Тема урока: Как украшает себя человек
Цели: познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине; обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; развивать творческое воображение.
Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; иллюстрации с персонажами известных сказок; фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев.
Как украшает себя человек
Ц е л и : познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; дать
представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине;
обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; развивать творческое
воображение.
О б о р у д о в а н и е : гуашь, кисти; цветная бумага; иллюстрации с
персонажами известных сказок; фрагменты сказок с описанием внешнего вида
героев.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего сегодняшнего урока «Как человек украшает себя». Вы
узнаете о различных видах украшений и их роли в жизни человека, а потом
сами изобразите любимого сказочного героя и придумаете для него
украшение.
III. Введение в тему урока.
1. В с т у п и т е л ь н а я б е с е д а .
– Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для
человека. Он учится у природы и много фантазирует. Мы с вами вместе с ним
на протяжении нескольких уроков овладевали искусством украшения цветов,
крыльев бабочек, плавников и чешуи рыб, перьев птиц, говорили об
орнаментах, созданных человеком.
– Ребята, как вы думаете, а у человека есть украшения? Какие?
– Все украшения человека чтото рассказывают о своем хозяине.
Подумайте, что могут рассказать украшения. (О характере человека, о его
увлечениях и др.)
– Правильно. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать
окружающим, кто ты такой.
– Какие украшения есть у вас? (Значки, брелки, банты, элементы
одежды: застежки, наличие красивых больших и маленьких пуговиц.)
– Вспомните, есть ли украшения у сказочных героев.
– Посмотрите на сказочных героев на иллюстрациях. Кто это? Что
удивительного в их нарядах?
– Мы можем узнать Кота в сапогах по свойственным ему украшениям?
Назовите их. (Сапоги со шпорами, шляпа с пером, красивая нарядная
одежда.)– Что можете сказать о Снежной королеве, ее украшениях? Послушайте
о т р ы в о к и з с к а з к и .
«Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых
куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и
сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно
белая женщина – Снежная королева, и шуба и шапка на ней были из снега. Все
это выглядело так, как будто она была закутана в тончайший белый тюль,
сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была из
ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды,
но в них не было ни теплоты, ни покоя».
– Могут ли описания украшений Снежной королевы рассказать о ее
характере? Охарактеризуйте ее. (Неприступная, властная, злая.)
– Вспомните Герду из этой же сказки. Когда она искала Кая, то побывала в
одном королевстве, где ее добродушно встретили. Послушайте о т р ы в о к и з
с к а з к и .
«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей
остаться во дворце, сколько она пожелает. Девочка могла жить да поживать
тут припеваючи, но она погостила всего несколько дней и стала просить,
чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела
разыскивать брата.
Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, к воротам подъехала
карета из чистого золота, с сияющими, как звезды, гербами».
– Какие украшения Герде подарили? Почему она попросила другую
одежду? Как ее характеризует этот поступок?
– Что можете рассказать об украшениях Золушки, Мальвины, Снегурочки?
– Можно ли узнать героинь по их украшениям и рассказать о них?
– Женские украшения подчеркивают красоту и нежность героинь, а
мужские – мужество и храбрость. Украшения могут быть простые, скромные
и торжественные.
Украшения Снегурочки отличаются от украшений Снежной королевы, а
украшения злой колдуньи не похожи на украшения доброй феи. Это заметно и
по их форме. В плавных формах больше спокойствия и доброты, а острые
формы кажутся злыми и колючими.
Учитель показывает детям нарисованные формы и цветовые гаммы
различных украшений.
– Светлые и яркие цвета более веселые, в них больше солнечного света, а
яркие цвета, окруженные темными (черными, серыми, коричневыми), кажутся
тревожными.
– Отгадайте, из какой сказки эти строки:
На крыльце сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Старик не узнал свою старуху,
Какая жадная и надменная она стала.
– Как характеризуют эту героиню описанные украшения?
Физкультминутка
Я на скрипочке играю,
Тили ли, тили ли.
Скачут зайки на лужайке,
Тили ли, тили ли.
А теперь на барабане,
Трампампам,
Трампампам.
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
Дети изображают игру на скрипке, на барабане, прыгают.
IV. Педагогический рисунок «Незнайка».
– Мне захотелось нарисовать Незнайку.
Намечаю высоту, отмечаю линиями расположение головы, туловища, ног,
рук. Рисунок выполняю карандашом.
Теперь рисую одежду, элементы украшения: шляпу с кисточкой, красивый
галстук, волшебную палочку в руках.
Затем приступаю к раскрашиванию. Воспользуюсь гуашевыми красками.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сейчас сами попробуйте изобразить любимого сказочного героя и его
украшения. Подумайте, какой формы и цвета будут украшения. Для
раскрашивания используйте гуашь, кисти, цветную бумагу.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Каких героев вы нарисовали? Почему «надели» на них именно эти
украшения?
– Молодцы, у всех получились хорошие рисунки.
2. О б о б щ е н и е .
– Что нового узнали на уроке? (Как украшает себя человек.)
– Чему учились на уроке? (Украшать любимых сказочных героев.)
3. У б о р к а р а б о ч е г о м е с т а .