Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая (оберточная).
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и мате¬риалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
Урок 3 тема: «осенний лес». Выразительные возможности других
материалов (графические: пастель, мелки)
Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их
выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание
бережного отношения к природе и экологического мышления; укрепление межпредметных
связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага
суровая (оберточная).
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И.
Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень»,
В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»;
наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ
техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме.
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши.
(Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.)
Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель
бархатные, «пушистые», мягкие; масло глубокие, густые и «объемные». Один и тот же
мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать поразному.
Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на
исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы
штрихом и плашмя.
Пастель очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается
мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель мелок мягкий, бархатистый. Рисовать
можно поразному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка
растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать
пастелью любили многие художники, например, французский художник Э. Дега. Посмотри,
какие разные оттенки у синего цвета на его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения,
сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые
мелки более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни
рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону
дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.
А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет
воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)
III. Работа над заданием.
Изобразите осенний лес пастелью мелками. Не забудьте, что деревья можно рисовать
поразному только верхушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост.
Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для это
го нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать.
Требования к работам:
удачная компоновка в листе;
отдельные штрихимазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;
учитывать строение изображаемого объекта;
аккуратность, завершенность, выразительность;
дать работе название.
IV. Итоги урока.
Анализ общих ошибок.
Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать иллюстрации,
выполненные пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок.