Конспект урока по крымоведению "Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
6 кл
12.02.2017
Очень интересный раздел крымоведения (6 класс)! К, сожалению, книг в школе нет, поэтому самостоятельно подбираю материал для деток. В разработке урока представлена познавательная информация о национальном фольклоре многих народов Крыма: русских, крымских татар, украинцев, караимов, крымчаков и других национальностей. Рассматривается роль сказок, загадок и т. д. в формировании культуры детей.Конспект урока по крымоведению
кр6.docx
Тема: Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма
Цели: познакомиться с историей формирования культурного образа многих народов
Крыма, с чем тесно связаны легенды, сказки, песни и поговорки; найти общие черты и различия в
смысловых направлениях поговорок, сказок и песен.
Оборудование: презентация
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний:
1. Расскажите о национальных костюмах крымских татар.
2. В чем особенность национальной кухни русских?
3. Есть ли общность в образах национальных костюмов народов Крыма?
Изучение нового материала:
В пословицах и поговорках, песнях, легендах, преданиях и других жанрах народного
творчества отражены мировоззрение, национальные особенности, занятия и быт крымских караимов.
Характерно наличие общих черт в фольклоре всех коренных народов Крыма – караев, крымских
татар и крымчаков. Четко просматривается и древний пласт тюркской культуры, сохраняющийся на
обширных пространствах Азии и Европы.
Истоки фольклора караев восходят ко временам Крымской Хазарии и предшествующего
периода истории. Известна караимская колыбельная песня о звере Бутахаморе, стоявшем на льду, о
солнце, растопившем лед, о туче, закрывшей солнце, о ветре, разогнавшем тучу..., близкая по сюжету
к бытующей у тюрок далекого от Крыма Алтая. В старинных песнях встречаем упоминания хазар.
Фольклор являлся важнейшей составной частью духовной культуры крымских караимов.
Пословицы и поговорки имели подчас не меньшее значение, чем предписания религии. Их относили к
«священному завету предков потомкам» и руководствовались ими в повседнейной жизни семьи и
общины, при взаимоотношениях с соседями, решении жизненно важных вопросов. Любимые герои
сказок, легенд и преданий служили примером для подражания. Праздники сопровождались
состязаниями в знании пословиц, поговорок, загадок, в импровизации песен типа частушек (чины, или
чынги.
Особое место занимали пословицы и поговорки. Изречений было множество на все случаи
жизни. Они провозглашали, что обычаи и справедливость – половина веры, отражали отношение к
родной земле, дружбе, хлебу насущному, труду. Широко представлена тема помощи ближнему.
Много назидательных и афористических изречений, часто с присущим юмором, неожиданными
эпитетами и сравнениями.
Закономерно совпадение ряда изречений у аборигенов Крыма – караев, крымских татар,
крымчаков. Это объясняют обычно общностью территории, истории, образа жизни. Но общие с
караимскими, есть также поговорки у кумыков, узбеков, киргизов, казахов, алтайцев и других
некрымских народов, которых близкими соседями не назовешь. Примеры таких изречений: «Если
голова цела, то шапка найдется» у кумыков, башкир, туркмен, каракалпаков; «И пять пальцев – все
разные» у казахов, туркмен, ногайцев, узбеков, турок, чувашей, гагаузов; «Сказанное слово,
выпущенная стрела, прожитая жизнь назад не вернутся» у кумыков, крымских татар, казахов,
азербайджанцев, ногайцев. Этот общий древний пласт фольклора свидетельствует о единых корнях
разных тюркских народов.
Одними из наиболее информативных проявлений исторической памяти и духовной
культуры являются легенды и предания. Иногда трудно провести четкую грань между ними. По
принятому определению, легенда, претендуя на достоверность, отличается поэтическим вымыслом и
основана на «чуде», а предание повествует о реальных лицах и событиях.
