Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
9 кл
05.02.2018
Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)
Цель урока: подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭП. Тип урока: комбинированный. Приёмы и методы: метод словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, дискуссия, рассказ); метод передачи информации с помощью практической деятельности; стимулирования и мотивации11 урок в разделе 2 "Россия в поисках перспектив"
конспект НЭП 9 кл. история.docx
Конспект урока, история России, 9 класс Тема: «НЭП ­ новая стратегия» Автор: Демина Татьяна Викторовна Класс: 9  ( 5 человек) Предмет: история. Тема: «Новая экономическая политика: причины, сущность, итоги и противоречия» Это     11   урок   в   разделе   2   «Россия   в   поисках   перспектив»     (13   ч),   на   изучение   темы отводится 2 часа Цель урока: подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных  мероприятий и итогов НЭП. Задачи: Образовательные: доказать, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса;  построение   знаний   о   причинах   перехода   к   НЭПу,   сущности     основных мероприятий НЭПа, показать, какие противоречия порождала нэповская модель. Развивающие: продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику  исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в  обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитательные: развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать   патриотизм. Тип урока: комбинированный Основные понятия: НЭП, продналог, концессия, аренда, хозрасчёт  Методы и приемы:  метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации  (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);  метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации  (приемы: презентация, информационный модуль, документальный фильм «НЭП»);  методы передачи информации с помощью практической деятельности  (практическая работа в группах, индивидуальная работа с текстом учебника,  документами, заполнение схемы);  методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной  ситуации, проблемное изложение, частично­поисковая деятельность,  исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи);       методы контроля (приемы: фронтальный опрос, тестирование, взаимопроверка,  самооценка, контрольный модуль)        репродуктивные (вступительные слова учителя), частично­поисковые  (самостоятельная работа в группах  с текстами документов).      интерактивные методы. «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить.  Позволь  мне сделать это, и это станет моим навсегда». Китайская  пословица. приёмы:  «Мозговой штурм», «Шесть шляп мышления» (использовала  3: чжёлтая  шляпа­ положительное, чёрная­отрицательное, синяя ­вывод), «Обмен знаниями»,  синквейн,  «ИНСЕРТ») Принципы:  научности, последовательности, доступности, развития личности,  сотрудничества.  Межпредметные связи: литература, обществознание (командная  экономика и рыночная) Важнейшие даты: март 1921 ­ X съезд РКП (б) ­ переход к новой экономической  политике. Организация образовательного пространства: • История России. 20­начало 21 века. Учебник для 9 кл. общеобразовательных    учреждений. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 201  г., • История России. 20­начало 21 века Рабочая тетрадь часть1. А.А. Данилов, Л.Г.    Косулина. – М.: Просвещение, 2016 г., •КИМ. История России. К учебнику А.А. Данилова и др.. М.: Просвещение 9 класс. М.   «ВАКО» 2011 г •ИКТ: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Россия в период НЭПа», информационный модуль http://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody- nepa.html,   контрольный модуль http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody- nepa.html ­ фрагмент документального фильма «НЭП» (https://www.youtube.com/watch? v=QOaC8KoetM0) ­ речь В.И. Ленина на 10 съезде РКП (б) (http://kino­ussr.ru/2937­audio­rech­vi­ulyanova­ lenina­o­zamene­prodrazverstki­prodnalogom.html) •Раздаточный материал: задания для каждого ученика (таблицы, смайлики, рабочие      листы) Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа,  Индивидуальная, групповая  Форма организации обучения: урок­исследование с использованием ИКТ. Технология: технология критического мышления, технология коллективного способа  обучения (анализ документов; работа, в группах, парах; работа с учебником; составление  сравнительной таблицы), технология  проблемного обучения, здоровьесбережения, ИКТ,  технология интегрированного обучения Планируемые образовательные результаты: Приобретенная компетентность. Целостно­смысловая компетенция Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию с  учетом общих требований и норм; определять понятия, вступать в речевое общение;  работать с книгой и источниками Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в  учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной  информации. