Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
02.05.2017
Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)
Познакомить учащихся с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы», показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган. Создать условия для раскрытия темы свободы в поэме, творчески используя изученный материал. Организовать деятельность учащихся по развитию устной речи в работе над образами главных героев поэмы. Развивать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
цыганы.doc
Тема: Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы» Цели: 1. Познакомить учащихся с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы», показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган; 2.Создать условия для раскрытия темы свободы в поэме, творчески используя изученный  материал; 3.Организовать деятельность учащимся по развитию устной речи в работе над образами  главных героев поэмы; 4.Развивать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина. Оборудование: портрет Пушкина, книжная выставка, иллюстрации к поэме, компьютер  (прослушивание муз. произведений, презентация ) Ход урока. 1.Орг. момент. Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком  настроений, раздумий о смысле жизни. Сегодняшний урок у нас необычный, потому что нас ждёт удивительная встреча с  поэтическим миром, который воссоздал для нас прекрасный русский поэт А.С.Пушкин. Русская поэзия родилась под счастливой звездой Александра Сергеевича Пушкина (1799­ 1837). Идут века, а звезда гения путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой,  мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и полонит воображение, потом стихи врываются со  стихией мороза, метели, с однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает  «чудное мгновенье» ­ и так неотступно и желанно для нас идет с нами великий поэт, учит  жить и понимать жизнь во всей ее неповторимости и сложности.      Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».   2. Эмоциональный настрой. Чтение эпилога под музыку Е. Доги. В стране, где долго, долго брани Ужасный гул не умолкал…  (Читает наизусть подготовленная ученица) Учитель. В этих строчках эпилога к поэме «Цыганы» А. С. Пушкин рассказывает о быте и  нравах цыган, которые он сам наблюдал во время путешествия по Бессарабии. Сегодня на  уроке мы с вами окунемся в мир этого вольнолюбивого народа. Вместе с ними пройдемся  по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни и, конечно же, постараемся выяснить, так ли уж свободен и счастлив этот дикий народ, как думал  Алеко, стремясь в цыганский табор, или и у этого вольного народа, свобода – это только  видимость. Мы попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает  тему человеческой свободы, проследим, какое развитие в поэме получила тема свободы.   Запишите тему урока: Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»  На партах, на тех же листах, что и цели дано определение литературных терминов и  непонятных выражений из текста поэмы.( Прием «Шкатулочка»)  Эгоизм­ в Энциклопедическом словаре: Эгоизм ­ (франц. egoisme ­ от лат. ego ­ я),  себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде... Индивидуализм­ нравственный принцип, согласно которому интересы отдельной  личности, индивидуума, противопоставляются интересам коллектива, общества.  Значение слова Поэма по Ефремовой: Поэма ­ Повествовательное художественное произведение в стихах.  Лирический герой ­ наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью  облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в  лирическом произведении, обычно воспринимается как образ самого поэта­ реально  существующего человека: читатель отождествляет создание и создателя, а это не всегда  одно и то же. Романтический герой — герой­бунтарь, считающий себя центром всего мира,  отрицающий установленные социальные нормы и потому отвергнутый  обществом,исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в  исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во  внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла. Бессарабия – это край, простирающийся от Одессы и до Молдавии, Румынии и Черного  моря, степная зона, иначе называемая Буджакской степью, или Буджаком. Опера(итал. opera, букв. ­ труд, дело, сочинение) ­ род муз.­драм. произведения, это  спектакль, в котором исполнители­актеры не говорят, а поют весь свой текст. Серг й Вас льевич Рахм нинов русский композитор, пианист­виртуоз и дирижёр. Дм трий Алекс ндрович Хворост вский российский, британский оперный певец (баритон). Народный артист России (1995).  Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1991).  (1 апреля (20 марта) 1873) — 28 марта 1943) —   (16 октября 1962, Красноярск) — советский,  ее ие ие ае ае ое 3. Проверка домашнего задания.  