Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
08.06.2017
Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)
Лексический состав русского языка постоянно пополняется новыми словами. А лексический состав художественной литературы еще более разнообразен, что связано с созданием поэтами и писателями индивидуально-авторских слов.На данном уроке учащиеся узнают пути создания индивидуально-авторских слов, познакомятся с изобразительными ресурсами русского словообразования и термином "окказионализм", разовьют умение определять способ словообразования и умение собственного словотворчества.На данном уроке учащиеся узнают пути создания индивидуально-авторских слов, познакомятся с изобразительными ресурсами русского словообразования и термином "окказионализм", разовьют умение определять способ словообразования и умение собственного словотворчества.
конспект по лит Словотв-во.doc
Конспект урока по литературе на тему «Словотворчество в поэзии» (9 класс) Цели урока: 1.   Познакомить   учащихся   с   изобразительными   ресурсами   русского словообразования и термином «окказионализм». 2. Развивать умение определять способ словообразования. 3. Включить учащихся в процесс словотворчества. Оборудование: листы со стихотворениями.  Ход урока: До урока: Записать на доске число, слова «Классная работа». I. Организационный момент Установление   дисциплины,   проверка   готовности   учеников   к   работе (наличие   учебников   и   тетрадей   на   столах,   ручек,   карандашей,  дневников). Приветствие. II. Постановка цели урока – Сегодня на уроке мы вспомним, по каким законам в русском языке образуются новые слова. Приглашаю вас в мастерскую поэтов. Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своем   творчестве;   попытаемся   понять,  как   и   для   чего   они   создают   новые слова. «Словотворчество в поэзии»  –  такова тема нашего урока. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «Классная работа» и тему урока. III. Объяснение нового материала –  В   науке   индивидуально­авторские   слова,   созданные   по   хорошо известным   словообразовательным   моделям,   называются   окказионализмами. Давайте запишем определение «окказионализма» в тетради: Окказионализмы   (от   лат.   «occasionalis»   –   случайный)   –   это   созданные   по   законам   русского индивидуально­авторские   слова, словообразования («летеж», «глазята», «утреет» и др.). –  Так  каким  же образом создаются окказионализмы  (индивидуально­ авторские   слова)?   словообразовательным моделям) (они   создаются   по   хорошо   известным –  Сейчас   я   прочту   удивительное   стихотворение   М.   Цветаевой, посвященное поэту Б. Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание:                           Рас­стояние: версты, мили...                           Нас рас­ставили, рас­садили,                           Чтобы тихо себя вели,                           По двум разным концам земли.                           Рас­стояние: версты, дали...                           Нас расклеили, распаяли,                            В две руки развели, распяв,                            И не знали, что это – сплав                            Вдохновений и сухожилий...                            Не рассорили – рассорили,                            Расслоили...                            Стена да ров.                            Расселили нас, как орлов –                            Заговорщиков: версты, дали...                            Не расстроили – растеряли.                            По трущобам земных широт                            Рассовали нас, как сирот. Который уж – ну который – март?!                            Разбили нас – как колоду карт! –  Каким   чувством   наполнено   стихотворение?   (чувством   трагической разъединенности двух людей, горечью, безнадежностью) –  С   помощью   каких   языковых   средств   передается   это   чувство разъединенности?   (с   помощью   существительных   и   глаголов   с   приставками раз­   (рас­):   рас­ставили,   рас­садили,   рас­стояние,   рас­клеили,   рас­паяли. Повтор   слов,   образованных   по   одной   словообразовательной   модели, привлекает   внимание   к   значению   морфемы   слова.   Приставка   усиливает ощущение разрыва, разъединения, движение в разные стороны) – Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова «расстояние»? (этим словом М. Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты. И для того, чтобы подчеркнуть ее, выразить  и донести до читателя, она обращается к графическому средству: отрывает приставку, как бы показывая тем самым авторское   неприятие   той   части   слова,   которая   несет   значение   утраты, разъединения, деления на части, движения в разные стороны) –  Продолжаем   работу   по   выявлению   возможностей   словотворчества. Послушайте следующие строки А. Твардовского:                            Администратор – гению под стать!                            Велел печевладельцев обеспечить,                            Что означает: печи поломать. – Что значит слово «обеспечить» в общепринятом слове? Проверим по словарю. Обеспечить – 1. Предоставить  достаточные материальные средства  к жизни. 2. Снабдить чем­либо в нужном количестве. 3. Сделать реально выполнимым. 4. (устар.) Оградить, охранить. – Как переосмысливает это слово автор стихов? («обеспечить» – ломать печи.   «Обес­»   –   лишение   чего­либо   (обессилеть   (ить),   обесславить, обезболить, обезопасить)) – Создается ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различии значений. – Найдите окказионализм в отрывке из стихотворения С. Есенина. Как он образован?                            