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: понимают значение знаний из истории страны. Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в  учебнике, исторических источниках по инструкции учителя. Познавательные: – умения структурировать знания; самостоятельно выделяют и  общеучебные   формулируют цели; ориентируются в учебнике и документах; осуществляют поиск  необходимой информации для выполнения заданий; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений,  самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют  ответы на поставленную проблему: НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные  точки зрения по сути проблемы: итоги и последствия  НЭПа.                        1. Организационный этап. Организационная структура урока:                  Цель этапа: мобилизация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку,                  эмоциональный настрой.                  Форма: беседа.             Здравствуйте ребята!  Я рада всех вас видеть. Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше                      сотрудничество будет плодотворным, и Вы получите знания, которые пригодятся Вам в жизни               УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «История, её верное осмысление                    поможет нам    найти пути, ведущие страну к подлинному величию» Как вы понимаете эти                  слова?              История­ это тоже своего рода путь. Сегодня мы поговорим с вами об одном небольшом, но очень   важном отрезке этого пути истории России н.20­х годов прошлого столетия.             2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению. Стадия вызова.         Цель: активизация знаний учащихся, подготовка их к активной самостоятельной             деятельности 1.1                Формулировка учителем и учащимися результата деятельности. 1.2                гражданской войны?» 1.3  Подготовка к активной деятельности, актуализация начальных условий.   Целеполагание. Постановка целей учащихся.   Выявление проблемы «Как страна могла выйти из тяжелейшего экономического  кризиса после    1. Я предлагаю вам, ребята, разделиться на 2 группы.  Решите, кто из вас будет  работать с карточкой (2 человека), где нужно будет заполнить 2­ю колонку таблицы   “Характерные черты политики военного коммунизма”. Пока ребята выполняют задание, а   мы с вами вспомним материал прошлого урока.  2. Фронтальный опрос учащихся. а) Когда и чем закончилась гражданская война? (Гражданская война началась в мае 1918 года и закончилась в ноябре 1920 года победой большевиков.) б) Почему победили большевики? (Их поддержало большинство населения, они сумели  привлечь середняка, царские специалисты перешли на службу в Красную армию, белое  движение выступало совместно с интервентами, которых население воспринимало как захватчиков, у белого движения отсутствовала реальная аграрная программа.) в) Какую экономическую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в  чем её смысл?  (Политику военного коммунизма:  экономическую политику,  проводимую в годы Гражданской войны и направленную на удовлетворение нужд  фронта.) 3. (Слайд 2)   Взаимопроверка заданий учащихся, работавших с таблицей   “Характерные черты политики военного коммунизма” Посмотрите на экран.  (Правильные  ответы показаны  на экране и комментируются представителями групп).   Смайлик Политика “военного коммунизма” Продразверстка Национализация всей промышленности  и земли – “красногвардейская атака на  капитал” Полная централизация  управления  экономикой Уничтожение частного капитала Трудовая повинность населения,  трудовая мобилизация. “Уравниловка” в оплате труда Запрещение свободы торговли. Прямой продуктообмен между  городом и деревней Ликвидация товарно­денежных  отношений. Сущность Насильственное изъятие с/х продуктов Все предприятия перешли в руки государства,  землю было запрещено арендовать, расширять  запашку, применить наёмный труд Всё решали главки Все банки были национализированы Все граждане с 16 до 50 лет обязаны были  работать Вместо зарплаты, давали пайки, талоны на  предметы первой необходимости Монополия государства на торговлю, но  существовал “черный рынок” Была отменена плата на жильё, транспорт и  другие коммунальные услуги (Слайд 3  ) Учитель: А теперь давайте оценим индивидуальную  работу  одноклассника,  который дома заполнил  таблицу «  Показатели   экономического развития России  в    1921 г. по сравнению с 1913 г.    »    смайлик  Показатели   экономического развития России  в 1921 г. по сравнению с 1913 г. Промышленное производство  Добыча угля  Добыча нефти  Выплавка чугуна  Производство тканей  Продукция сельского хозяйства  Продукция земледелия  Продукция животноводства  Посевные площади  Сократилось в 7 раз  Сократилась более чем в 3 раза (29,1  млн. т до 8,6 млн. т)  На уровне 1890 г. (с 10,2 млн. т до 3,8  млн. т)  Сократилась в 22 раза  Сократилось в 18 раз  Сократилось на 40 %  Сократилась на 45 %  Сократилась на 33%  Уменьшилось на 15 млн. га  Скажите, какой вывод о состоянии экономики России мы можем сделать, ознакомившись с  данными таблицы? (Вариант ответа записывается в тетрадь: состояние экономики  России требовало немедленного введения новой экономической политики, ) Учитель: Для того чтобы представить реальную обстановку в стране в начале 20­х годов,  мы с вами вместе посмотрим  фрагменты документального фильма. Я прошу вас  смотреть очень внимательно, потому что нам предстоит прокомментировать увиденное. (Слайд   4 )    Учитель: Во время просмотра фильма вы увидели,  насколько мощным было  протестное движение в 1921 году. Люди, которые совсем недавно с оружием в руках  защищали власть большевиков, готовы её свергнуть.  (Слайд 5  ) Посмотрите, какие требования они выдвигали (перечень требований на экране). 1. Отмена продразверстки. 2. Свобода торговли 3. Денационализация мелких и средних предприятий. 4. Демократизация политического режима. . Задание группам: Прокомментируйте обоснованность и актуальность 1­го из четырёх  требований, опираясь на текст параграфа 18. (Выполняя данное задание,  учащиеся вновь  приходят к  выводу о том, что в 1920 – 1921 г. страна находилась в глубочайшем кризисе,  охватившем все стороны общественной жизни, и существовала острая необходимость  поиска путей выхода из создавшейся ситуации). сл.6 Учитель. Таким образом, политика «военного коммунизма» после окончания  гражданской войны привела к противостоянию  народа и власти. Прямо на глазах  нарастало недовольство со стороны как раз тех социальных классов, в интересах  которых осуществлялась Октябрьская революция, ­ со стороны рабочих и крестьян.  Перед большевистской властью встал сложный социально­экономический и идейно­ политический вопрос: "Что делать?"сл. 7          Построение знаний          Сбор информации по вопросу «Поиск путей решения». (Слайд   8  ) Слово учителя: в этот период у большевиков было три пути выхода из  кризиса: 1. Продолжение политики Военного коммунизма с расширением террора и репрессии 2. Удовлетворить требования мятежников 3. Тактическое маневрирование. С одной стороны укрепление их командных высот, с  другой стороны временные уступки. Задание группам: попробуйте поставить себя на место большевистского  правительства и  попытайтесь выбрать один из путей, обоснуйте свой выбор.    Первый путь  –  продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привел бы к еще большей вооруженной борьбе со стороны населения. Это был бы тупик. Второй путь – отказ от командных высот в политике, экономике, идеологии – возврат к прошлому. Третий   путь  –  тактический   маневр,   при   котором,   с   одной   стороны,   сохраняются командные   высоты,   а   с   другой   –   делаются   временные   уступки   небольшевистским силам.   Слово учителя: Мне было приятно слышать ваши рассуждения, вы сделали ваш выбор, а теперь  послушаем запись выступления Ленина на X съезде РКПБ, и узнаем, что  выбрали большевики.   (Просмотр второго фрагмента фильма «НЭП»)  Ленин выбрал третий путь. На 10 съезде РКПБ  было принято решение о замене продразверстки продналогом, это и было началом новой  экономической политики, законодательно всё было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года                 Учитель. О чём на ваш взгляд пойдёт речь сегодня на уроке? «Новая экономическая политика.  Запишем тему урока. III этап.  Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления.    Цель этапа: самостоятельный поиск информации,  критическое осмысление. Формирование        умений работы с историческими документами.   Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе  сегодняшнего урока и запишите их во 2­ю графу, заполните 1 графу. знаю Хочу узнать узнал 1.Последствия   гражданской войны. 2.О   кризисе   политики военного коммунизма. ­ причины нэпа ­ сущность нэпа ­ итоги  У. Итак, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Изучение нового материала План:  сл.9 1. Причины перехода к нэпу 2.Курс на НЭП 3.Суть и основные мероприятия НЭПа 4.Итоги НЭП Задача  для   обучающихся  (проблема):              1)Выяснить   НЭП:   целостный   курс   или комплекс                                                                                   противоречивых мер?                                                                          2) Чем актуален НЭП сегодня? Физминутка для глаз Сбор информации об основных мероприятиях и последствиях НЭПа  Учитель:     вспомните,   о   чём  мы  говорили   в  начале   урока  и  попробуйте ответить на вопрос: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу?                                          