Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"
Оценка 4.9

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
28.11.2018
Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"
Урок разработан в соответствии с учебной программой по изобразительному искусству УМК «Планета знаний» для учащихся 2 класса. На этапе актуализации знаний предлагаю наглядно увидеть всю красоту народного искусства, виды ремёсел, корнями уходящие в глубокую древность, виды оберегов и их назначение, изображены материалы необходимые для работы над новой темой. Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт детей. Первичное закрепление для определения последовательности работы, необходимого материала осуществляю через комментирование, проговаривание вслух. При самостоятельной работе я всегда использую приём взаимопомощи.
урок изобразительного искусства Скворцовой Т.В..docx
Краткая аннотация урока Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить   без   использования   ИКТ.   Через   использование   презентаций   и мультимедийных  программ  на уроке изобразительного искусства создаются условия   для   эффективного   усвоения   обучающимися   знаний   и   умений   по предмету.   Компьютерная   презентация   позволяет   выстроить   урок   логично, поэтапно,   с   использованием   визуального   сопровождения.   Использование компьютера   в   работе   с   классом   способствует   совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования   изучаемых   процессов,   а   также   мультимедийное сопровождение позволяет сэкономить время и сделать урок более ярким и наглядным, что необходимо для обучающихся. Урок   разработан   в   соответствии   с   учебной     программой   по изобразительному искусству УМК «Планета знаний» для учащихся 2 класса. На этапе актуализации знаний предлагаю наглядно увидеть всю красоту народного   искусства,   виды   ремёсел,   корнями   уходящие   в   глубокую древность,   виды   оберегов   и   их   назначение,   изображены   материалы необходимые для работы над новой темой. Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт детей. Первичное закрепление для определения последовательности работы, необходимого   материала   осуществляю   через   комментирование, проговаривание вслух.   При самостоятельной    работе я всегда использую приём взаимопомощи. При   подготовке   к   уроку   использую   данные   психологической диагностики. Для снятия напряжения провожу физминутку. Подготовку к уроку провожу заранее, раздаю детям сообщения по теме урока,  стихи   для   заучивания.  На   уроке  применяю   деятельностный   метод, коллективный   диалог,   подводящий   диалог. Урок   динамичен,   благодаря использованию различных форм и методов, занимательного материала, что позволяет   активизировать   познавательную   деятельность   учащихся   на протяжении всего времени. Форма обучения – классно­урочная, работа в группах. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке изобразительного искусства и технологии. План­конспект урока Тема: Птица Счастья.  Народное искусство как часть национальной культуры. Цель:   формирование   новых   знаний   о   народном   искусстве   как   части национальной культуры на примере Архангельской   щепной птицы счастья­ исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых сил. Предметные :  ­ учить изготавливать птицу счастья из бумаги, из солёного теста; ­   учить   принимать   участие   в   беседе   о   народном   искусстве   как   части национальной культуры; ­  учить   выявлять   художественные   достоинства   и  технологию  изготовления щепных птиц; ­ учить решать творческую задачу: сконструировать свою чудо птицу счастья из бумаги, солёного теста. Метапред метные  (УУД): ­   Воспитывать     уважительное   отношение   к   творчеству,   как   своему,   так   и других людей.   Подбирать информацию из различных источников.  Овладевать различными приёмами и техникой изобразительной  деятельности Личностные: ­ принимать учебные цели,  ­ учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, узнать); ­ формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; ­  формировать  умение  оценивать  собственную  учебную  деятельность:  свои достижения,   самостоятельность,   инициативу,   ответственность,   причины неудач; ­ выполнять правила этикета Задачи: ­ познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;  ­ расширить представление учащихся об особенностях русских оберегов. ­ воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; ­ развивать эстетическое отношение к действительности. ­ совершенствование зрительно­пространственной ориентации на листе бумаги (композиционных навыков при изображении птицы в полёте),             развитие зрительного   внимания,   зрительной   и   слуховой   памяти   в   процессе рассматривания   иллюстраций   с   изображением   различных   птиц,   слушания сказки. ­ дальнейшее формирование умения оценивать своё готовое изделие (итоговая самооценка) и работу других детей. удивление, желание       больше   Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Оборудование. 1.Литературный ряд: 1) З.А. Степанчук и др. «Изобразительное искусство. 1 ­ 8 классы: опыт  творческой деятельности школьников: конспекты уроков» – Волгоград:  Учитель, 2009; 2)  «Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М.  