Основные виды художественных материалов в начальной школе
Оценка 4.8

Основные виды художественных материалов в начальной школе

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
10 кл—11 кл +1
13.12.2024
Основные виды художественных материалов в начальной школе
Описаны художественные материалы, используемые в начальной школе на уроках изобразительного искусства
статья 2.docx

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Для создания выразительных рисунков на уроках изобразительного искусства в начальной школе, можно использовать такие графические материалы как: графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, сангину, соус.

Карандаш - графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.

Карандаш - материал для рисования. Различают карандаши чернографитные и цветные.

Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.

Акварельные карандаши - вид цветных карандашей, они водорастворимы.

Приемы использования акварельных карандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой, работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокрой бумаге.

Специфические особенности карандашей:

1. Цветной карандаш обладает прозрачностью цвета.

2. Сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов.

3. Рисунок цветным карандашом выполняется на бумаге небольшого формата.

С помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используются карандаши различные по степени мягкости.

Начинают работу над графическим рисунком с конструктивного рисунка, то есть рисунка внешних контуров предмета с использованием линий построения, обычно карандашом средней мягкости H, HB, B, F, далее в тоновом рисунке, в котором уже отсутствуют линии контуров предметов, а границы предметов обозначаются штриховкой, при необходимости используют более мягкие карандаши. Самый твердый - это 9 H, самый мягкий – 9 B.

В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать ластик, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывать рисунок пальцем. Следует использовать ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги. Растушевкой в карандашном рисунке лучше не пользоваться по тем же причинам. Для нанесения тона применяется прием штриховки.

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная. Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша. Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяется формой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.

Портрет карандашом получается очень реалистичным и наполненным светом. Ведь с помощью карандаша можно передать множество оттенков, глубину и объемность изображения, переходы светотени.

Рисунок карандашом закрепляется фиксативом, так рисунок не теряет свою четкость, не размазывается даже при его касании рукой и сохраняется надолго.

Фломастер - инструмент для рисования в виде пластмассового резервуара с наконечником из пористого материала - фетра различной толщины, по которому наполнитель - краситель на спиртовой основе - свободно стекает и оставляет плотный, быстросохнущий след на бумаге, картоне, стекле, дереве.

В отличие от красок, цвета фломастеров, как правило, не смешивают, поэтому подобрать тот или иной оттенок в данном случае не получиться. Что касается цветов фломастеров, то они бывают непредсказуемыми. Например, чёрные фломастеры могут иметь синий или красный оттенок, красный может быть слегка синеватым, а синий иметь оттенок зелёного.

Если начинающий художник всё же хочет поэкспериментировать с цветами, можно попробовать растворить краску фломастера.

Правила рисования фломастерами:

¾                Тонкая линия - рисование ребром фломастера.

¾                Изображение средней толщины - рисование узкой стороной.

¾                Толстый, жирный штрих - рисование широкой стороной, держа фломастер под наклоном.

¾                Фломастер плотным пятном ложится на поверхность листа, и крайне сложно затем исправлять неточности рисунка. Поэтому рисовальные движения должны быть чёткими, уверенными.

Фломастеры могут быть применимы для создания абстрактных графических рисунков или картин абстрактной живописи, где фломастерные краски могут быть удивительным художественным материалом.

Пастель - мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.

В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются и прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик - для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Масляная пастель во многом отличается от сухой пастели и не может использоваться в комбинации с ней. В масляной пастели пигмент связывается маслом, создавая плотную и маслянистую текстуру. В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета.

Одно из больших преимуществ масляных пастелей заключается в том, что они не требуют фиксации, что облегчает хранение рисунков, выполненных пастелью; так как законченные рисунки труднее смазать. Поскольку данные пастели, можно сказать, совсем не пачкаются, в отличие от мягких, то прекрасно подходят для работы вне помещений.

При рисовании пастелью используют палочку в виде карандаша. Штрихи могут наноситься или концом, или стороной палочки. Вы можете рисовать масляной пастелью на любой из стандартных пастельных бумаг или поверхностей, предназначенных для живописи масляными красками, таких как холст и бумага, загрунтованная для работы маслом или акриловыми красками.

