Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
15.01.2018
Цели:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем.
Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом.
Хамелеон Чехов.doc
МАОУ Апрелевская СОШ №1
Конспект урока
по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Урок разработала :
Грищук Наталья Евгеньевна
учитель русского языка
и литературы
2017 Конспект урока по литературе 7 класс.
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Тип урока: Урок формирования новых знаний с
использованием ИКТ.
Цели:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по
формированию навыков анализа художественных
произведений, организовать работу над освоением
содержания текста литературного произведения,
формировать умение осознанного восприятия текста,
понимания решения представленных в нем проблем.
Развивающие: способствовать развитию навыка
анализа художественного произведения, в том числе и
сопоставительного; развивать навык выразительного
чтения и соотнесения смысла произведения с
интонационным выражением; развивать умение строить
суждение, используя конкретный материал; давать устные
ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с
использованием цитирования; подбирать цитаты из текста
литературного произведения по заданной теме; развивать
творческое мышление, речь.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса
к литературе через работу с текстом; воспитать
собственную информационную культуру, ответственное
отношение к информации с учетом этических, правовых,
духовно-нравственных аспектов её распространения;
воспитывать сознательную дисциплину в решении
поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со
сверстниками.
Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.
Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь
русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь
литературоведческих терминов»; мультипроектор.
Словарная работа: юмор; сатира; художественная
деталь; хамелеон; конфискованный.
Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ
«Хамелеон» Этапы
урока
Деятельность
учителя
1.Организ
а-
ционный
момент.
-Добрый день.
Пусть урок принесет
нам всем радость
общения и новые
открытия.
Деятельност
ь
обучающихс
я
Осуществляют
самооценку
готовности к
уроку.
Формируемые
УУД
Регулятивные
УУД: развитие
мотивов учебной
деятельности.
Коммуникативн
ые УУД:
планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
Личностные
УУД:
самоопределени
е.
Отвечают на
поставленные
вопросы,
определяют
тему и цели
урока.
и
Коммуникативн
ые УУД: умение
оформлять свои
мысли в устной
форме
с
достаточной
полнотой
точностью
мысли.
Регулятивные
УУД:
высказывать
своё
предположение.
Познавательны
е УУД: умение
находить ответ
на вопрос.
умение
2.Актуали
-зация
знаний.
Создать условия для
актуализации
знаний,
необходимых для
открытия «новых
знаний» по данному
материалу. Подвести
детей к теме урока.
-Героями рассказов
Чехова
являются
люди ничем не
примечательные,
обыкновенные.
основе
рассказа
«Хамелеон», как и
многих
других
чеховских рассказов,
лежит
анекдот,
короткая
занимательная
история. События, о
которых
рассказывает
писатель,
В
сюжета
тоже Иногда
бытовые.
рассказ
представляет собой
обычную бытовую
сценку. Но бытовая
сценка для Чехова -
это лишь повод,
чтобы поговорить о
вполне серьёзных
вещах. Чехов рисует
картину нравов, его
интересуют мотивы
поведения людей,
писатель исследует,
как проявляют себя
в
обыватели
зависимости
от
обстоятельств.
Вы прочитали
рассказ «Хамелеон».
Как вы думаете, о
чем мы будем
говорить сегодня на
уроке?
Определяется тема
и цели урока вместе
с учениками.
3.Постано
в-ка
учебной
задачи.
Сообщить тему
урока. Создать
условия для
проблемной
ситуации.
Определяют
тему урока.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Выдвигают
проблемный
вопрос.
Строят
гипотезу.
4.Решени
е учебной
задачи.
Работа над анализом
рассказа
Чехова
«Хамелеон».
-Большинство
произведений
Чехова
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Работают с
текстом.
Выразительно
умение
умение
Регулятивные
УУД:
высказывать
свое
предположение.
Личностные
УУД:
осознавать
трудности
и
стремление к их
преодолению.
Коммуникативн
ые
УУД:
аргументация
своего мнения с
учетом разных
мнений. и
сатирические.
Как
вы понимаете слово
«сатира»? (Слайд 3)
(Сатира-гневное
осуждение
беспощадное
высмеивание
пороков
общественной
и
личной жизни. Это
слово пришло к нам
из латинского языка.
(Запись в тетради)
Сфера
сатиры-
преимущественно
явления
общественной
жизни).
