Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
16.06.2017
Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)
Данный конспект урока составлен в теории развития критического мышления в рамках ФГОС. Возрастной ценз: учащиеся 10 класса, но некоторые элементы можно проводить и в 9 классе. Урок начинается в "вызова"- проблемы, которую учащимся необходимо решить, критически осмысливая сюжет и поведение героев. В конце урока дети должны осознать, что критическое осмысление продлится и за пределами класса и школы.В файле находятся все необходимые материалы: примеры таблиц, которые могут создавать учащиеся, стихотворения, отрывки текста, раздаточный материал.
Критич мышление.docx
Урок   литературы   в   10   классе     (возможно   использование   и   в   9)   по рассказам   С.   Лукьяненко.   Разработала   учитель   русского   языка   и литературы Ершова И. Н.  Тема: Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс».  Цели и планируемые результаты.    формирование   ответственного   отношения   к   учению, Личностные: сознательного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению;   формирование   коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные:  формирование   осознанно   выбирать   наиболее эффективные   способы   решения   учебных   задач;   устанавливать   причинно­ следственные связи. Предметные:  развитие способности понимать литературное произведение и воспринимать его как отражение действительности;   формирование умения генерировать   литературные   ассоциации   и   видеть   скрытые   смысловые   и идейные аллюзии, умения анализировать произведения; использование опыта общения   с   произведениями   литературы   в   повседневной   жизни   и   учебной деятельности.                                            Ход урока.                                                                                                                                         Послушайте!                                                                                                               Ведь, если звезды зажигают —                                                                                                               значит — это кому­нибудь нужно? Значит — кто­то хочет, чтобы они были?                                                                                                              Значит — кто­то называет эти плевочки                                                                                                              жемчужиной?   В. Маяковский. Учитель. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет служить отрывок из стихотворения нам уже известного В. Маяковского «Послушайте!».   Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (Догадки детей: о звездах, космосе, чьей­то воле…)  Мы еще вернемся с вами к этому отрывку, а пока начнем чтение и анализ рассказа С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел».  1. Чтение   с   остановками   с   элементами   комментирования (комментированное чтение). «Он   очень   многого   не   умел,   но   зато   он   умел   зажигать   звезды.  Ведь самые красивые и яркие звезды иногда гаснут, а если однажды вечером мы не увидим на небе звезд, нам станет немного грустно... А он зажигал звезды очень умело, и это его утешало. Кто­то должен заниматься и этой   работой,   кто­то   должен   мерзнуть,   разыскивая   в   облаках космической пыли погасшую звезду, а потом обжигаться, разжигая ее огоньками пламени, принесенными от других звезд, горячих и сильных. Что и говорить, это была трудная работа, и он долго мирился с тем, что многого не умеет. Но однажды, когда звезды вели себя поспокойнее, он решил отдохнуть». Вопрос учителя:  похоже ли начало этого рассказа со стихотворением Маяковского? Почему вы так думаете?     Попытайтесь доказать тили опровергнуть   свою   точку   зрения.   Перед   этим   заполните   таблицу, пользоваться которой вы можете при защите своей позиции.      «за». слова,   Аргументы Ключевые цитаты. Мысли.  «Ведь самые красивые и Если таковые появятся у Начало   совершенно   не Аргументы   «против» Ключевые слова, цитаты. Мысли.  Вопросы дискуссии для похоже   на   отрывок   из стихотворения Маяковского. В   его   стихотворении задается   вопрос,   а   в тексте   Лукьяненко   мы видим ответ.   детей и учителя. ­   Какие   элементы указывают   на   сходство, а какие на различие?    (Вопрос   –вызов, ­ провокация)   Так   все таки вы  хотите  сказать, что   текст   Лукьяненко все   же   является   неким философским   ответом вопрос на из стихотворения «Послушайте!»