Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна, учитель русской литературы МОУ Красногорская СОШ Пильнинского района Нижегородской области
Тип: комбинированный
Класс: 6
Тема урока: С. А. Есенин. В гостях у поэта. Стихи.
(Слайд 1)
Цель: ознакомить учащихся с творческой и краткой личной биографией С.
Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать
умение высказывать свои мысли; совершенствовать навыки выразительного чтения и
анализа поэтического текста; дать понятие метафоры.
Задачи урока:
Дидактическое поле урока: иллюстрации учащихся к стихотворениям С.А. Есенина, портрет С.А. Есенина, учебник, тетради, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь», сборник стихов С. Есенина.
Техническое оснащение: компьютер; мультимедийный проектор; компьютерная презентация урока; в mp3 формате песни на стихи С.А. Есенина, стихотворение в исполнении автора и видеоролик.
Ход
урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
Учитель читает отрывки из стихотворений С. Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С. Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся и с зимой, и с весной, и с осенью.
(Анализ детских иллюстраций).
- Что такое тропы? Что к ним относится?
(Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, инверсия и др.) (Слайд 2)
- Давайте, ребята, подумаем, что такое метафора?
-Метафора –это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. (Приводят примеры).
(Чтение статьи из учебника «О метафоре»).
-А самое главное – мы с вами отправимся в путешествие в Рязанскую губернию, на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, познакомимся с творческой и личной биографией этого замечательного человека.
III. Знакомство с биографией С. Есенина (Слайд 3)
(Рассказывает подготовленный ученик)
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился в Рязанской губернии в
крестьянской семье. Родителям мальчика пришлось уехать в
город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка
очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук
растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил
всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки,
смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то
особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие
из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое
опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза».
Он закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г.,
продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из
которой вышел «учителем школы грамоты». (Слайд 4)
Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной
лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д.
Сытина. В это же время Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское
отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского
(1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы
стихотворения Есенина. Он становится популярным поэтом того
времени.
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком,
который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского
поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Потом
Есенин издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его
известным. (Слайд 5)
В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. Неоднократно
женился, но браки не были долговечными. Он был женат на американской
танцовщице Айседоре Дункан . Через полгода они поженились, но тоже расстались.
(
Слайд 6)
В период 1923-1925 годов были Есениным
созданы его лучшие стихотворения и поэмы.
В конце ноября 1925 поэт трагически погиб в Ленинграде. (Слайд
7)
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет, даже несмотря на это он после себя оставил много замечательных стихотворений, которые актуальны и в нынешнее время.
Село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
IV. Слово учителя
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел.
Всё написанное им проникнуто "чувством Родины".
Чтение эпиграфа. (Слайд 8)
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.
С.А. Есенин
– Заметим, "не тема", а "чувство". Есенин – национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни есть русской деревне, что писал о родном крае, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
-Есенин писал лирические стихотворения. Лирическими называются стихотворения, в которых автор выражает свои чувства, переживания. Лирический герой – образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора. (Слайд 9)
-На стихи Есенина сложено много песен. (Перечисляю) (Слайд 10)
-Ребята, послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого автора. (Слайд11)
V. Работа со стихотворением С. Есенина «Поет зима-аукает» (Слайд 12)
(Ученик рассказывает наизусть стихотворение «Поет зима-аукает» )
-А теперь, ребята, послушайте песню. (Видеоролик) (Слайд 13) Лингвистическое комментирование (Слайд 14)
Стозвон сосняка- звенящая морозная тишина
Пташка – маленькая птичка
Ставни — изготовленные из дерева, или другого материала полотнища, частично или полностью закрывающие окно (Слайд 15)
Анализ стихотворения
-Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и
чувствовал, ее не понаслышке. В его биографии интересный факт, когда в январе
1910года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в
Константиново. И шел он пешком, лесами, а это около 80 километров. Обратите
внимание, что стихотворение датируется именно этим годом.
-Стихотворение построено на контрастах и идет как бы волнами.
-Есенин придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь – стозвон. Стозвон сосняка здесь обозначает звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздается в абсолютной тишине стозвонным эхом. (Слайд 16)
-А дальше в стихотворении идет резкий контраст. Контраст – это противопоставление явлений, понятий, образов и др.
-Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.
-А где вы еще в стихотворении видите контраст?
-Какими словами завершается стихотворение?
-А завершается стихотворение светло, с надеждой. И снится им прекрасная в улыбках солнца ясная красавица весна. Обратите внимание на часто повторяющуюся солнечную букву с.
(Работа над изобразительно-выразительными средствами языка).
VI. Работа над стихотворением С. Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие
чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со
стихотворением «Черемуха».
(Ученик читает наизусть стихотворение «Черемуха») (Слайд
17)
- А
теперь, ребята, послушайте песню.
(Слайд 18)
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
-Какие чувства возникли у вас?
Лингвистическое комментирование (Слайд
19)
Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение)
Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху
Проталинка- место, где растаял снег, и открылась земля
Вкрадчиво – осторожно, доверительно
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
Анализ
стихотворения. (Слайд
20)
- Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их понимание.
(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?
(Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, инверсии, метафоры,
сравнения, олицетворения.
– Эпитеты образное художественное определение предмета
(ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая, черемуха душистая, роса
медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею)
– Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
( ветки золотистые, что кудри завила)
- Почему автор использует такое сравнение?
– Метафора - это перенос значений на основе сходства.
(ветки
золотистые, зелень в серебре, ручей серебряный)
– Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое
существо
(роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет)
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на
черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся
внимательнее. (во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не
в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (вначале
– струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки,
под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( время прошло – черемуха распустилась,
расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во
времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?
VII. Работа над стихотворением «Нивы сжаты, рощи голы…»(Слайд 21)
– Какое время года описывает поэт? (Осень)
– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?
– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).
– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)
– А какой тон? (Напевный, грустный)
– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)
– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)
– Какой это приём? (Олицетворение)
– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)
(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)
– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)
– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
VIII. Работа с карточками. (Слайд 22)
IX. Итог урока. Домашнее задание
(Слайд 23)
-Дома выучить любое стихотворение Есенина наизусть.
-Составьте синквейн со словом ОСЕНЬ.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою
розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Колокольчик среброзвонный
Ты поешь? Иль сердцу
снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
Пусть
не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.
О товарищах веселых
О
полях посеребренных
Загрустила, словно голубь,
Радость лет уединенных.
Ловит
память тонким клювом
Первый снег и первопуток.
В санках озера над лугом
Запоздалый окрик уток.
На
раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей
все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Песни, песни, о чем вы кричите
Иль
вам нечего больше дать?
Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.
Я
хочу быть тихим и строгим.
Я молчанью у звезды учусь.
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире
странник -
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Душа грустит о небесах
Она не здешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То
сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблён в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на берёзке подол.
Я покинул родимый дом
Голубую
оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою
лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.