1. -Давайте
вспомним
героев
произведения,
а поможет нам
в
этом
кроссворд
«Полицейский
надзиратель
(Очумелов).
2. Имя
генеральского
повара
(Прохор).
3. Золотых дел
мастер
(Хрюкин).
Вопросы по
вертикали:
1. Имя
брата
генерала
(Владимир).
2. Рыжий
городовой с
решетом,
наполненным
крыжовником
(Елдырин).
читают.
Анализируют
художественн
ое
произведение.
Подбирают
цитаты из
текста.
из
Познавательны
е УУД: умение
анализировать,
осознанно
строить речевое
высказывание,
полно и точно
выражать свои
мысли,
умение
находить ответ
на
вопрос,
умение
сопоставлять и
делать выводы.
Формировать
умения
осознанного
восприятия
текста. Умение
подбирать
цитаты
текста
литературного
произведения по
заданной теме.
Личностные
УУД:
следование
моральным
нормам и
этическим
требованиям в
общении.
Ответственное
отношение к
информации.
Воспитание
сознательной
дисциплины в
решении
поисковых задач
при
сотрудничестве
в коллективе со
сверстниками.
Формирование интереса к
чтению.
по
- Давайте вспомним,
с чего начинается
рассказ?
(Кругом
тишина и покой.
Обстановка лени и
скуки царит в
провинциальном
городке. И вдруг:
- Так ты кусаться,
окаянная?- слышит
вдруг
Очумелов.-
Ребята, не Угадай
имена и фамилии
чеховских героев».
(Вопросы
горизонтали:
4. Фамилия
генерала
(Жигалов).
пущай её! Нынче не
велено кусаться!
Держи! А…а!)
- И какая же картина
предстает
перед
Очумеловым?
Зачитайте.
(«Очумелов глядит в
сторону и видит:…»).
-
Кто оказался
виновником
скандала?
(Действительно,
виновником
скандала оказался
белый борзой щенок,
в слезящихся глазах
его было выражение
тоски и ужаса.)
- А каким образом
ведет себя страж
порядка,
полицейский
надзиратель
Очумелов?
(«…
шагает к сборищу.»)
к
-Обратимся цвет
названию рассказа.
Слово «хамелеон» не
встречается
в
рассказе. Почему же
возник
такой
заголовок, оправдан
ли он? Кто такой
хамелеон? (Слайд 4.
Опережающее
индивидуальное
домашнее задание:
хамелеон-
в
словарях у этого
слова есть два
объяснения, одно из
них говорит о том,
что
это
разновидность
ящериц, меняющих
свой
в
зависимости
от
обстановки; второе
значение
формулируется
следующим образом:
«переносное
значение.
Беспринципный
человек,
меняющий
взгляды
зависимости
обстановки»).
- Какое значение
слова
этого
раскрывается
в
рассказе?
Имя
(
героя рассказа давно
стало
нарицательным,
понятие
«хамелеонства»
вошло в русский
язык.
Хамелеоном
мы обычно называем
готового
человека,
легко
свои
в
от и
в
постоянно
моментально,
угоду
обстоятельствам
меня свои взгляды
на
противоположные).
Давайте
-
проследим,
как
меняется поведение
Очумелова
в
зависимости
от
обстоятельств,
обратите внимание
речь,
на
его
к
обращение
Хрюкину
и
«виновнику
скандала» (Пересказ
текста
с
зачитыванием
реплик Очумелова).
-
Прочитайте
«жалобу» Хрюкина.
Что в ней смешного
и
она
характеризует его?
Очумелов
Как
обращается
к
Хрюкину? Найдите
эти
обращения.
Почему он их так
часто
меняет?
(Сначала – Хрюкин,
потом_-
свинья,
болван).
- Сколько раз и
почему меняет свое
решение Очумелов и
как это проявлялось
внешне? (Шесть раз,
а зависит от чина
предполагаемого
хозяина собаки).
- Как меняется тон
его высказываний?
как (6 смен интонаций-
от начальственно-
повелительных до
рабски-трусливой.
Первоначально
звучит категоричное,
так
сказать,
законное решение:
уничтожить собаку и
наказать хозяина.
Затем
собака
берется под защиту,
как генеральская, и
виновником
оказывается
Хрюкин.)
- Есть ли в рассказе
герои, которых автор
упоминает, но они не
появляются перед
читателями? Их роль
в повествовании?
(Слайд5.) ( Генералы
не появляются на
сцене, да это и
необязательно.
Достаточно
взглянуть,
как
действует их сила и
власть на людей
лишь при одном
упоминании.
Упоминание
генерала действует
на
Очумелова
волшебным образом:
он 6 раз меняет свое
решение. «Братец»
тоже
требует
Брат
почтения.
Хрюкина-
тоже
представитель
власти,он жандарм.)
Учитель: Итак, Чехов
показал
нам
хамелеонство, мгновенные
в
изменения
поведении
и
чувствах Очумелова.
Он
показывает
грубость
наглость,
по
Очумелова
отношению
к
который
Хрюкину,
стоит
по
социальному
положению намного
ниже Очумелова, и
заискивание,
трусость
перед
сильными мира сего.
Правда
и
справедливость для
полицейского
не
надзирателя
никакого
имеет
значения.
Он
вырастает в символ
беззакония:
кто
сильнее, тот и прав.
Очумелов
Сам
потерял все,
что
связано
с
человеческим
достоинством
и
честью. От одного
что он
сознания,
может
вызвать
недовольство
генерала,
его
бросает то в жар, то
в холод.
- Только ли зрения,
используя
текст.
(Слайд6.)
Варианты:
1. Хамелеон-
Очумелов.
2. Хамелеоны-
Очумелов и
Хрюкин. ( То он 3. Хамелеоны-
требует
равенства,
вспоминая, что
у него брат в
жандармах, то
по-холопски
умолкает,
когда
Очумелова
обращается на
него.)
гнев
и
Очумелов,
Хрюкин
толпа.
(Собравшаяся
толпа
сочувствует
мастеровому в
начале
рассказа, а в
конце- смеётся
и
злорадствует.)
состоянии
В
«хамелеонства»
находятся
все
участники сцены на
Очумелову присущи
черты хамелеонства?
Сколько
-
хамелеонов
вы
видите в рассказе?
Докажите
свою
точку
базарной площади: и
Елдырин, и Хрюкин,
и толпа.
- Какое настроение
от этого у вас? (От
этого
становится
грустно.)
- Рассказ смешон, но
за
этим
просматривается невеселый порядок
вещей.
Разнообразны
проявления юмора в
«Хамелеоне».
- Что такое юмор?
(Слайд 7.) (Впервые
мы
видим
Очумелова, идущим
на
базарную
площадь в новой
шинели и с узелком
За ним
в руке.
шагает
рыжий
городовой
с
решетом,
доверху
наполненным
конфискованным
крыжовником.)
- Как вы думаете,
почему
Чехов
обращает вниминие
на эти детали? Что
такое
деталь?
Какова её роль в
произведении?
(Слайд8.)
(Деталь
художественная (от
франц.-
подробность,
мелочь, частность)-
выразительная
подробность
произведении,
несущая
значительную
смысловую
эмоциональную
нагрузку.
художественная
может
воспроизводить
подробности
обстановки,
внешности, пейзажа,
Деталь
в
и портрета, интерьера,
но в любом случае
она используется
наглядно
чтобы
представить
и
охарактеризовать
героев и их среду
обитания.)
- Чехова называют
мастером
художественной
детали. Попробуем
найти
выразительные
детали в тексте и
определить их роль?
(Слайд 9.)
-
несут
Что
служители закона?
(Вывешиваются
рисунки)
1. Решето, доверху
наполненное
конфискованным
крыжовником.
- Как вы понимаете
слово
«конфискованный»?
(Конфискованный-
отобранный.)
2. Узелок.
-
конфискованный
крыжовник,
означают
детали?
(Вседозволенность.
Скорее всего в этом
узелке то, что дали
Очумелову
как
взятку.
Значит,
полицейский
надзиратель
и
городовой, по долгу
службы
обходя
уже
площадь
Узелок
что
эти
,
и по
таким
руку,
должен
за
собрали «дань».)
Очень
важная
деталь- крыжовник-
мелочь, ягода, не
представляющая
особой ценности, но
он конфискован!
- Таким образом,
полицейский
надзиратель,
который
следить
соблюдением
законов, сам нечист
на
сам
нарушает закон.