Сокольниковой,  С.П.Ломова              Москва АСТ Астрель, 2010; 3) Интернет – ссылки: http://masterveda.ru/vsie_zapisi/shhepnaya­ptica­obereg.html http://www.zavuch.info/methodlib/248/58235/  http://do.gendocs.ru/docs/index­336893.html  http://narod.ru/disk/33886818001.e7117180f2fd49f41fc34778b893a08a/1759_17N .rar.html  http://www.uchportal.ru/load/108­1­0­31512 (обереги) http://suvenirtrade.ru/obereg_desc.html (значения оберегов) http://opionteke.narod.ru/museum/1/122­1.jpg  (Охлупень на крыше избы) 2. Зрительный ряд: 1) презентация к уроку; 2) выставка книг «Что за прелесть, эти сказки!» 3) репродукции  картин  «Финист­ясный сокол»,  А.С. Пушкин «Сказка о  золотом петушке», Царевна­лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар­птица в сказке Ершова «Конёк­горбунок» 4) изображения различных видов оберегов; 5) образец готового изделия; 3.Музыкальный ряд: 1)   Народная песня  4.Для учащихся: Бумага (белая и цветная),  акварель, белая гуашь, кисти № 5, № 7, бумага,  палитра, клей, ножницы, нитки. План урока 1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. 2. Актуализация знаний. Введение в тему урока. Вступительная беседа: ­ о народном искусстве; ­ образ птицы в русском фольклоре; ­ обереги. 3. Объявление темы урока.  4. Физминутка. 5. Анализ объекта. Определение порядка выполнения действий. 6. Самостоятельная работа детей. 7. Анализ работ. Организация выставки. Защита своих работ. 8. Итоговое обобщение. 9. Подведение итога. Рефлексия. 1. Оргмомент.  Проверка готовности к уроку.                       Ну­ка проверь, дружок,                       Готов ли ты начать урок.                       Все ль на месте, все в порядке?                       Все ли правильно сидят,                       Все ль внимательно глядят? Вступительная беседа.  2. Актуализация   знаний   учащихся.   Введение   в   тему   урока. было Учитель. На протяжении всей истории человечества народное искусство неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Мы должны их сохранять и развивать, учиться создавать красоту своими руками. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Один из таких образов – ПТИЦА  (Слайд  1. )          Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость! Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке ) несло огромный философский смысл и значение. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера. СЛАЙД 2. - Посмотрите, из каких сказок пришли к нам гости? («Финист- ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок»). А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме...      ­ А вы, какие сказки о птицах знаете?        ­ А щепная Птица Счастья родом из Архангельска. Щепные птицы служили украшением избы и оберегом ( оберегали от злых сил).  СЛАЙД  3.      ­ Какие обереги вы ещё знаете?    Рассказы заранее подготовленных детей о оберегах . Резные украшения –  СЛАЙД 4  . (Резные украшения на домах оберегали дом от злых духов, дурного глаза и других напастей). Веник­ СЛАЙД 5.   (Веник – символ, оберегающий от зла входящего в дом.   Один из самых сильных оберегов.  Метелкой вверх – к деньгам, отпугивает от жилья злых духов. Вниз – выметает ссор из избы. Также веник является семейным оберегом) Мешок­  СЛАЙД 5.        Эти обереги приносят  благополучия: здоровья,  богатства, счастья и т.д.   Ещё в мешочек клали лекарственные травы.           Обережные вышивки – СЛАЙД 6 .  Венок –СЛАЙД 7.     Венок   –   оберег   от   всякой   нечисти.       Венки оставляли  на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.              Солнышко ­  СЛАЙД 7 . Главный из славянских оберегов.   Славяне – дети солнца. До сих пор в деревнях на старых воротах и наличниках можно увидеть солярные розетки – знаки солнца, оберегающие дом. ­ Послушайте, рассказ о том, как появился следующий оберег.      СЛАЙД 8.   чтоб   теплее       На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима   задержалась   надолго;   выстудила   человеческое   жильё,   и   заболел   у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог,   ни   знахарь.   Горе   охотнику.   Жалко   сынишку.   Спросил   охотник   у сына: «Что же ты хочешь?» Тихо­тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось   улыбкой   его   лицо;   и   понял   он   как   можно   помочь   сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл   от   печи.   Мальчик   проснулся,   заулыбался   и   воскликнул:   «Ну,   вот   и солнышко!» С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице   чудодейственную   силу   и   стали   называть   её   «святым   духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.   Но   огонь стало.   не                                                                                                                   СЛАЙД 9.              ­ Премного удивлялись чудесному выздоровлению соседи да родня: не иначе   птица­игрушка   счастье   такое   в   семью   принесла,   и   многие   просили хозяина смастерить и им такую же…       Вот и повелось считать таких птиц         хранительницами детей от всякой напасти, символом счастья семейного и называть «святым духом». СЛАЙД 10       Летящая птица напоминает солнце ­ языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа ­ голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь ­ Святой Дух спускается с небес во время Христа.       Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад, приобрела очертания голубя.  крещения           Оберег ­ не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких   людей,   чем   сделанный   с   добром   и   любовью   оберег.   Это   ­   маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками. Это дань Родной истории и культуре, родному обычаю. Делать оберег надо всегда с добром, в хорошем настроении, так как материал способен      Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье!   мысли   мастера.   малейшее   движение впитывать       ­ Чтение стихотворения « Птица счастья»                                      Есть где­то счастья птица, А мы живем и верим, Что счастье постучится Однажды в наши двери. Вот сядет птица Счастье Ко мне на подоконник И душу мне согреет И светом дом наполнит. Но силой не удержишь ее И не поймаешь! Ну где ж ты, птица Счастье?! В каком краю летаешь? 3. Объявление темы урока.  ­ Сегодня мы изготовим свою Птицу счастья ­ оберег. ­  Вспомните,  правила техники безопасности. (Дети называют правила безопасной  работы). ­ А перед началом работы  Птица­счастья хочет с вами отдохнуть.    4. Физминутка СЛАЙД 11 каких 5. Анализ объекта. Определение порядка выполнения действий. Из частей состоит - СЛАЙД 12 - Из какого материала выполняется? - Какой цвет материала необходимо выбрать? - Давайте определим последовательность выполнения работы. СЛАЙДЫ 13-17 птица? ( Работа с учебником, стр. 111) 6. Самостоятельное выполнение работы. (Под мелодию народных песен) По рядам: 1 ряд – Птица Счастья (бумагапластика); 2 ряд – из солёного теста). Оказание индивидуальной помощи учащимся. (Технологические карты изготовления прилагаются). - При оформлении сказочной птицы проявите творчество и фантазию! 7. Анализ работ. Организация выставки. Защита своих работ. Оценка / самооценка/ взаимооценка работ. Защита работ. - Организация выставки работ: - Птица Счастья (бумагапластика) - Птица Счастья из солёного теста Уборка рабочего места. 8. Итоговое обобщение. СЛАЙДЫ 18 - 21 - По преданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими "полетами" она оберегает домашний очаг. Щепная птица считается символом Архангельской земли. А теперь будет оберегать ваши квартиры (дома). Птица как солнце! Птица щепная, птица резная работы ручной. Птица домашняя, птица для счастья дарит покой. Оберег-птица плавно кружится под потолком. Птица весенняя и поднебесная – Солнцем ты в дом! - Ребята, вы знаете, что Птица Счастья может исполнить любое желание. У вас в руках Птица Счастья. Что бы вы у неё попросили? 9. Подведение итога. Рефлексия. - Поднимите птицу те, кто доволен результатом своего труда, а теперь те, у кого что – чуть – чуть не получилось. - Вы молодцы! Спасибо за урок! Технологическая карта изготовления Птицы Счастья. Бумагапластика 1. Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его. 2. Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев. Сложи их гармошкой. 3. Разметь и вырежи прямоугольники для хвоста. Сложи их гармошкой. 4. Соедини детали.  При оформлении работы проявите творчество и  фантазию.     Подвесь свою птицу счастья на нитке.            Вариант оформления ПТИЦЫ СЧАСТЬЯ КРЫЛЬЯ – два листа тонкой бумаги формата А4 склеиваются  вдоль короткой стороны внахлёст и складываются (по длине) в  гармошку шириной 2 см. ХВОСТ – один лист складывается в гармошку шириной 1,5 см и  перегибается пополам. ГРЕБЕНЬ – полоса  листа шириной 8см  складывается  в гармошку шириной 1 см и перегибается пополам СБОРКА ПТИЦЫ: ­ крылья  продеваются в прорезанное  в  корпусе отверстие сгиб гармошки  ­ хвоста вклеивается  между двумя половинами корпуса на сгиб гребня наклеивается полоска  картона и вставляется между двумя  пластинами корпуса                               Все детали расправляются и при необходимости  фиксируются двусторонним скотчем                         Технологическая карта изготовления Птицы Счастья в технике ОРИГАМИ. 1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат;  лишнее отрываем. Складываем из квадрата птичку ­ техника оригами (оригами – искусство  складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная  бумага”. Зародилась более тысячи лет назад). 2. Склеить заготовки: хвост, хохолок, подгрудок /для этого прямоугольный  лист печатной бумаги сложить в гармошку шириной в 1 см; маленькими  ножницами сделать подсечки/. ­ Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить. ­ Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части,  каждая часть сворачивается пополам и склеивается. Всего нужно три печатных листа.  3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку –  туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель,  разложить заготовку­ туловище – получим сквозное окошко. 4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их. 5. Приклеиваем хвост, хохолок, подгрудок. 6. Украшаем птицу. Нарезать 2­3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их  с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.       Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"

Конспект урока по ИЗО на тему "Птица-счастья. Народное искусство, как часть национальной культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018