Причины перехода к НЭПу: запись в тетрадь  сл.10 (1) последствия гражданской войны, 2) кризис политики военного коммунизма) . Цели НЭПА: запись в тетрадь  сл.11 ­снять социальную напряженность, ­укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян Основные мероприятия НЕПа         Что же представляла эта политика. На этот вопрос мы с вами ответим, поработав в группах  и                  заполнив  сравнительную таблицу « Основные мероприятия нэпа» ( каждая группа заполняет свою часть таблицы)    I группа – Мероприятия НЭПа в области сельского хозяйства (Рабочий лист №3). II группа – мероприятия в области промышленности (Рабочий лист №4). III группа –  в финансовой деятельности (Рабочий лист № 5).    Читая текст документа,  делаем маркировку символами в тексте    :  (Приём «ИНСЕРТ»)                  V  что совпало с моими  представлениями             + о чем раньше не знал, новое содержание             ­ что не  совпало с моими представлениями                ?  что вызвало  непонимание РЕЛАКСАЦИЯ Учитель: ­ Охарактеризуйте основные мероприятия нэпа (каждая группа защищает результат своей работы, остальные заполняют  недостающую информацию в таблице .  производят  в конце самооценку своей  работы(смайлик) сл.12 По ссылке перейдите на сайт информационного модуля http://fcior.edu.ru/card/21297/socialno­ekonomicheskoe­razvitie­sssr­v­gody­nepa.html   Вопросы для сравнения 1.Меры в области с/х. 2.Меры в области  промышленного  производства 3. Меры в области  товарно­денежных  отношений. 4.Меры в области  трудовых отношений. 5. Основная  экономическая  задача. 6. Основная  политическая задача. «Военный коммунизм» НЭП Введение продразверстки, т.е.  изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. Национализация  промышленности, ликвидация  частной собственности. Уравниловка в оплате труда,  натурализация заработной платы.  Отмена свободной торговли,  продукты распределялись  государством. Трудовая   мобилизация,   создание трудовых армий. Подчинение экономики  потребностям войны.  Максимальная мобилизация всех  ресурсов. Свертывание демократии и  установление партийной  диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. Продналог Денационализация  промышленности, мелкая частная собственность, аренда. Свобода торговли, тарифная  оплата труда, денежная реформа. Свободный наем рабочей силы Предотвращение падения народного   хозяйства   и   его дальнейшее восстановление    Укрепление   союза   рабочих   и крестьян, и укрепление власти большевиков сохранение Решение проблемы: Чем актуален НЭП сегодня? Итоги НЭПа (приём: «Шесть шляп») Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника стр. 129­131  Задание: выяснить социально­экономические итоги НЭП.  По группам    Жёлтая шляпа и чёрная  1 группа – Позитивные стороны НЭПа   2 группа – Проблемы НЭПа  Релаксация   О позитивных итогах новой экономической политики расскажет нам группа в желтой шляпе? 1 группа – Позитивные стороны НЭП  сл.14 Развитие экономических связей города и деревни; Развитие промышленности на базе электрификации; Развитие рыночных отношений К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади; К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года; К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года. На селе:  60% ­ середняков; 26% ­ бедняков; 10% ­ батраков;  4% ­ кулаков. К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года. Несмотря   на   значительные   успехи,   новая   экономическая   политика   породила   много сложных проблем. О них нам расскажет 2 группа группа. 2 группа – Проблемы НЭПа сл.15 1) не хватало промышленных товаров;  2)  рост цен; 3) безработица;  4) перенаселение городов; 5) изменение соцструктуры; 6) бюрократизация; положительные  отрицательные ­ увеличились объемы с/х;  ­ восстановлены дореволюционные посевные площади к  1923 г.; ­ достигнут довоенный уровень в животноводстве к  1927г.; ­ рост середняцких хозяйств (60%); ­ достигнут довоенный уровень в промышленности к  1928г.; ­ улучшилось материальное положение рабочих,  крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих  составляла 93,7% довоенного уровня).                                                                                     ­ нехватка промышленных  товаров;  ­ увеличение цен – тормозился  рост жизненного уровня  населения; ­ безработица; ­ обострение жилищного  вопроса; ­ аграрное перенаселение. Учитель на правах «Синей шляпы» я сделаю вывод: В Советской России в 1921г.  была введена новая экономическая политика, но несмотря на все положительные  проявления НЭПа, она всё больше вступала в противоречие с основными приоритетами,  проповедуемые правящей партией. В.