(Слайд 9.) Работа с
иллюстрацией
«Очумелов
шевствует
городу».
-
Вот
представляет
Очумелова
художник. А ваше
мнение совпадает?
3.
деталь. Шинель.
-
теперь
подумайте,
что
значит шинель в
портрете
Очумелова? (Символ
власти над людьми.)
В тексте еще
несколько
раз
упоминается
«шинель»
«пальто».
-
лексическое
значение этих слов.
(Шинель-это
форменное пальто,
подчеркивающее
принадлежность к
Определите
Следующая
А
и наличие
чина.
это
власти,
какого-то
Пальто-
гражданская
одежда,
верхняя
которая
не
подчеркивает
принадлежность к
власти.)
- Подумайте, почему
приходит
на
площадь и уходит он
в шинели, а снимает
и надевает ему
пальто Елдырин?
(Слово «шинель»
употребляется
в
авторской
речи,
следовательно, для
Чехова в Очумелове
важна шинель как
символ власти, чина.
Сам
Очумелов
говорит «пальто», и
здесь
эта
художественная
деталь выполняет
иную функцию:
показать душевное
состояние
Очумелова,
от
страха его бросает
то в жар, то в холод.)
4. Следующая
деталь. Палец.
Окровавленный
палец Хрюкина- это
политическая
деталь, и деталь,
помогающая понять
характер Хрюкина.
Палец поднят, как
знамя, как некий
призыв
к
справедливости.
5. Открытые двери лавок,
сонные
физиономии -
эти
детали
создают
зримую
точность
обстановки.
(Слайд
10.)
отмеченным выше
деталям.
А теперь
6.
на
посмотрите
Что вы
щенка.
увидели в его
глазах?
-Обратите внимание:
«человеческое»
только в глазах
собаки, в то время
как площадь полна
людей! Вот оно,
проявление едкого,
близкого к сарказму,
юмора Чехова.
- Как вы считаете,
для чего Чехов
использует
в
рассказе
прием
«говорящие
фамилии»?
Попробуйте
«расшифровать»
фамилии
героев
рассказа. (Очумелов,
Хрюкин,
Жигалов,
Елдырин.)
(Очумелов-
очуметь,
одурелый,
потерявший
соображение.)
- Прием «говорящих
имен и фамилий»-
юмористический или
от
т.е.
совсем -Давайте
еще
к
рассмотрим
иллюстрацию
рассказу,
относящуюся к
сатирический?
Полностью понять
социальную
сущность и комизм
хамелеонства
помогает речевое
мастерство Чехова.
Реплики настолько
выразительны,
что
дают моментальный
языковой
фотопортрет.
- Найдите реплики
героев, вызывающие
у вас смех? Почему
Очумелова называют
косноязычным?
Найдите
доказательства
косноязычия героя в
тексте.
(Комический эффект
достигается
в
рассказе
композиционным
приемом
повторением.
рассказе
повторяется
ситуация выяснения
(«чья
собака?»).
Шесть раз меняется
ответ на этот вопрос,
и столько же раз
меняется реакция
полицейского
надзирателя.)
Вывод: Итак, делаем
выводы: в рассказе
Чехова юмор носит
саркастический
–
В характер.
В свой
короткий «смешной»
рассказ
Чехов
вложил серьёзное
содержание, показав
при этом мастерство
большого
художника.
- Почему в конце
толпа
рассказа
хохочет
над
Хрюкиным? (Слайд
11.)
(Хрюкин повержен.
Его палец опущен, А
«повергла»
его
жалкая, хромоногая,
побитая собачонка,
она вознесена над
толпой,
и сам
Очумелов
готов
лично доставить ее
брату
генерала
Жегалова.)
Учитель:Тем самым
Чехов как бы
утверждает,
что
хамелеонство
–
всеобщее явление,
за которым кроются
чинопочитание,
подхалимство,
угодничество,
лицемерие,
самодурство. Такой
смешной рассказ
становится гневным
обличением
российской
действительности
времен писателя.
Персонажи Чехова
образуют пеструю
толпу,
это люди
разных судеб и
разных профессий, имел
их
занимают
различные проблемы
– от мелких бытовых
забот до серьезных
философских
вопросов. И жизнь
каждого героя –
особая,
отдельная
чёрточка русской
жизни, в сумме все
эти
черты
обозначают
все
глобальные
проблемы России
конца XIX века.