?      яркие   звезды   иногда гаснут,   а   если   однажды вечером   мы   не   увидим на небе звезд, нам станет немного грустно»...  Кто­то   должен . заниматься   и   этой работой, кто­то должен мерзнуть, разыскивая в облаках   космической пыли погасшую звезду, а   потом   обжигаться, разжигая ее огоньками пламени, принесенными от других звезд, горячих и сильных.   На   сходство   указывает общая   манера,   некая философичность размышлений о звездах.    В   самом   стихотворении тоже Маяковского звучит   ответ­ утверждение, но в конце произведения.  2. Обсуждение выводов. Рефлексия по таблице.  3. Работа с цитатами похожей тематики из другого произведения. Поиск ключевых слов. Мини­дискуссия.  В  детстве   вы   читали  философскую   сказку   А.  Экзюпери  «Маленький принц». Давайте проанализируем их. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Детям также дается отрывок, в котором Маленький принц признается в любви розе и признает ее уникальность.  Раздаточный материал   Дискуссионный вопрос: можем ли мы сказать, что прочитанные нами отрывки относятся   к   одной   теме?   Если   да,   то   какая   это   тема?     (Дети   пытаются доказать и опровергнуть данную гипотезу). 4. Работа с текстом Лукьяненко.  «—   Ты   похожа   на   самую   прекрасную   звезду,   —   сказал   он.   —   Ты прекраснее всех звезд. Она очень удивилась. Никто и никогда не говорил ей таких слов. "Ты симпатяга", — говорил один. "Я от тебя тащусь", — сказал другой. А третий, самый романтичный из всех, пообещал увезти ее к синему морю, по которому плывет белый парусник... —  Ты   прекраснее   всех   звезд,   —   повторил   он.   И   она   не   смогла ответить, что это не так. Маленький домик на окраине города показался ему самым чудесным дворцом во Вселенной. Ведь они были там вдвоем...» ­Ребята,   раз уж мы начали сравнивать два разных произведения, то напоминает ли вам этот отрывок на разговор розы и принца? (Да, только здесь девушка не такая гордая). ­Давайте зачитаем с вами фрагменты, в которых герой часто повторяет своей   возлюбленной,   что   она   единственная   звезда.   Как   эти   слова характеризуют личность: с положительной или отрицательной стороны? Это   кажется   вам   милым   и   романтичным,   или   уже   приевшимся   и надоевшим, утомляющим? Аргументируйте свою точку зрения, приводя в пример цитаты и ключевые слова. (Несколько групп детей доказывают и   опровергают   две   указанных   мысли   в   вопросе.   Примеры:   это достаточно   романтично,   ведь   каждая   девушка   готова   слушать   от любимого ласковые речи; нет, это романтично в первые два дня, потом устаешь   слушать   «заезженную   пластинку»   и   т   д.   В   начале   девушка произносит «Говори», а затем «Она вздохнула, пытаясь вырваться из плена его слов. И спросила: — А что ты умеешь?» ­Обратимся   к   следующему   отрывку.   Какое   впечатление   у   вас сложилось   о   данном   отрывке   и   о   поведении   героев?   Кого   вы поддерживаете и оправдываете, а кого обвиняете? В чем и почему? Можем   ли  мы   сказать,  что  наше  мнение   в  обоих  случаях   будет объективным? Ведь мы не переживаем подобной ситуации сами. А как вы бы повели себя на месте мужчины и женщины? Есть ли здесь   доля   справедливой   и   разумной     романтики?   Или   же романтика   здесь   уже   не   нужна?   А   может,   романтика   умерла   и вовсе?  (Дети   доказывают   и   опровергают   две   полярные   мысли.   Примеры: «девушка убила в нем романтическое настроение своими распросами и вздохами. Он даже звезды зажигать перестал ради этой «земной» во всех смыслах этого слова женщины».  « А что ей оставалось делать! Одними разговорами и романтикой сыт не будешь!» и т д.  «Миг и в черной пустоте вспыхнула звезда. Она была так далеко, что казалась точкой, но он знал, что это самая красивая звезда в мире (не считая,   конечно,   той,   что   прижалась   к   его   плечу).   Тысяча   планет кружилась   вокруг   звезды   в   невозможном,   невероятном   танце,   и   на каждой планете цвели сады и шумели моря, и красивые люди купались в теплых   озерах,   и   волшебные   птицы   пели   негромкие   песни,   и хрустальные водопады звенели на сверкающих самоцветами камнях... — Звездочка в небе... — сказала она. — Кажется,  ее раньше не было, но впрочем, я не уверена... А что ты умеешь делать? И он ничего не ответил. — Как же мы будем жить, — вслух рассуждала она. — В этом старом домике, где даже газовой плиты нет... А ты совсем ничего не умеешь делать... — Я научусь, — почти закричал он. — Обязательно! Только поверь мне! И она поверила. Он больше не зажигает звезды». ­   Вот   совершенно   парадоксальный   финальный   отрывок. Проанализируем его.  Посмотрите еще раз после прочтения на выделенные цитаты. Счастлив ли   герой?   Докажите   свою   точку   зрения.   (Одни   дети   говорят,   что счастлив   и   приводят   в   доказательство   выделенные   строки, соответствующие их точке зрения, другие утверждают, что счастья в данном случае нет: плита плохо греет, он создает звезды ради мирских целей,   грустит,   видя,   как   кто­то   другой   зажигает   звезды­   у   него появился конкурент, тем более рассказчику становится СТРАШНО)  «Он   многое   научился   делать,   работает   астрофизиком   и   хорошо  Иногда,   когда   он   выходит   на   балкон,   ему   на зарабатывает. мгновение становится грустно, и он боится посмотреть на небо. Но звезд не становится меньше. Теперь их зажигает кто­то другой, и неплохо зажигает... Он говорит, что счастлив, и я в это верю. Утром, когда жена еще спит, он идет на кухню, и молча становится у плиты. Плита не подключена  ни к каким баллонам, просто в ней горят две маленькие звезды, его свадебный подарок. Одна   яркая,   белая,   шипящая,   как   электросварка,   и   плюющаяся протуберанцами,   очень   горячая.   Чайник   на   ней   закипает   за   полторы минуты. Вторая тихая, спокойная, похожая на комок красной ваты, в который воткнули   лампочку.  На ней удобно подогревать вчерашний суп и котлеты из холодильника. И самое страшное то, что он действительно счастлив. ­КАК   ВЫ   ПОНИМАЕТЕ   ФИНАЛЬНЫЕ   СТРОЧКИ?   ПОЧЕМУ РАССКАЗЧИКУ СТРАШНО ЗА ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? (дети отвечают)  4. Работа с таблицей по характеристике героев.     Я хочу оставить вас с этими мыслями…Прежде, чем мы вернемся к эпиграфу, поработаем с таблицей характеристики героев.  Описание персонажа  1. Создатель звезд 2. Женщина. Действия   и   состояние (ожидание) персонажа   мнение Мое персонаже    о 5. Работа с эпиграфом. Рефлексия   в   начале   урока   я   взяла   для   анализа   отрывок   из Почему   же   стихотворения «Послушайте»? В чем же основная идея рассказа?( Если звезды зажигаются, это кому­ нибудь нужно. Всегда будет «зажигатель звезд». Этот человек нужен на земле этой женщине, на небе у него есть замена. Возможно, весь сюжет является   метафорой   витания   влюбленного   человека,  который   все  же должен быть приспособлен к мирской, земной жизни).  6. Прочитайте рассказ «Последний шанс». Какое впечатление на вас  он произвел?   Чем   похож   его   сюжет   на   предыдущий?   Какие   чувственные ассоциации у вас вызывает? Похожи ли эти ассоциации на те, которые возникали при чтении рассказа «Человек, который многого не умел»? 7. Работа   с   таблицей.   Выпишите   из   текста   некоторые   цитаты   и ключевые   слова,   свидетельствующие   о   действии,   бездействии   и «внутреннем» действии героя Действие  Бездействие    !Еще мгновение — и мы навсегда разойдемся в огромном   городе.   И   «И   вернулся   в   наш мир»,  я   искривил пространство»,     «то вы   уже   полчаса Внутреннее(мыслительное действие) героя. Все с искривлением пространства   манипуляции ходите   вокруг   меня кругами!» начал я действовать», «я все решился», же «Оглядевшись,   я приступил к   выполнению   своего плана», «я искривил пространство», (Учащиеся могут одни и те же ключевые слова и цитаты использовать как опровержение   или   доказательство   «   всех   трех   колонок».   Все   фразы, говорящие о действии героя, позднее приобретут значение бездействия. Все его действия, описанные как происходящие в действительности на самом деле выполнены в его воображении).  ­ Так действовал или мечтал герой? Кто оказался действеннее, мужчина или женщина?  8. Рефлексия.  В чем заключается необычность рассказов С. Лукьяненко? Чем они вам запомнились? Захотите ли вы прочесть их еще несколько раз? Рассказать о них своим знакомым и друзьям? Почему? Список использованной литературы.  1. С. Лукьяненко. «Человек, который ничего не умел». 2. С. Лукьяненко. «Последний шанс». 3. В. Маяковский «Послушайте».

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)

Конспект урока по литературе на тему Любовь и влюбленный человек в рассказах С. Лукьяненко «Человек, который многого не умел» и «Последний шанс». (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2017