Предварительный рисунок под масляную пастель можно нанести сухим углём или мелком масляной пастели. Рисунок, нанесённый угольком, перед началом работы пастелью следует смахнуть, чтобы остались лишь следы его, иначе он вызовет почернение пастели.

После нанесения рисунка плашмя куском мелка пастели или штриховкой наносятся основные тона. Затем берётся плоская щетинная кисть и размывается рисунок разбавителем для масляных красок. В итоге получается своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью.

В тенях нужно стараться, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными.

Затем прорисовывают детали, уточняя рисунок, форму, фактуры. Пастель подразумевают большую свободу приёмов работы. Техника рисования пастелью схожа с рисованием карандашом, но учитывая структуру пастели, можно размывать, растушёвывать кистью, пальцем, тряпочкой, намотанной на палец, а также рисовать плашмя, штрихом, линией, точками. В процессе работы можно снова прибегать к размыванию, если это нужно. Так же работает и гравировка, и процарапывание.

Приемы работы пастелью разнообразны. Пастельные штрихи втираются пальцами, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Пастель накладывается пятнами, штрихами, лессировками. Техника пастели очень тонкая и сложная в своих наложениях пастельной «лессировкой» цвета на цвет. Пастелью работают на шероховатых сортах бумаги, таких как ватман, наждачная бумага, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Рисунки пастелью закрепляют специальными фиксативами, препятствующими осыпанию пастели.

Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. В России в пастели работали такие мастера, как И. Репин, В. Серов, И. Левитан, П. Кустодиев, В. Петров-Водкин.

Уголь - сухой графический материал. Прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство – бархатистость.

Уголь плохо удерживается на бумаге и легко стирается ластиком - резинкой, растушевывается пальцами, что облегчает работу: дети с легкостью могут исправить свой рисунок. Однако это свойство создает определенные сложности: рисуя углем, ребенок часто задевает верхний слой работы, смазывая весь рисунок. Что бы сохранить рисунок, по окончанию работы его закрепляют с помощью специального аэрозоля.

Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой, так как гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно на пастельной бумаге или бумаге для акварели. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждачной бумагой.

Уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик, тряпочка. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.

Начинающему художнику проще попробовать рисовать карандашами. Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенным ластиком, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.

К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Углем редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента. При рисовании углем применяются свободные движения, от простого к сложному – сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.

Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.

Сангина - карандаш красно-коричневого цвета без оправы.

Специфика работы с сангиной можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушевкой. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, затем все необходимые плоскости заполняются с помощью кисти. Но этот способ сложный, поэтому в работе с детьми его не применяют.

Следует подобрать бумагу для рисования сангиной. Подойдет достаточно плотный, фактурный материал. Чем сильнее будет выявлена «зернистость» бумаги, тем неоднороднее будет линия, проведенная сангиной. Эффектно будет смотреться рисунок, нанесенный на тонированную бумагу. Нужно подобрать такой оттенок, который будет сочетаться именно с тем тоном мелка, который рисующий будет использовать – сделать несколько пробных штрихов на обратной стороне листа.

Как правило, рисунок наносится сразу мелками. Этот материал не требует идеально точного построения, приоритет отдается живописности наброска. Впрочем, если рисующий не уверен, что сможет с первого раза правильно передать форму предмета, следует сделать эскиз простым карандашом. Лучше использовать твердый карандаш (2 Т или 4 Т) и наносить линии, едва прикасаясь к листу. Светлые штрихи можно будет перекрыть сангиной. Если же контуры карандашного наброска окажутся слишком темными и заметными, можно осветлить его ластиком. Использовать обычный ластик нежелательно: он снимет верхний слой бумаги, что будет заметно на готовом рисунке.

Один из способов создания рисунка сангиной – штриховка. Следует потренироваться накладывать штрихи, заполняя ими расчерченный на равные квадраты лист. В первом квадрате выполнить вертикальные линии, во втором – горизонтальные. Затем можно потренироваться в штриховке наискосок и накладывании штрихов полукругом. Далее следует поработать над толщиной линии. Нужно провести отрезок острой гранью мелка, чтобы добиться самой тонкой линии. Затем начертить несколько задней, плоской стороной. Также проверить, какой штрих даст боковая сторона сангины.

Сначала нужно научиться регулировать силу нажима на мелок, чтобы получить штрихи разной насыщенности тона. Линии следует попробовать растереть пальцем, ватной палочкой или специальной растиркой – это также меняет глубину цвета и прозрачность слоя.

