Конспект урока по изобразительному искусству "Коллективная композиция «Цветы»"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости. Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению. Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету. Оборудование урока: для учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши). Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Иконка файла материала 1.docx
Тема коллективной композиции «Цветы». Форма организации коллективной деятельности: совместно­индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости. Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению. Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги  (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету. Оборудование урока: для учителя ­ гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся ­ гуашь (3  цвета ­ желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при  отсутствии гуаши). Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия,  демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические  таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу;  репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы  и плоды» и др. Литературный ряд: загадки по теме. Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг друга (учитель и  ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются, учитель спрашивает тех, кто  спокойно поднимает руку. Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.). II. Беседа по теме урока. Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит короткую беседу с  детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им  особенно нравится рисовать и т. д. В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного  искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области. Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства,  развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера­брата»  (куклы) ­ Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения. 1) Многоцветие мира ­ радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и  прочувствовать детям.2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей ­ основное  открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в  класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями    этих  трех   красок.   Чтобы  добиться   многообразия   цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками. 3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается  изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу  должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше  всего изображать «луг сверху». Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому  изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили  к уроку. Готовность к уроку ­ это обязательное требование, которое должен выполнять  каждый ученик. Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие­нибудь инструменты (ПК,  молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты.  Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю  загадку, а ваш ответ подскажет, что это: Черный Ивашка ­ Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.) Если ей работу дашь ­ Зря трудился карандаш. (Резинка.) Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) Свою косичку без опаскиОна обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка.) Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю ­ Где была пустота, Там, глядишь, ­ красота. (Краски, цветные карандаши.) А также есть другие инструменты художника: • Бумага ­ она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают  белую бумагу в альбомах или в папках для рисования. • Линейка ­ преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо  видимыми делениями. Лекала ­ криволинейные линейки. • Циркуль ­ лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша. • Палитра ­ небольшой кусок доски у художников, а у нас ­из пластика,  керамической  плитки,  оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов. •  Фломастеры, маркёры ­ используют как вспомогательный материал для контуров,  мелких деталей, обводки. Необходимы художнику и тряпочки ­ для промокания кистей и уборки рабочего места, а  такжефартуки. Что еще надо знать? Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и  плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть  мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений ­ крупинок. Мелки бывают, кроме цветных,  восковые, пастельные. ­ Какие из этих «инструментов» есть у вас? ­  Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к  следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими  художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка ­ наши основные ма­ териалы.Некоторые правила работы: •  аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос; •  смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть; • никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в другой краске), для получения  другого оттенка или цвета используют палитру; • нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать  опущенной в воде (искривится волос); • карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного  нажима. III. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и  мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе  натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного  рисунка). Цветок в раскрытом состоянии. Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий  некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень ­ сиреневый, василек ­  васильковый и т. п. ­ Можете ли вы привести еще примеры, ребята? Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки  сплошного цвета (сине­зеленый, желто­оранжевый, красно­коричневый). Литературные образы. Загадка: Разноцветные ворота На лугу построил кто­то, Но пройти в них нелегко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три ­Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно их нарисовать? (Радуга.) А вот маленькие стихотворные сказки: Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю поутру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В тёмно­синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там, где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу, Приходите в гости.Т. Белозёрова БУКЕТ Побежала Таня за цветами, Свой букет она подарит маме. Вот ромашка с золотым сердечком, У нее высокий стебелёк, Рядом с нею синий, будто речка, Солнышком нагретый василёк. Колокольчик в шапочке лиловой Весело кивает головой. Одуванчик, улететь готовый, Шепчется с гвоздикой полевой. Всех цветов не сосчитать в букете! Жарко в поле, солнце ярко светит. Девочки зовут купаться Таню, ­ Ей на речку хочется самой, Но ромашка с васильками вянет. Надо их скорей нести домой. Надо ей бежать без остановки – Солнышко пригрело горячо, И ромашки светлые головки Положили Тане на плечо. Добежала до дому Танюшка, Бабочка за ней влетела вслед. И теперь стоит в зелёной кружке Первый Таней собранный букет.3. Александрова РОМАШКИ Рыжие макушки, Белые рубашки. По лесной опушке Разбрелись ромашки. ФИАЛКА У фиалки нежный аромат. И над лесом, может быть, от этого Нежный фиолетовый закат, Ароматный воздух фиолетовый. В. Орлов IV. Составление коллективной композиции. В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при  хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10­20 минут до конца урока  изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цвет­ ная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на  симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить. Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления  коллективных композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока  не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция,  выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной  неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым  можно украсить интерьер школы. V. Итоги урока. При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту  цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические  навыки. Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает  разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок,  обращает внимание детей на красоту большой совместной работы ­ композиции, которая  будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где  можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).