Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".
Оценка 5

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
15.01.2018
Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".
Цели: Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем. Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом.
Хамелеон Чехов.doc
МАОУ Апрелевская СОШ №1 Конспект урока по теме: «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Урок разработала : Грищук Наталья Евгеньевна учитель русского языка и литературы 2017 Конспект урока по литературе 7 класс. Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ. Цели: Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественных произведений, организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умение осознанного восприятия текста, понимания решения представленных в нем проблем. Развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; развивать умение строить суждение, используя конкретный материал; давать устные ответы на вопросы по тексту произведения, в том числе и с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать творческое мышление, речь. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых, духовно-нравственных аспектов её распространения; воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор. Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный. Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» Этапы урока Деятельность учителя 1.Организ а- ционный момент. -Добрый день. Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия. Деятельност ь обучающихс я Осуществляют самооценку готовности к уроку. Формируемые УУД Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативн ые УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределени е. Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. и Коммуникативн ые УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой точностью мысли. Регулятивные УУД: высказывать своё предположение. Познавательны е УУД: умение находить ответ на вопрос. умение 2.Актуали -зация знаний. Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. -Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. основе рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, В сюжета тоже Иногда бытовые. рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя в обыватели зависимости от обстоятельств. Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определяется тема и цели урока вместе с учениками. 3.Постано в-ка учебной задачи. Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации. Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. 4.Решени е учебной задачи. Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон». -Большинство произведений Чехова Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно умение умение Регулятивные УУД: высказывать свое предположение. Личностные УУД: осознавать трудности и стремление к их преодолению. Коммуникативн ые УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. и сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»? (Слайд 3) (Сатира-гневное осуждение беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры- преимущественно явления общественной жизни). 1. -Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд «Полицейский надзиратель (Очумелов). 2. Имя генеральского повара (Прохор). 3. Золотых дел мастер (Хрюкин). Вопросы по вертикали: 1. Имя брата генерала (Владимир). 2. Рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником (Елдырин). читают. Анализируют художественн ое произведение. Подбирают цитаты из текста. из Познавательны е УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты текста литературного произведения по заданной теме. Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. по - Давайте вспомним, с чего начинается рассказ? (Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг: - Так ты кусаться, окаянная?- слышит вдруг Очумелов.- Ребята, не Угадай имена и фамилии чеховских героев». (Вопросы горизонтали: 4. Фамилия генерала (Жигалов). пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!) - И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте. («Очумелов глядит в сторону и видит:…»). - Кто оказался виновником скандала? (Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.) - А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? («… шагает к сборищу.») к -Обратимся цвет названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд 4. Опережающее индивидуальное домашнее задание: хамелеон- в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, меняющий взгляды зависимости обстановки»). - Какое значение слова этого раскрывается в рассказе? Имя ( героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем готового человека, легко свои в от и в постоянно моментально, угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные). Давайте - проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание речь, на его к обращение Хрюкину и «виновнику скандала» (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова). - Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и она характеризует его? Очумелов Как обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? (Сначала – Хрюкин, потом_- свинья, болван). - Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? (Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки). - Как меняется тон его высказываний? как (6 смен интонаций- от начальственно- повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.) - Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд5.) ( Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует Брат почтения. Хрюкина- тоже представитель власти,он жандарм.) Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные в изменения поведении и чувствах Очумелова. Он показывает грубость наглость, по Очумелова отношению к который Хрюкину, стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского не надзирателя никакого имеет значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Очумелов Сам потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного что он сознания, может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. - Только ли зрения, используя текст. (Слайд6.) Варианты: 1. Хамелеон- Очумелов. 