И. Ленин пытался соединить не соединимое:  использование рынка для построения бестоварной модели социализма и путь к демократии, при сохранении диктатуры пролетариата  это и было противоречием нэпа Сл.16 Сл.17    как вы думаете, какова судьба НЭПа?                  4. Этап закрепления новых знаний. Подведение итогов.  ­ Решение проблемы: НЭП: целостный курс или комплекс    противоречивых мер? ­ Закройте тетради и на предложенных листочках выполните задание (отнесите понятия а) к  политике «Военного коммунизма» б) к НЭП ) сл..18­19                     ­ Написание синквейна                  Цель: самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме, осмысление результатов  своей работы. 1. В первой строке – одно слово, как правило, центральное понятие темы. Существительное. Это      тема синквейна. 2. Во второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4. отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или  составленная фраза в контексте темы. 5.Последняя строчка – слово­резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к  ней личное отношение. Синквейн   ­ политика                      ­ новая, экономическая                                         ­ восстановить, перестроить, увеличить                      ­ НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства,                        перестройки общества, увеличению объёма производства.                      ­ перестройка В результате большевики сумели изменить настроение в обществе и  удержаться у власти                                           ­ выполните тест 21в.2 в КИМах ­ Задание для обучающихся­ По ссылке перейдите на сайт с заданием  и выполните  упражнения контрольного модуля  http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno­ekonomicheskoe­ razvitie­sssr­v­gody­nepa.html  Самооценка своей деятельности 5. Рефлексия. (2 мин) Упражнение «Плюс – минус – интересно». В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке (информация, формы работы); в   графу   «минус»   ­   всё,   что   не   понравилось   (показалось   скучным,   непонятным, бесполезным); в графу «интересно» ­ все новые любопытные факты, вопросы к учителю, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме.  Это упражнение даёт возможность учителю посмотреть на урок глазами ученика и сделать правильный анализ урока. 6. Выставление, комментирование оценок. Домашнее задание ­ П.20, вопросы ­ ответы на вопросы, поставленные самим ребенком, доработать записи.  «5» ­эссе на тему: «Можно ли считать нэповскую экономику рыночной?» «4» ­ составить синквейн со словами: военный коммунизм, гражданская война                                                                                                                   Рабочий лист № 6 Выберите правильный ответ. ­ Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП? А) упрочить свою власть;  Б) предоставить свободу политической оппозиции;  В) гарантировать свободное развитие личности;  Г) преодолеть экономический кризис; Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;  Е) вернуться к рыночной экономике;  Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;  З) продолжать «мировую революцию»;  И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.  Рабочий лист №7 ПОСМОТРИ НА МЕНЯ БЫЛО ЛЕГКО МНЕ  ПОМОГЛО БЫЛО ТРУД НО ПОЧ ЕМУ ? РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ БЫ  Я ХОТЕЛ ПОЛУЧИТЬ В  БУДУЩЕМ Приложение 1 На основе анализа текста рабочего листа №1 , документов №1 и №2 назвать причины  перехода к НЭПу; Задание Рабочий лист №1 Причины перехода к НЭПу                                             экономические           социальные        политические                                                             ?                            ?                           ?   Экономические и социальные последствия Гражданской войны. ­ В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 миллионов человек. Население Петрограда  и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь – рабочие. ­ В социальной структуре произошли важные изменения;  не стало буржуазии и помещиков; 85% населения России – крестьяне ( это около 70% состава армии в 5,5 млн.чел.); до 1,4­ 1,7 млн. сократилась численность рабочих. Резко увеличился бюрократический аппарат ( в  1917 г. число «управленцев» всех уровней – 1 млн., в 1921 г. – 2,5 млн. человек). ­ Уничтожено 25% довоенного богатства страны. ­ В 1921 году: промышленное производство сократилось в7 раз;                          продукция сельского хозяйства сократилась на 40%;                          продукция животноводства сократилось на 33%;                          посевные площади уменьшились на 15 млн.га. В 1921­1922 г. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и  украинских губерний. Весной –летом 1921 года голод в Поволжье унес жизни 5 млн.  человек. В 1919 г. в 40 губерниях европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев  заболеваний сыпным тифом.  