-Первоначально
рассказ
подзаголовок
«Сценка», но потом
А.П. Чехов его снял.
Почему?
(Слово
указывает
единственный
конкретный случай.
Заменив заголовок,
Чехов подчеркнул,
что хамелеонство,
чинопочитание
вошло в кровь и
ложь
русского
человека, приобрело
всеохватывающий
характер!)
- А как вы думаете,
актуально ли это
произведение
в
наше время? Есть ли
сейчас хамелеоны,
подобные
Очумелову?
«сценка»
на рано
Физкультминутка.
На болоте две
подружки-
две
зелёные лягушки,
Утром
умывались,
полотенцем
растирались.
Ножками топали,
ручками хлопали,
Вправо,
наклонялись
И
возвратились.
Вот друзья в чем
секрет,
Вам, друзья:
«Физку
льтпривет!»
обратно
влево
.
Проверка
индивидуальных
групповых заданий:
1. Выразительное
по
чтение
ролям.
2. Инсценировка
отрывков из
рассказа
«Хамелеон».
3. Шаржи,
портреты
героев
рассказа.
4. Письменный
ответ
на
вопрос: почему
рассказ
называется
«Хамелеон»?
-Показав
обывателей
городка,
Чехов
изобразил всю
систему
5.Обобще
-ние и
системат
изация
знаний.
Закрепле
ние
изученног
о.
Прослушивани
е чтения и
выступлений
учащихся.
Оценивание
своей учебной
деятельности.
Умение
выразительно
читать, связно
излагать и
формулироват
ь ответ на
вопрос.
Регулятивные
УУД:
сохранение
учебно-
познавательной
задачи до конца
учебных
действий,
оценивание
результата,
решение
поставленных
задач.
Личностные
УУД:
формирование
интереса к
чтению
произведений
Чехова. российской
жизни.
«Генералы» не
появляются на
сцене, да это и не
обязательно.
Достаточно
как
взглянуть,
действуют
их
сила и власть на
людей лишь при
одном
упоминании.
Самая опасная
зависимость-
зависимость
психологическая.
Внешне
свободные люди в
рассказе на самом
деле не только
действуют, но и
думают
по
шаблону:
«генеральское»-
всегда
право,
«прочее» (мелкая
всегда
сошка)-
виновато.
Так
отдельный
анекдотический
случай вырастает
у Чехова до
обобщения,
до
сатирического
изображения,
осмеяния
системы.
6.Домашн
ее
задание.
Обеспечить
понимание
учащимися целей
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания.
Информация о
Записывают
домашнее
задание. домашнем задании.
Мотивация к
выполнению
домашнего задания.
Инструктаж по
выполнению
домашнего задания.
Проверка понимания
учащимися
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания.
1. Прочитать
рассказ Чехова
«Злоумышленн
ик».
2. Чтение
рассказа по
ролям.
3. Ответить на
что
вопрос:
должно
измениться в
обществе,
чтобы поступок
Дениса был
невозможен?
(Подготовить
развернутое
устное
рассуждение
на эту тему.)
Индивидуальное
домашнее задание:
1. Прочитать
из
отрывок
очерка
М.
Горького «А.П.
Чехов»
и
ответить на
вопрос:
совпадает ли
точка зрения
Чехова
и
следователя? 7.Итог.
Рефлекси
я.
Почему?
2. Составьте
сценарий по
рассказу
«Злоумышленн
ик».
Оцените себя.
Подведение итогов
учебного занятия.
Дать ясную оценку
работы класса и
отдельных
учащихся.
-
Продолжите
предложение
(выберите один из
вариантов):
-Сегодня я узнал…
-Я понял, что…
-Сегодня было
интересно…
-Мне захотелось…
-Урок дал мне для
жизни…
Подведение
итогов самими
учащимися,
ответы
учащихся,
оценивание
своей учебной
деятель-
ности.
Коммуникативн
ые УУД: умение
с достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Участвовать в
диалоге на
уроке в
ситуации
оценивания
совместной
деятельности.
Познавательны
е УУД:
представлять
информацию в
виде текста.
Регулятивные
УУД:
самооценка.
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.