Там, где капустные грядки                            Красной водой поливает восход,                            Клененочек маленький матки                            Зеленое вымя сосет. (поэт   придумывает   новое   слово   «клененочек»,   используя   старые, хорошо знакомые морфемы, соединяя их между собой обычными для данного языка способами: клененочек <– клененок <– клен; котеночек <– котенок <– кот. Суффикс «­енок» вносит значение «маленький», а также «детеныша» (зайчонок, медвежонок и т.д.), а суффикс «­ек» передает ласковое, нежное к нему отношение (котеночек, поросеночек и т.д.)) –  Какой   образ   рождается   в   результате   словотворчества   поэта?   (в поэтическом восприятии С. Есенина «клененочек» – это не прсто маленькое дерево, а живое существо, детеныш клена) –  Найдите   в   стихотворении   слова,   которые   подтверждают   нашу догадку. (существительное «клененочек» имеет определение «маленький»; у него есть мать. Кроме того, поэт прибегает к олицетворению: «клененочек сосет») – Найдите окказионализмы в стихотворении С. Есенина:                           Слишком я любил на этом свете                           Все, что душу облекает в плоть.                           Мир осинам, что, раскинув ветви,                            Загляделись в розовую водь. (окказионализм «водь» имеет значение отвлеченного признака) –  Что вы знаете о способе словообразования данного слова? Является ли   данный   способ   продуктивным?   (слово   «водь»   образовано   от   безаффиксный   способ   словообразования. существительного   «вода», Подобные окказионализмы созданы по такой известной словообразовательной модели: синь <– синий, высь <– высокий, цветь <– цвет) –  Если   вы   полистаете   томик   стихов  Сергея   Есенина,  то  обнаружите много подобных слов. Поэт очень любит этот прием создания образа. Итак, какие же пути создания индивидуально­авторских слов мы встретили у С. Есенина? – Найдите окказионализмы в следующем стихотворении С. Есенина:                              Облак, как мышь,                              пробежал и взмахнул                              В небо огромным хвостом.                              Словно яйцо,                              расколовшись, скользнул                              Месяц за дальним холмом.                              Солнышко утром в колодезь озер                              Глянуло –                              месяца нет...                              Свесило ноги оно на бугор,                              Кликнуло –                              месяца нет. (С. Есенин. Пропавший месяц) –  Какие окказионализмы вы встретили в данном стихотворении? Как они помогают в создании образа? Каким путем образованы? (окказионализм «облак»   образован   от   слова   «облако»   путем   усечения   окончания.   С   его помощью   поэт   создает   яркий,   выразительный   сказочный   образ   облака. Колодезь – из древнерусского языка, слово осталось в диалектах) – Очень интересно с точки зрения словообразования стихотворение А. Вознесенского. Выделите новообразованные слова поэта.                            Стал Январь, не то Февраль.                            Какой­точертовый Зимарь.                            Я помню только голосок                            под красным ротиком – парок                            и песенку:                            «Летят вдали                            красивые осенебри,                             но если наземь упадут,                             их человолки загрызут». (окказионализмы: Зимарь, осенебри, человолки) – Почему нам понятны эти окказионализмы, хотя они не зафиксированы в   словарях?   Каким   путем   они   образованы?   (данные   образования   имеют значение   собирательности.  Зимарь   –   общее   название   всех   зимних   месяцев, осенебри – осенних. Они отличаются не только корнями «зим­», «осен­», но и суффиксами   «­арь»   (январь),   «­ябрь»   (сентябрь,   октябрь),   созданными   из концовок   общепринятых   названий   месяцев.   Человолки   –   слово   образовано путем наложения основ. В результате – переплетение смыслов данных слов. Одна   основа   плавно   переходит   в   другую.   При   этом   есть   общая   часть: человолки) –  Подобные   словообразовательные   шутки   обладают   огромной выразительностью.   Кроме   того,   слово   «человолки»   выразило   волчью, хищническую суть человека, оно образовало целое понятие данного явления, и теперь мы знаем, что есть человек, люди, а есть человолки. IV. Подведение итогов – Итак, обобщим все, открытое нами на уроке. Как вы считаете, почему появляются   индивидуально­авторские   слова?   (потому   что   русское словообразование   представляет   большие   возможности   для   создания   новых слов) –  Окказионализмы,   то   есть   авторские   слова,   создаются   по   хорошо известнывм   словообразовательным   моделям.   Мы,   вперые   услышав   или прочитав слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора. Следовательно, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности   русского   словообразования   с   индивидуально­авторским словотворчеством. –  Каковы   пути   создания   индивидуально­авторских   слов?   (нарочитое членение слов; ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении   при   различии   значений;   создание   новых   слов   по   известным словообразовательным моделям; усечение окончаний слов; наложение основ) –  Мы видим, что словотворчество не нарушает законов языка. Поэты,   ценят   экспрессивные   возможности тонко   чувствующие   слово, окказионализмов и широко используют этот прием в своем творчестве. И мы, читатели, еще раз убеждаемся в том, что возможности эти безграничны. V. Выставление оценок Учитель выставляет оценки в журнал ученикам, активно работавшим на уроке. VI. Домашнее задание –  Сочините небольшую историю в прозе или в стихах с собственными индивидуально­авторскими словами. – Урок окончен. До свидания!

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Словотворчество в поэзии" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017