По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки  стоил 140 тыс.  руб. , пуд пшена­192 тыс.руб., пуд картошки –более 20 тыс. рублей. За  проезд в трамвае нужно было заплатить 500 руб. К концу года положение ухудшилось, и к  этим ценам следует приписать ноль. Январь – февраль 1921 г. было отмечены выступления рабочих Москвы и Петрограда,  других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: « Хлеба!», «  Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!» Документ №1  Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде: « 3 сентября 1920 г….Оказывается, что декрет о повышении жалованья штатным  преподавателям на 300% уже вышел два месяца назад, а мы получали все еще 5300. Приказ  Реввоенсовета должен дойти до нас … Дай бог получить до Нового года. А паек семейству  вероятно, совсем не дадут, по той причине что не из чего… А наличными – ни гроша, и  кругом в долгу. Документ №2 Из частного письма: « Дорогой братец, если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов, сейчас здорово  волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали». Документ №3 Из письма крестьянина Чернова в газету “Беднота”. 9 марта 1921 г. Многие винят продагентов, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те эксцессы,  которые происходят. При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей. Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири можно было бы хлеб вывозить с  самой ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и агентами,  ни того ужасного положения в Европейской России. Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой, и обратные последствия  получатся при налоговой системе… Документ №4 Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон. Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом. “Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы  текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, ­  кричали они…­ неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?”  Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты  голодающими… Дети умирали… Хитон Ворсе Мэри. Русские картины//   Новый мир. – 1970. ­ №4.  Документ №4 Точка зрения. Э.Х. Карр. “Политика реквизиций, которая приносила какие­то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего  существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. В сельской   местности   в   поисках   пропитания   рыскали   банды   демобилизованных   солдат, грабивших крестьян”. В книге Л.М. Пятецкий, История России   ХХ века. М.: “Московский лицей” 1999г., стр. 132. Рабочий лист №2 НЭП   (новая   экономическая   политика)   –   замена   продразверстки     продналогом, разрешение частной торговли, частных предприятий,  возрождение рыночных отношений, т. е. полный отказ от политики «военного коммунизма», отвергнутой к 1921 г. большинством крестьян и рабочих. КОНЦЕССИЯ  (от лат. «разрешение, уступка») – договор о передаче в пользование на определенный срок природных богатств, предприятий и других объектов, принадлежащих государству. КООПЕРАЦИЯ  (лат.­   сотрудничество)   –   добровольное   товарищество,   содействующее своим   членам   в   ведении   хозяйства.   Распространены   потребительская,   промысловая, финансово – кредитная и др. ХОЗРАСЧЕТ  (хозяйственный   расчет)   –   метод   ведения   социалистического   хозяйства, основанный   на   соизмерении   затрат   предприятия   на   производство   с   результатами хозяйственной деятельности.  НЭПМАН – частные предприниматели периода нэпа. ПРОДНАЛОГ  установленный размер и объявлялся до начала сева. (продовольственный   налог)   –   это   налог,   который   имел   четко ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  –  процесс перехода государственной собственности в руки частного предпринимателя.  Рабочий лист №3         Мероприятия нэпа в области сельского хозяйства. Используя словарь(Рабочий лист №2), фрагменты текста учебника с.152,157;Декрет ВЦИК РСФСР, принятый на основе решений Х съезда партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г.,  сформулируйте и запишите в таблицу основные мероприятия нэпа в области сельского хозяйства. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЭПА ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 1. Мероприятия в области сельского хозяйства 2. Мероприятия в области  промышленности 3. Товарно – денежные отношения Продовольственная разверстка; Безвозмездное изъятие у крестьян большей части производственной продукции Национализация всей промышленности и банков Отмена денежного обращения; Нормированное снабжение (карточная система); Запрет частной собственности О замене развёрстки натуральным налогом «1. Для   обеспечения   правильного   и   спокойного   ведения   хозяйства   на   основе   более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а   также   в   целях   точного   установления   падающих   на   земледельцев   государственных обязательств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.  