Конспект урока по литературе "С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи".
Оценка 5

Конспект урока по литературе "С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
05.01.2017
Конспект урока по литературе "С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи".
Тема урока: С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи. (Слайд 1) Цель: ознакомить учащихся с творческой и краткой личной биографией С. Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; дать понятие метафоры. Задачи урока: • воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к Родине, эмоциональную отзывчивость; • обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы. • развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать; навыки анализа поэтического произведения.
Урок по теме стихи есенина.docx

Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель русской литературы МОУ Красногорская СОШ Пильнинского района Нижегородской области

Тип: комбинированный

Класс: 6

Тема урока: С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи.                       (Слайд 1)
Цель:
ознакомить учащихся с творческой и краткой личной биографией С. Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать  умение высказывать свои мысли; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; дать понятие метафоры.

Задачи урока:

  • воспитывающая: воспитывать любовь к природе, к Родине, эмоциональную отзывчивость;
  • обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы природы.
  • развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать; навыки анализа поэтического произведения.

Дидактическое поле урока: иллюстрации учащихся к стихотворениям С.А.    Есенина, портрет С.А. Есенина, учебник, тетради, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», сборник стихов С. Есенина.

Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор;    компьютерная презентация урока; в mp3 формате песни на стихи С.А. Есенина, стихотворение в исполнении автора и видеоролик.

                                              Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель читает отрывки из стихотворений С. Есенина

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С. Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся и с зимой, и с весной, и с осенью.

(Анализ детских иллюстраций).

- Что такое тропы? Что к ним относится?

(Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, инверсия и др.)                                   (Слайд 2)

- Давайте, ребята, подумаем, что такое метафора?

-Метафора –это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. (Приводят примеры).

 (Чтение статьи из учебника «О метафоре»).

-А самое главное – мы с вами отправимся в путешествие в Рязанскую губернию, на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, познакомимся с творческой и личной биографией этого замечательного человека.

III. Знакомство с биографией С. Есенина                                     (Слайд 3)

  (Рассказывает подготовленный ученик)
           Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в Рязанской губернии в крестьянской семье.   Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой.   Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
         А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.  Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза».
       Он закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты».          (Слайд 4)
          Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
 Он становится популярным поэтом того времени.
           В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком,  который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Потом Есенин  издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным.                                                        (Слайд 5)
          В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. Неоднократно женился, но браки не были долговечными. Он был женат на  американской танцовщице Айседоре Дункан . Через полгода они поженились, но тоже расстались.                                                                                            ( Слайд 6)

          В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы.
         В конце ноября 1925 поэт трагически погиб в Ленинграде.    (Слайд 7)

           Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет, даже несмотря на это он после себя оставил много замечательных стихотворений, которые актуальны и в нынешнее время.

           Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.

IV. Слово учителя

             Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.

     Всё написанное им проникнуто "чувством Родины".

 

              Чтение эпиграфа.                                                                      (Слайд 8)

 

     Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.   

                                                                                                             С.А. Есенин

          – Заметим, "не тема", а "чувство". Есенин – национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни есть русской деревне, что писал о родном крае, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

          -Есенин писал лирические стихотворения. Лирическими называются стихотворения, в которых  автор выражает свои чувства, переживания. Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора.                                                    (Слайд 9)

            -На стихи Есенина сложено много песен. (Перечисляю)          (Слайд 10)

            -Ребята, послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого автора.                                                                  (Слайд11)

 

V. Работа со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает»        (Слайд 12)                                                                                    

(Ученик рассказывает наизусть  стихотворение «Поет зима-аукает» )

   -А теперь, ребята, послушайте песню.      (Видеоролик)                (Слайд 13)  Лингвистическое комментирование                                                (Слайд 14)                                                      

Стозвон сосняка- звенящая морозная тишина

Пташка – маленькая птичка

Ставни  — изготовленные из дерева, или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно                                     (Слайд 15)

Анализ стихотворения

-Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал, ее не понаслышке. В его биографии интересный факт, когда в январе 1910года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шел он пешком, лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом.
-Стихотворение построено на контрастах и идет как бы волнами.

-Есенин придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь – стозвон. Стозвон сосняка здесь обозначает звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздается в абсолютной тишине стозвонным эхом.             (Слайд 16)

-А дальше в стихотворении идет резкий контраст. Контраст – это противопоставление явлений, понятий, образов и др.

-Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.

-А где вы еще в стихотворении видите контраст?

-Какими словами завершается стихотворение?

 -А завершается стихотворение светло, с надеждой. И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная красавица весна. Обратите внимание на часто повторяющуюся солнечную букву с.

(Работа над изобразительно-выразительными средствами языка).

VI. Работа над стихотворением С. Есенина «Черемуха» 
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».
(Ученик читает наизусть стихотворение «Черемуха»)                       (Слайд 17)   

   - А теперь, ребята, послушайте песню.                                             (Слайд 18)     
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
-Какие чувства возникли у вас?
 Лингвистическое комментирование                                              (Слайд 19)
Медвяная
– запах меда (черемуха – медоносное растение)
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Проталинка- место, где растаял снег, и открылась земля
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

Анализ стихотворения.                                                                       (Слайд 20)
- Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, инверсии, метафоры, сравнения, олицетворения.
 – Эпитеты образное художественное определение предмета
(ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая, черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею)
 – Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
( ветки золотистые, что кудри завила)
- Почему автор использует такое сравнение?
– Метафора - это перенос значений на основе сходства
.

(ветки золотистые, зелень  в серебре, ручей серебряный)
 – Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо
(роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет)
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (вначале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

VII. Работа над стихотворением «Нивы сжаты, рощи голы…»(Слайд 21)

– Какое время года описывает поэт? (Осень)

– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

 (И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

–  В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

VIII. Работа с карточками.                                                                (Слайд 22)

IX. Итог урока. Домашнее задание                                                  (Слайд 23)
-Дома выучить любое стихотворение Есенина наизусть.

-Составьте синквейн со словом ОСЕНЬ.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Колокольчик среброзвонный

Ты поешь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.

Пусть не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.

О товарищах веселых

 О полях посеребренных
Загрустила, словно голубь,
Радость лет уединенных.

Ловит память тонким клювом
Первый снег и первопуток.
В санках озера над лугом
Запоздалый окрик уток.

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

 

Песни, песни, о чем вы кричите

Иль вам нечего больше дать?
Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.

Я хочу быть тихим и строгим.
Я молчанью у звезды учусь.
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

 

Душа грустит о небесах

Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

 

Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблён в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на берёзке подол.

 

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

 


 

Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель русской литературы

Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель русской литературы

Седые облака. - Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа,

Седые облака. - Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа,

Московского городского народного университета имени

Московского городского народного университета имени

Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора

Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора

А завершается стихотворение светло, с надеждой

А завершается стихотворение светло, с надеждой

Сам автор как бы заново всматривается в нее

Сам автор как бы заново всматривается в нее

Тихо струится река серебристая

Тихо струится река серебристая

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком,

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017