Цели: объяснить учащимся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает, поэтому предполагают наличие всех трех видов изобразительно-художественной деятельности.
Оборудование: выставка детских работ, сделанных на уроках и дома; произведения разных видов искусства, в которых наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.
Совместная работа
трех братьевмастеров
Ц е л и : объяснить учащимся, что изображение, украшение и постройка
составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что
он создает, поэтому предполагают наличие всех трех видов изобразительно
художественной деятельности.
О б о р у д о в а н и е : выставка детских работ, сделанных на уроках и дома;
произведения разных видов искусства, в которых наглядно проявлены
конструктивное, декоративное и изобразительное начала.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего урока «Три БратаМастера всегда трудятся вместе». Наша
задача – узнать, так ли это на самом деле. А еще вы поучитесь быть
зрителями, обсуждая и анализируя произведения художников и работы ваших
одноклассников, для этого совершим заочное путешествие в музей.
III. Введение в тему урока.
1. В с т у п и т е л ь н а я б е с е д а .
– Представьте себе, что вы сейчас находитесь на настоящей выставке в
музее изобразительных искусств.
Вас окружают картины известных художников, но в одном зале есть и ваши
работы.
Давайте внимательно рассмотрим их и найдем, в каких из них постарался
Мастер Изображения, над чем поработал Мастер Украшения, а где
потрудился Мастер Постройки.
Анализируя работы, дети приходят к в ы в о д у , что все три мастера
трудятся вместе. Например, в рисункахизображениях постарался Мастер
Постройки. Сейчас эти рисунки украшают класс.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у .
– Откройте с. 92 учебника. Рассмотрите детские работы. Как вы думаете,
какой Мастер трудился над первой картиной? (Здесь есть работа и Мастера
Изображения, и Мастера Постройки, и Мастера Украшения. Первый
изображал, второй участвовал в построении сказочного города, третий
все дома украшал орнаментами.)
Аналогичную работу учитель организует над второй картиной.
В ы в о д . В работах виден труд каждого мастера.
IV. Рассматривание работ известных художников.При демонстрации слайдов произведений искусств дети должны выделить
«участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с рисунком, картина с
архитектурной постройкой, фонтан со скульптурой, дворцовый интерьер с
ярким декором, скульптурой и картинами, интерьер современного здания с
монументальной росписью. Для рассматривания можно взять следующие
произведения:
1) И. Левитан «Золотая осень;
2) И. Шишкин «Травы»;
3) Н. Гончарова – жостовские изделия; С. Веселов – предметы хохломской
росписи;
4) М. Чижов «Праздник русской зимы»;
5) изображения различных архитектурных построек.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
– Как вы думаете, что главное в работе Мастера Изображения? Мастера
Украшения? Мастера Постройки? (Мастер Изображения учит рисовать,
лепить и видеть мир глазами художника – изображать; Мастер
Украшения научит понимать, о чем говорят украшения, украшать разные
предметы и постройки; Мастер Постройки – строить, создавать новые
вещи.)
– Приходилось ли вам создавать новые вещи БратьевМастеров у себя
дома? Расскажите об этом.
– Мы всюду можем разглядеть работу каждого из мастеров?
В ы в о д . Братья очень дружны и трудятся всегда вместе.
V. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке? (Учились распознавать работу Мастеров)