2. Этот   налог   должен   быть   меньше   налагавшегося   до   сих   пор   путём   развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности   армии,   городских   рабочих   и   неземледельческого   населения.   Общая   сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично­заводские и кустарные продукты.  3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нём.  4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных   хозяев   и   для   хозяйств   городских   рабочих   должен   быть   пониженным. Хозяйства   беднейших   крестьян   могут   быть   освобождаемы   от   некоторых,   а   в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.  Старательные хозяева­крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а   равно   увеличивающие   производительность   хозяйств   в   целом,   получают   льготы   по выполнению натурального налога. <…> 7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется. Для   контроля   за   применением   и   выполнением   налога   образуются   организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.  8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для   обмена   на   продукты   фабрично­заводской   икустарной   промышленности   и сельскохозяйственного   производства.   Обмен   допускается   в   пределах   местного хозяйственного оборота, как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. 9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого  создаётся государственный  постоянный  запас  сельскохозяйственного  инвентаря   и предметов широкого потребления, как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов,   закупленных   за   границей.   Для   последней   цели   выделяется   часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.  10. Снабжение   беднейшего   сельского   населения   производится   в   государственном порядке по особым правилам…» Декрет   ВЦИК   РСФСР,   принятый   на   основе   решений   Х   съезда   партии большевиков «О замене развёрстки натуральным налогом», 21 марта 1921 г. Рабочий лист №4 Задание: Используя словарь  терминов и фрагменты текста учебника с.152, выясните и запишите в таблицу основные мероприятия нэпа в области промышленности ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЭПА ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 4. Мероприятия в области сельского хозяйства 5. Мероприятия в области  промышленности 6. Товарно – денежные отношения Продовольственная разверстка; Безвозмездное изъятие у крестьян большей части производственной продукции Национализация всей промышленности и банков Отмена денежного обращения; Нормированное снабжение (карточная система); Запрет частной собственности Рабочий лист № 5 Задание: Используя фрагмент текста учебника на с. 152 и документ « О финансовой реформе 1922­1924 г.г», сформулируйте и запишите в таблицу  мероприятия нэпа в области торговли и финансов. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НЭПА НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» 1. Мероприятия в области сельского хозяйства Продовольственная разверстка; Безвозмездное изъятие у крестьян большей части производственной продукции 2. Мероприятия в области промышленности Национализация всей промышленности и банков 3. Товарно – денежные отношения Отмена денежного обращения; Нормированное снабжение (карточная система); Запрет частной собственности Финансовая реформа в период нэпа                Политика НЭПа непосредственным образом оказалась связанной с проведением финансовой реформы. В октябре 1921 г. был открыт Государственный банк. В 1922 г. с выпуском   новых   денежных   знаков   началась   финансовая   реформа.   Её   «творцом»   было принято   считать   наркома   финансов   Г. Я. Сокольникова   (Бриллианта).   При   этом   новый рубль   приравнивался   к 10 тыс.   прежних.   В   1923 г.   были   выпущены   в   обращение   новые «совзнаки», рубль которых равнялся 100 рублям образца 1922 г. Одновременно с новыми «совзнаками»   Госбанк   с   конца   ноября   1922 г.   стал   выпускать   банковские   билеты — червонцы   с   твёрдым   покрытием.   Один   червонец   приравнивался   к   дореволюционной золотой десятирублёвой монете. Денежная реформа завершилась в 1924 г. В начале января этого года курс доллара на Московской бирже равнялся 2 руб. 20 коп., в апреле — 1 руб. 95 коп. Совзнаки к этому времени   были   вытеснены   из   обращения   червонцами.   Финансовая   система   в   стране стабилизировалась. В 1925 г. червонец официально котировался на различных валютных биржах мира.  