Где же разворачиваются события, происходящие в поэме, и почему Пушкин в ней  описывает именно цыганскую нацию? На этот вопрос нам ответят подготовленные ученики, которые должны были найти ответы  на эти вопросы дома. Ученик 1. У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в  южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор,  литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много  цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин  изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточно  биографична.  Ученик 2. Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника  Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как  сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много  ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в  молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку,  которая была брошена своей матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а  позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах:  Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён  Пушкин, звали Земфирой. Чтобы более прочувствовать события, происходящие в поэме, и понять чувства и  состояние главных героев, мы решили инсценировать отрывок из поэмы. 4. Инсценировка поэмы «Цыганы». Чтец.  Цыганы шумною толпой  По Бессарабии кочуют.  Они сегодня над рекой  В шатрах изодранных ночуют.  В шатре одном старик не спит;  Он перед углями сидит,  Согретый их последним жаром.  Его молоденькая дочь  Пошла гулять в пустынном поле.  Земфиры нет как нет; и стынет  Убогий ужин старика.  Но вот она. За нею следом  По степи юноша спешит;  Цыгану вовсе он неведом. Земфира. «Отец мой, –  Веду я гостя; за курганом  Его в пустыне я нашла  И в табор на ночь зазвала.  Он хочет быть как мы цыганом;  Его преследует закон,  Но я ему подругой буду.  Его зовут Алеко – он  Готов идти за мною всюду».  Старик цыган.  Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле, Как ты захочешь. Я готов С тобой делить и хлеб и кров. Будь наш — привыкни к нашей доле. Алеко.  Я остаюсь.  Земфира.  Он будет мой:  Кто ж от меня его отгонит?  Но поздно... месяц молодой Зашел; поля покрыты мглой, И сон меня невольно клонит.. Чтец.  Светло. Старик тихонько бродит Вокруг безмолвного шатра. Старик. «Вставай, Земфира: солнце всходит, Проснись, мой гость! пора, пора!..  Оставьте, дети, ложе неги!..» Земфира. Скажи, мой друг: ты не жалеешь  О том, что бросил навсегда?  Алеко.  Что ж бросил я?  Земфира.  Ты разумеешь:  Людей отчизны, города.  Алеко.  О чем жалеть? Когда б ты знала,  Когда бы ты воображала  Неволю душных городов!  Что бросил я? Измен волненье, Предрассуждений приговор, Толпы безумное гоненье Или блистательный позор. Земфира Но там огромные палаты, Там разноцветные ковры, Там игры, шумные пиры, Уборы дев там так богаты!.. Алеко Что шум веселий городских? Где нет любви, там нет веселий. А девы... Как ты лучше их И без нарядов дорогих, Без жемчугов, без ожерелий!   Чтец.  Прошло два лета. Так же бродят  Цыганы мирною толпой;  Везде по прежнему находят  Гостеприимство и покой.  Презрев оковы просвещенья,  Алеко волен, как они;  Он без забот и сожаленья  Ведет кочующие дни.  Чтец.  Старик на вешнем солнце греет  Уж остывающую кровь;  Цыгана дочь поет любовь.  Алеко внемлет и бледнеет.  Земфира (поет).  Старый муж, грозный муж,  Режь меня, жги меня:  Я тверда; не боюсь  Ни ножа, ни огня.  Ненавижу тебя, Презираю тебя;  Я другого люблю. Алеко.  Молчи. Мне пенье надоело,  Я диких песен не люблю.  Земфира.  Не любишь? мне какое дело  Я песню для себя пою.  Так понял песню ты мою?  Старик О чем, безумец молодой, О чем вздыхаешь ты всечасно? Здесь люди вольны, небо ясно, И жены славятся красой. Не плачь: тоска тебя погубит. Алеко Отец, она меня не любит. А    как она любила! Как нежно преклонясь ко мне, Она в пустынной тишине Часы ночные проводила! Мою задумчивость она В минуту разогнать умела!.. И что ж? Земфира неверна! Моя Земфира охладела!... От прав моих не откажусь! Или хоть мщеньем наслажусь    Чтец. Восток, денницей озаренный,  Сиял. Алеко за холмом,  С ножом в руках, окровавленный,  Сидел на камне гробовом.  Два трупа перед ним лежали. Старик цыган. «Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим... Мы робки и добры душою, Ты зол и смел — оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою». Чтец. Сказал — и шумною толпою Поднялся табор кочевой С долины страшного ночлега. И скоро всё в дали степной Сокрылось;  5. Работа по вопросам.  ­ Куда помещает главного героя автор произведения? Своего героя, романтического изгнанника, бежавшего, в поисках свободы от культурного  общества, где царит рабство, физическое и моральное, Пушкин помещает, в среду  цыганского табора, где нет ни законов, ни принуждения, никаких взаимных обязательств . ­ Расскажите о быте цыган. Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами,  несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле,  их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут. ­В чем привлекательность такой жизни?  Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики. ­Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом  вольности?  Земфира. ­ А каким вы представляете внутренний мир Земфиры… (Выступление девочки, игравшей в инсценировке роль Земфиры). Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы,  свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный  ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая  вдаль. ­ А каким перед нами предстаёт Алеко… (Выступление мальчика, игравшего в инсценировке роль Алеко) Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и  волю», как говорит старый цыган.  Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от  цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного  общества, от корыстолюбия и тщеславия. ­ Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года.  Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью? Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она  уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги. ­Почему несчастлив Алеко?  Его разлюбила Земфира. Учитель. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастает  чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым  стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны  невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти. Происходит внутренний конфликт. ­ Что мы обнаруживаем в характере главного героя?  Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать ее для других, если эта  свобода затрагивает его интересы, его права («Я не таков, — говорит он старому цыгану,  — нет, я, не споря, от прав своих но откажусь»). Поэт развенчивает романтического героя,  показывая, что за его стремлением к свободе стоит «безнадежный эгоизм». ­ Как вы думаете почему Мариула, а затем и Земфира, с такой лёгкостью бросают  своих мужей и уходят на зов новой любви?  Свободные цыгане, как оказывается, свободны лишь потому, что они «ленивы» и «робки  душой», примитивны, лишены высоких духовных запросов. К тому же свобода вовсе не  дает этим свободным цыганам счастья. ­ Счастлив ли старый цыган? Какую историю он рассказывает Алеко? ­ Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется перед своим  несчастьем, считая, что это — нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что  было, то не будет вновь». Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган?  В понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода  только для него, т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана  гуманистическое понимание свободы. ­Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где  каждый волен поступать так, как ему вздумается?  Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым  ревнивцем (моя Земфира) и поэтому страдает.  ­ Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев, что в душе Алеко  происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок  доброты. Зачем ее рассказывает старик?  Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж  безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на  земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой. ­ Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика.  Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему,  т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других  людей. Он, не задумываясь, посягает на нее. ­Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым  возлюбленным?  Он убивает. Учитель  Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по­разному  решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика. ­ Так как же понимают свободу главные герои поэмы?  У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное  подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться  ему. Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она  ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали. Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает  свободу, как умение прощать и понимать других. ­ А как понимает свободу автор? Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко.  Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному  человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком)  просвещением мире привело к кровавой драме. А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю. Учитель. Произведения А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов.   Это Прокофьев, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Римский­ Корсаков, Рахманинов, Афанасьев, Глиэр, Шостакович, Свиридов и многие, многие другие. Около пятисот сочинений великого поэта легли в основу более трёх тысяч музыкальных  произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты, симфонические и камерно­ инструментальные произведения, свыше двух тысяч романсов, наконец, это музыка к  спектаклям, кинофильмам, теле и радиопередачам. Ни один поэт в мире не удостоился  такой чести. Главная причина тут, прежде всего, в лиризме пушкинских строк, в их  музыкальности, певучести. Сергей Рахманинов также был вдохновлён гением Пушкина. Опера «Алеко» была  экзаменационной работой Сергея Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера  была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия  во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие  театры мира ставят оперу «Алеко». 6. Прослушивание арии Алеко из оперы Рахманинова. В «Шкатулочках» у ребят : Правила написания синквейна:  1 строка: тема одним словом – существительное.  