2. Хамелеоны- Очумелов и Хрюкин. ( То он 3. Хамелеоны- требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда Очумелова обращается на него.) гнев и Очумелов, Хрюкин толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце- смеётся и злорадствует.) состоянии В «хамелеонства» находятся все участники сцены на Очумелову присущи черты хамелеонства? Сколько - хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа. - Какое настроение от этого у вас? (От этого становится грустно.) - Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне». - Что такое юмор? (Слайд 7.) (Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком За ним в руке. шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.) - Как вы думаете, почему Чехов обращает вниминие на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд8.) (Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность)- выразительная подробность произведении, несущая значительную смысловую эмоциональную нагрузку. художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, Деталь в и портрета, интерьера, но в любом случае она используется наглядно чтобы представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.) - Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (Слайд 9.) - несут Что служители закона? (Вывешиваются рисунки) 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. - Как вы понимаете слово «конфискованный»? (Конфискованный- отобранный.) 2. Узелок. - конфискованный крыжовник, означают детали? (Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя уже площадь Узелок что эти , и по таким руку, должен за собрали «дань».) Очень важная деталь- крыжовник- мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! - Таким образом, полицейский надзиратель, который следить соблюдением законов, сам нечист на сам нарушает закон. (Слайд 9.) Работа с иллюстрацией «Очумелов шевствует городу». - Вот представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает? 3. деталь. Шинель. - теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.) В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» «пальто». - лексическое значение этих слов. (Шинель-это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к Определите Следующая А и наличие чина. это власти, какого-то Пальто- гражданская одежда, верхняя которая не подчеркивает принадлежность к власти.) - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин? (Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.) 4. Следующая деталь. Палец. Окровавленный палец Хрюкина- это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. 5. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки. (Слайд 10.) отмеченным выше деталям. А теперь 6. на посмотрите Что вы щенка. увидели в его глазах? -Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. - Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.) (Очумелов- очуметь, одурелый, потерявший соображение.) - Прием «говорящих имен и фамилий»- юмористический или от т.е. совсем -Давайте еще к рассмотрим иллюстрацию рассказу, относящуюся к сатирический? Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. - Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. (Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом повторением. рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.) Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический – В характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника. - Почему в конце толпа рассказа хохочет над Хрюкиным? (Слайд 11.) (Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.) Учитель:Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, имел их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. -Первоначально рассказ подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему? (Слово указывает единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!) - А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? «сценка» на рано Физкультминутка. На болоте две подружки- две зелёные лягушки, Утром умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, наклонялись И возвратились. Вот друзья в чем секрет, Вам, друзья: «Физку льтпривет!» обратно влево . Проверка индивидуальных групповых заданий: 1. Выразительное по чтение ролям. 2. Инсценировка отрывков из рассказа «Хамелеон». 3. Шаржи, портреты героев рассказа. 4. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ называется «Хамелеон»? -Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему 5.Обобще -ние и системат изация знаний. Закрепле ние изученног о. Прослушивани е чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулироват ь ответ на вопрос. Регулятивные УУД: сохранение учебно- познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова. российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно как взглянуть, действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость- зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая всегда сошка)- виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы. 6.Домашн ее задание. Обеспечить понимание учащимися целей содержания и способов выполнения домашнего задания. Информация о Записывают домашнее задание. домашнем задании. Мотивация к выполнению домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. 1. Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленн ик». 2. Чтение рассказа по ролям. 3. Ответить на что вопрос: должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Подготовить развернутое устное рассуждение на эту тему.) Индивидуальное домашнее задание: 1. Прочитать из отрывок очерка М. Горького «А.П. Чехов» и ответить на вопрос: совпадает ли точка зрения Чехова и следователя? 7.Итог. Рефлекси я. Почему? 2. Составьте сценарий по рассказу «Злоумышленн ик». Оцените себя. Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся. - Продолжите предложение (выберите один из вариантов): -Сегодня я узнал… -Я понял, что… -Сегодня было интересно… -Мне захотелось… -Урок дал мне для жизни… Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятель- ности. Коммуникативн ые УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. Познавательны е УУД: представлять информацию в виде текста. Регулятивные УУД: самооценка.

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П. Чехов Рассказ "Хамелеон".

Конспект урока по литературе 7 класс. А.П.  Чехов Рассказ "Хамелеон".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2018