Кредитование   предприятий   промышленности   и   торговли   на   коммерческой   основе поначалу осуществлял только Госбанк. Позднее были созданы специализированные банки (Торгово­промышленный, Электробанк, Внешторгбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства и др.). Они выдавали кредиты, принимали вклады от населения.   Наряду   с   государственными   возникли   акционерные   банки   (их   акционерами были   Госбанк,   синдикаты,   кооперативы,   а   также   частные   лица   и   иностранные предприниматели). Кредитование потребительской кооперации осуществляли специально созданные   кооперативные   банки,   для   сельскохозяйственного   кредита   — сельскохозяйственные,   для   кредитования   частной   промышленности   и   торговли   — общества взаимного кредита. Были открыты сберкассы для привлечения денежных средств населения. В 1926 г. было открыто более 60 банков.  В ноябре  1924 г. (после  денежной  реформы)  средняя  зарплата  в  промышленности составляла 38,5 руб., а прожиточный минимум по РСФСР составил 18 руб. В это же время годовой   заработок   чернорабочего   в 1927 г.   а   для высококвалифицированных инженеров и техников — 1811 руб.   составлял   455 руб., Цель урока:  Познакомить учащихся с сущностью и основными мероприятиями новой экономической  политики (нэп) в советской России.  Задачи урока:  Образовательные:   Формирование учебно­познавательных компетенций через усвоение учащимися  знаний о сущности, причинах перехода к новой экономической политике, целях и  задачах, основных направлениях нэпа, его социально­экономических итогах и  противоречиях.   Усвоение и закрепление следующих понятий: продналог, аренда, концессия,  хозрасчет, нэпманы, «осереднячивание деревни».  Развивающие:   Способствовать развитию критического мышления, познавательного интереса  учащихся, интеллектуальных возможностей.   Совершенствование умений самостоятельной работы с текстом учебника и  документов, выделять главное и устанавливать причинно­следственные связи,  сравнивать мероприятия политику «военного коммунизма» и нэп, делать выводы об  итогах нэпа.   Содействовать развитию навыков ведения дискуссии и решения проблемных  вопросов, коммуникативной компетенции.  Воспитательные:  Способствовать формированию научного мировоззрения.   Способствовать воспитанию патриотизма, интереса к отечественной истории,  уважения к прошлому своей страны.  Тип урока: урок новых знаний.  Ведущая технология: Развитие критического мышления с ИКТ.  Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.  Методы и приемы:   методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации  (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);   методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации  (приемы: презентация, видеоролики);   методы передачи информации с помощью практической деятельности  (практическая работа в группах, парах, индивидуальная работа с текстом учебника,  документами, заполнение схемы);   методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной  ситуации, проблемное изложение, частично­поисковая деятельность,  исследовательская деятельность, создание ситуации взаимопомощи);   методы контроля (приемы: фронтальный опрос, тестирование, взаимопроверка,  самооценка)  Принципы: историзма, последовательности, доступности, развития личности,  коллективизма.  Межпредметные связи: экономика, обществознание.  Тип и структура урока обеспечили целостность и завершенность урока, все  этапы урока последовательны, логически связаны.              Реализация целей урока. Поставленные цели соответствуют требованиям Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования. Данный урок реализует  задачу: создание условий для оптимальной организации учебного процесса. Учитель в рамках оптимизации учебного процесса организовал весь процесс с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования.             Технология.              При выборе технологии формирования критического мышления через чтение и              письмо  учитель опирался на приоритет развития мышления и с учетом данных              психологической диагностики мышления. Лейтмотив этой технологии – конкретность.             Эта технология эффективна, применима в начале изучения предмета, курса, раздела.              На данном уроке применяется модификация этой технологии, специально              адаптированной к данному содержанию.             Реализация принципов обучения:  Принцип научности, связь с жизнью выражен подбором учебного материала;  Принцип систематичности и последовательности усвоения новых знаний     реализован через четко продуманную структуру урока  Принцип сотрудничества реализован через совместную деятельность на уроке     учителя и учащихся.  Принцип развивающего обучения реализуется характером заданий на уроке.

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)

Конспект урока по истории России по теме: "НЭП" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018