В богатом крымскотатарском фольклоре чувствуют себя свободно и исторические личности
(в нашем сборнике, например, крымские ханы МенглиГирей, АрсланГирей, КрымГирей, турецкий
султан Сулеймен Великолепный), и всяческая нечисть (Шайтан — мусульманский чёрт, Аждага),
слышны отзвуки страшных геологических катастроф (в повествовании об АюДаге), фигурирует
множество географических реалий.
Интересоваться сказками и легендами крымских татар в России начали со времен А. С.
Пушкина (вспомним «Бахчисарайский фонтан»), если не раньше. Они вкрапливались в поэмы, повести, мемуары, путевые очерки о Крыме. Одним из первых собирателей и издателей крымского
фольклора был В. X. Кондараки, автор многотомных сочинений «Универсальное описание Крыма»
(1875), «В память столетия Крыма» (1883), где приводятся тексты сказок и легенд. Для этого
бесспорного энтузиаста своего дела крымскотатарский фольклор был не более чем туземной
экзотикой, в меру занимательной для европейцев. Вызывает сомнение аутентичность некоторых из
опубликованных Кондараки материалов. Но все же первый шаг в изучении крымского фольклора был
сделан.
Бурный интерес к сказкам и легендам (особенно легендам!) Крыма пробуждается в 19121913
гг. — времени интенсивного развития курортов Южного берега. Популярные издания тех лет
буквально усыпаны рекламой пансионов, дач, винных погребков, в целях привлечения внимания
расцвеченной изящными новеллами, именуемыми «легендами Крыма». Ими пестрят «Утро России»,
«Южные ведомости», «Одесский листок» и т. д.
Автором — здесь уместней именно слово «автор», а не составитель — многих подобных
текстов был генерал, профессор, историк, археолог, палеограф, человек удивительной судьбы,
достойной отдельного разговора, Н. А. Маркс, имевший дом в с. Отузы.1 Он собирал легенды, беседуя
с местными жителями, причем не только татарами, затем перерабатывал их. Н. А. Марксом в 1913,
1914, 1917 гг. издано три сборника под названием «Легенды Крыма» с довольно пространными
комментариями. Они включают 36 легенд. Некоторые скомпонованы из различных литературных
источников, большая часть обязана своим происхождением устным рассказам. Нужно иметь в виду,
что обнародованные Н. А. Марксом легенды — образец искусной стилизации в характерном для
своего времени «декадентском» духе (Ф. Сологуб и т. п.). Иллюстрированы они в стиле модерн а ля
Бердсли художниками К. Арцеуловым, И. Захаровым, Н. Агапьевой. В целом издательский уровень
сборников весьма высок.
Сказки были важнейшим педагогическим средством и любимым детворой жанром устного народного
творчества. Они представляют собой значительную область художественной педагогики, уходящей
своими истоками еще во времена, предшествовавшие появлению Киевской Руси.
Исследователи народного творчества выделили такие типы русских сказок:
—сказки о животных,
—бытовые сказки,
—волшебные сказки и другие.
Сказки развивали и воспитывали ребенка, но такое воспитание воспринималось им с удовольствием,
так как сказки развлекали его, веселили, увлекали в мир фантастики.
Сказки —это художественный способ познания мира, в старину они во многом заменяли детям школу.
Загадка —это поэтическое замысловатое описание какоголибо предмета или явления, сделанное с
целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую
красоту и богатство окружающего мира.
Отсюда вытекают две основные функции загадок:
1. Загадка развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность.
2. Загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и
явлениях.
Поэтическая природа загадки отражает реальный предметный мир не ради него самого, а ради
эстетических целей. В отличие от пословиц, поговорок и прочих малых жанров фольклора загадка
открывает полный простор для творческой фантазии ребенка.
Закрепление:
1. Какой смысл в сказках, загадках?
2. В чем общность устного народного творчества народов Крыма?
3. Расскажите загадки, пословицы своей национальности.
Рефлексия: написать смс маме: «Сегодня на уроке я узнал… теперь я буду… самым
интересным было…»
Д/з: читать конспект
Итоги урока
Конспект урока по крымоведению "Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма"
Конспект урока по крымоведению "Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.