2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные.  3 строка: описание действия в рамках этой темы ­ три глагола или деепричастия.  4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием – синоним.  Написание синквейна(пример): Алеко Свободный, ревнивый Любит, ревнует, убивает Хочет свободы только себе Убийца 7. Подведение итогов урока. Выставление отметок. 8.Домашнее задание. Написать мини­ сочинение «Что значит быть свободным?» 9. Рефлексия .    Интересно ли вам было на уроке?  С каким настроением вы работали?    Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины... Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Тропу печальную, ночную Я до погоста протоптал, И там, на кладбище ночуя, Подолгу песни распевал. И сам не понял, не измерил, Кому я песни посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. Автор: Блок Александр © Е. Евтушенко ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ Идут белые снеги, Как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, Да, наверно, нельзя. Чьи­то души, бесследно Растворяясь вдали, Словно белые снеги, Идут в небо с земли. Идут белые снеги… И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти И бессмертья не жду. Я не верю в чудо. Яне снег, не звезда, И я больше не буду Никогда, никогда. И я думаю, грешный, ­ Ну а кем же я был, Что я в жизни поспешной Больше жизни любил? А любил я Россию Всею кровью, хребтом ­ Ее реки в разливе И когда подо льдом, Дух ее пятистенок, Дух ее сосняков, Ее Пушкина, Стеньку И ее стариков. Если было не сладко, Я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно­ Для России я жил. И надеждою маюсь, Полный тайных тревог,. Что хоть малую малость Я России помог. Пусть она позабудет Про меня без труда, Только пусть она будет Навсегда, навсегда… Идут белые снеги,. Как во все времена, Как при Пушкине, Стеньке И как после меня. Идут снеги большие, Аж до боли светлы, И мои и чужие Заметая следы… Быть бессмертным не в силе, Но надежда моя: Если будет Россия, Значит, буду и я… СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ   По разграбленным селам Шла орда на рысях Приторочившись к седлам  рысакосый ясак Как под темной водою Молодая ветла Русь была под ордою Русь почти не была Но однажды Как будто все колчаны без стрел Удалившийся в юрту Хан Батый захмурел. От бараньего сала От ласняшихся жен Что­то в нем угасало Это чувствовал он. И со взглядом потухшим Он сидел одинок  На сафьянных подушках Сжавшись, будто хорек Хан сопел исступленно, Скукотою томясь. И бродяжку с торбенкой Ввел угодник ­ толмачь. В горсть набравши урюка Колыхнув животом. Кто такой ?­хан угрюмо Ткнул в бродяжку перстом. Тот вздохнул: ­ Божья матерь,  То Батый, то князья, Дел игрушечных мастер Ванька Сидоров я. Из холстин дыроватых  С той торбенки своей Стал вынать деревянных Медведей и курей И в руках баловался Потешатель сердец С шебутной балалайкой  Скоморох ­ дергунец Но в игрушки вникая Умудренный как змий На матрешек вниманья  Обратил хан Батый И с тоской первобытной Хан подумал в тот миг Скольких здесь перебил он А постичь не постиг В мужичках скоморошных, Простоватых на вид, Как матрешка в матрешке Тайна в тайне сидит. Озираясь трусливо Буркнул хан толмачу ­ Все игрушки тоскливы, Посмешнее хочу. Хан добавил икнувши: ­ Перстень дам и коня, Но чтоб эта игрушка, Просветлила меня. Думал Ванька про волю Про судьбу про свою И кивнул головою: ­ Сочиню, просветлю. Шмыгал носом он грустно, Но явился в свой срок. ­ Сочинил я игрушку, Ванькой­встанькой нарек. На кошме некичливо, Стал простетский, не злой. Но дразняще качливый Мужичок удалой. Хан прижал его пальцем И ладонью помог Ванька­встанька попался, Ванька­встанька прилег. Хан свой палец одернул Но силен хоть и мал Ванька­встанька задорно Снова на ноги встал. Хан игрушку с размаха Вмял в кошму сапогов И знобея от страха Заклинал шепотком. Хан сапог отодвинул, Но держась за бока Ванька­встанька вдруг  вынырнул из под носка Хана страхом шатало И велел он скорей От Руси, от шайтана Повернуть всех коней И теперь уж отмаясь, Положенный вповал Ванька Сидоров – мастер У дороги лежал. Он лежал, отсыпался Руки белые врозь Василек между пальцев Натрудившихся рос. А в пылище прогорклой Так же мал да удал С головенкою гордой Ванька­встанька стоял Из под стольких кибиток Из под стольких копыт Он вставал не убитый,  только временно сбит. Опустились туманы На лугах заливных И ушли басурманы Будто не было их. Ну а Ванька остался Как остался народ И душа Ваньки­встаньки В каждом русском живет Мы народ Ванек­встанек Нас не бог уберег Нас давили, топтали Столько разных сапог Они знали: Мы Ваньки Нас хотели покласть, Но о том что мы Встаньки,  Забывали, платясь. Мы народ Ванек­встанек Мы встаем, так в серьез Мы от бед не устанем Не поляжем от слез И смеется не вмятый Не затоптанный в грязь Мужичок хитроватый  Чуть по­ка­чи­ва­ясь.

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Проблема человеческой свободы в поэме Пушкина «Цыганы»"  (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017