ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК И ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Младший школьник по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Разнообразные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Остановимся более подробно на некоторых разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
Монотипия выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге красками (акварель, гуашь, масляная краска). Выполняется рисунок, затем полученные изображения «отпечатывают» на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. По окончании рисования можно предложить ученикам дать название выполненной работе.
Кляксография - работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на кляксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы.
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.
Рисование с трафаретом имеет множество вариантов. Попробовать приложить вырезанную фигурку к листу бумаги и покрыть их акварелью. Теперь убрать трафарет, дав возможность краске растечься. Контуры трафаретного изображения получатся размытыми, а цвет будет усиливаться от центра фигуры к периферии.
Метод «печатание листьями» - очень простой метод рисования, для которого необходимо иметь листья деревьев и растений разных видов, при этом лучше использовать опавшие листочки. Берется один лист и покрывается выбранным оттенком краски. Дальше его нужно прижать стороной с краской к бумаге, а сверху прикрыть чистым листом и придавить. После того, как бумага вместе с листиком будет снята, останется отпечаток.
Так можно создать целую композицию, повторяя действие несколько раз с остальными листьями.
Метод «ниткография». Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков.
1-й способ. Нитки следует разрезать на отдельные части, длина которых, приблизительно, будет составлять от семи до десяти сантиметров. Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берут следующую нить и повторяют действие, только используют другую краску. Так можно рисовать до бесконечности.
2-й способ. Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок.
3-й способ. На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания любого объекта, животного и так далее, только раскрашивается оно не карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным.
Рисунок с клеем – нанесение контура рисунка клеем, а затем раскрашивание красками.
Клеевая обводка. Нарисовать на листе карандашом какой-нибудь предмет. Через маленькое отверстие в тюбике с канцелярским клеем выдавить по контуру изображения клей и оставить его высыхать. Затем пространство внутри контура закрасить.
Капельки клея. На рисунок с невысохшей акварелью посыпать соль, что даст интересные разводы, а затем покапать канцелярским клеем.
Аэрография - этот прием заключается в нанесении рисунка с помощью техники набрызга. На смоченную кисть водой набирается краска и пальцем проводят по ворсу кисти, капли попадают на лист бумаги образуя эффект множества точек.
Варианты аэрографии:
- аэрография фона: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга;
- аэрография с применением шаблона (лист дерева, вырезанный силуэт и так далее) предварительно положить на поверхность шаблоны, а затем лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой «набрызга»;
- аэрография с дорисованными элементами: лист бумаги заполняется различными оттенками цветов, техникой набрызга и дорисовываются элементы, подходящие по смыслу.
Рисование пальчиками и ладошками - этот способ поистине хорош, поскольку он дает младшему школьнику полную свободу действий. А ведь пальцы слушаются детей намного лучше, чем кисти и карандаши, поэтому результат такого творчества получается гораздо более эффектным. Гораздо лучше, если научить ребенка обращаться не только указательным пальцем, но и всеми остальными, и даже ладонями. Это поможет ученику открывать новые границы творчества, развивать воображение и учиться создавать новые образы.
Рисование «тычком» - на кисть или карандаш закрепляют кусочек поролона. Окунают поролон в краску и путем «тычка» в лист бумаги оставляют на нем следы. В результате получается интересная точка с неровными краями - «пушистая». Приспособление держать нужно в руке вертикально относительно листа. «Тычки» можно делать с помощью жесткой кисти и обратной стороной карандаша.
Расчёсывание краски. Для основы потребуется плотная бумага или картон. В качестве «расчесок» можно использовать обычную расческу, зубную щетку или самостоятельно изготовленные из плотного картона или пластика расчески. Для грунта тщательно смешать одну столовую ложку муки, одну чайную ложку клея, гуашь и немного воды. Получившуюся смесь наносим кистью на основу. Не давая высохнуть грунту, начинаем расчесывать. Движения расческой по основе могут быть различными: волнообразные, в одном направлении, пересекаться. Полученные загрунтованные и «расчесанные» листы можно использовать для создания аппликаций.
Рисование мылом. Методы рисования с помощью мыльного кусочка условно можно разделить на несколько видов: рисование на стекле (в технике диатипия), рисование пеной, изображение на мыле.
Самый простой вариант – намыливание кисточки с краской и рисование получившейся пеной.
Второй вариант. Налить в стаканчики обычное жидкое мыло, или жидкость для мыльных пузырей, в каждый стаканчик добавить немного гуаши. Получим разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые облака. Их можно оформить в интересную картину.
Вариант тонирования пространства с использованием «устройства». Устройство делается так: отрезаем от пластмассовой бутылки (из-под питьевого йогурта) верхнюю часть, на горлышко, вместо крышки, надеваем лоскутик махровой тряпочки и закрепляем резинкой; берём бутылочку и мочим в воде ту часть ткани, которая закреплена резиночкой. Выбираем нужный цвет и закрашиваем им эту часть на ткани. Далее, используя мыло, намыливаем ткань мылом (с помощью кисти, чтобы не пачкаться сильно). Наводим на бумагу, дуем (сильно) в место среза бутылочки, плотно прижав её к губам. Образуется цветная мыльная пена. Высохнув на листе, остаётся воздушный красивый узор.
Диатипия (в переводе с греческого означает «сквозь, через»). На гладкую поверхность тампоном наносится слой краски. Затем сверху накладывается белый лист бумаги, по нему рисуется заострённой палочкой или карандашом. Не давить руками на бумагу – не лёгкое задание для детей младшего школьного возраста. Получается оттиск - зеркальное повторение рисунка.
Набрызг – техника заключается в разбрызгивании капель краски. Требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Этапы работы:
Смочить щетку водой.
Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
Набрать немного краски на зубную щетку.
Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу-вверх). Брызги полетят на бумагу.
Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
При набрызгивании можно менять направление движения руки: по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты.
Граттаж – это процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши.
Суть техники: на лист картона или плотной бумаги наносят толстый слой воска, который затем покрывают черной тушью. Когда острый предмет процарапывает слой туши, на черном фоне появляется штрих, цвет которого соответствует цвету восковой подложки.
Здесь уже могут быть различные вариации, например, для создания черно-белого изображения достаточно просто покрыть белый лист воском и тушью. А чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку нужно сделать из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и красят тушью.
Рисование по мокрой бумаге. Живопись по мокрой бумаге включает два технических приема:
- лист бумаги полностью погружается в тазик с водой, затем вынимается; когда вода с поверхности листа стечет, он размещается на клеенке и на него наносится изображение;
- лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.
Наибольшей выразительности в работах можно добиться при условии повторного обращения к ним и прорисовки, но уже другими материалами (цветными восковыми мелками, цветными карандашами, шариковыми ручками, фломастерами), отдельных деталей лица, одежды, а также художественно-декоративного оформления деревьев, зданий.
Рисование по мятой бумаге. На листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Мелкие детали в данной технике будет очень сложно выполнить в цвете. Лист комкаем. Именно комкаем, а не складываем. Но аккуратно, чтобы он не порвался. Разглаживаем лист на столе ладошками. Приступаем к рисованию красками. Подойдет акварель, так как она требует много воды, в отличие, например, от гуаши. А воды для данной работы потребуется много. Постепенно деталь за деталью раскрашиваем рисунок. На кисточку нужно брать много воды и много краски. Их излишки будут стекать в складки. И после высыхания складки станут ярче по сравнению с остальными местами. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.
Рисование двумя красками. На кисточку нужно набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс — серая, а на кончик – белая краска. Краску набирают на две разные кисточки. При рисовании держат их вместе. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.