юрий Всеволодович – С;
Евпатий Коловрат – О; воевода Филипп Нянька П
Задание 2.
Из предложенных вариантов выберите те, которые относятся к
характеристике сражения и расположите их в правильном порядке.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Определите географическое положение страны.
Назовите итоги сражения.
Определите, в какой части света расположена страна.
Дайте характеристику развития хозяйства.
Охарактеризуйте положение сторон накануне сражения.
Назовите особенности образа жизни и обычаев народа.
Опишите ход сражения. 8.
Охарактеризуйте личность полководца, его роль в подготовке и ходе
сражения.
9.
Значение сражения.
Задание 3.
Текст 1.
С конца 50х гг. 14 века в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось
25 ханов. В результате Золотая Орда разделилась на две части – западную и
восточную. В западной части власть захватил хитрый и коварный военачальник
Мамай. Он по своему усмотрению ставил и свергал ханов. К середине 70х гг.
Мамаю удалось на какоето время прекратить усобицы и усилить военную мощь
Орды. Но он не имел права на ханский престол, так как не был потомком
Чингисхана. Для того чтобы укрепить своё влияние, Мамаю необходимо было
восстановить прежнее господство над Русью и тем самым доказать, что он
является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
Текст 2.
Дмитрий Иванович также стал готовиться к решающей схватке с врагом.
Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями,
послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение
их главных сил, возможные пути похода на Русь.
В 1377г. московсконижегородская рать во главе с московским воеводой
князем Дмитрием Боброком Волынским совершила поход в ордынские земли на
Средней Волге и взяла с них большой выкуп. В ответ ордынцы решили жестоко
наказать Нижний Новгород и другие земли. Поход возглавил Арабшах, по
словам летописца, он был «свиреп очень и ратник великий». Он сумел нанести
русскому войску жестокое поражение, а Нижний Новгород был разграблен
ордынцами.
Чтобы закрепить успех, Мамай в 1378г. решил направить на Русь
более многочисленную рать. Встреча русских и ордынских полков произошла 11
августа 1378г. на Рязанской земле у реки Вожа. Московский князь смело повёл в
бой свои полки и разгромил ордынцев. В довершение всего Дмитрий отказался
выплачивать дань Орде.
Задание 4.
В короткое время Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только
ордынские рати, но и полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, а
также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками
Мамая стали Литовское и Рязанское княжество, которые обязались прислать
ему свои отряды. По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч
человек. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Под его руководством
объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. Он
увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями,
послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение
их главных сил, возможные пути похода на Русь.
Русское войско, по свидетельствам летописцев, не уступало в численности
Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Ядро русского
войска составляли москвичи.
Задание 5.
1.Дайте название сегодняшнему уроку:
….. битва ….
2. В результате урока мне открылись (я узнал):
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Конспект урока по истории по теме "Куликовская битва" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.