Создавая картину сангиной, можно использовать либо один из способов, как штриховка или растирка, либо сочетать их. Также этот материал хорошо сочетается с белым мелом и углем. Первым можно высветлить определенные участки, вторым – затемнить. Готовый рисунок ничем не закрепляется, поэтому для его сохранности в альбоме можно переложить листы калькой. На стене рисунок, выполненный сангиной, должен находиться под стеклом.

Соус - это мягкий толстый мелок серого цвета, сделанный из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу. Глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, он отличается от многих других материалов.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более десяти оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил.

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.

 Чаще всего соус применяется в мокром виде. Прежде, чем начать рисунок, необходимо подобрать бумагу. Она не должна быть крупнозернистой, достаточно плотной, что бы выдержать неоднократные размывки водой.

Прежде чем приступить к работе, следует предварительно на лист бумаги легко нанести карандашом будущее изображение. Затем, разводя соус в воде, соответствующими кистями проложить большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения.

Соус, высыхая, фиксируется на бумаге, но остается в то же время глубоким и приятным по тону.

Акварель (от итальянского) - означает живопись красками на водной основе.

В акварели существует множество художественных приемов: работа по сырой бумаге, работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники.

Рассмотрим некоторые разновидности техник акварели.

По сухому слою - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего.

По сырому слою, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Алла прима (а-ля прима) (произошло от итальянского - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

Заливка - очень интересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.

Многослойная живопись насыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественные приемы работы с акварелью.

Акварель - одна из сложнейших живописных техник. Основное качество акварели - прозрачность и воздушность изображения. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухой бумаге, работа по сырой бумаге, алла прима, использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

Для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельные краски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.

Гуашь - яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет    из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость.

Рисовать гуашью одновременно и просто, и сложно. Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона с краской придется экспериментировать, к тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания.

Рассмотрим процесс живописи гуашью. Он похож на процесс работы акварелью, но вместо белого цвета бумаги и прозрачности акварели в гуаши используют ее плотный цвет, ее способность давать множество оттенков в смеси с белилами, более темные тона перекрывать светлыми. Несмотря на свою пастозность, гуашь легко ложится на бумагу, очень податлива, а с белилами дает мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.

Обращение с такой краской как гуашь требует знания определенных приемов и тонкостей. Начинать работу гуашью удобнее всего с нанесения эскиза. При этом важно сильно не давить на карандаш, иначе он оставит на бумаге бороздки, в которые будет впоследствии затекать краска. Кроме того, хоть гуашь и обладает хорошими кроющими способностями и ней можно наносить один непрозрачный слой поверх другого, эскизные линии не должны быть слишком толстыми и темными – слои светлых тонов не смогут их полностью закрасить.

Лучше посоветовать ученикам, ограничить вначале свою палитру. Следует привыкать работать в определенной цветовой гамме: в серых, желтых, голубых цветах, соответственно подбирая для этого модели и предметы в этюдах.

Рисунок для гуаши можно делать контрастным, можно намечать тени и полутона; плотная краска все это перекроет.

Работают гуашью щетинными и колонковыми кистями. Начинают писать работу с темных тонов, чтобы полутона заканчивать уже белилами. Так же, как и в любой живописной работе, начинают писать с больших цветовых отношений. Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приемы. Так, по-разному кладя краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности. Все поправки и самые светлые места в работе делают после того, как гуашь уже подсохла.

Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники. К примеру, ею написаны некоторые работы Рубенса и Пикассо.


 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша

Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша

В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета

В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета

Уголь плохо удерживается на бумаге и легко стирается ластиком - резинкой, растушевывается пальцами, что облегчает работу: дети с легкостью могут исправить свой рисунок

Уголь плохо удерживается на бумаге и легко стирается ластиком - резинкой, растушевывается пальцами, что облегчает работу: дети с легкостью могут исправить свой рисунок

Лучше использовать твердый карандаш (2

Лучше использовать твердый карандаш (2

По сырому слою, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге

По сырому слою, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге

Лучше посоветовать ученикам, ограничить вначале свою палитру

Лучше посоветовать ученикам, ограничить вначале свою палитру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2024