Конспект урока по литературе:,,Фауст и Гете"8 класс

  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

« Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении. ЦЕЛЬ: раскрыть понимание автором признания величия человека; развивать мыслительную деятельность учащихся; учить делать выводы. « Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении. Иоганна Вольфганга Гете называют королем поэзии. Над произведением «Фауст», которое принесло автору мировую славу, Гете работал 57 лет. После завершения работы над трагедией Гете записал в своем дневнике: «Я закончил работу над произведением всей своей жизни».
Иконка файла материала конспект.docx
« Фауст» ­ величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и  смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.  ЦЕЛЬ: раскрыть понимание автором признания величия  человека; развивать мыслительную деятельность учащихся; учить  делать выводы. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Гете,  текст «Фауста», опорная  таблица, репродукция картины Малевича «Черный квадрат», музыка  из оперы Шарля Гуно, написанная на сюжет первой части трагедии  «Фауст» в исполнении учеников музыкальной школы п. Партенит.  ХОД УРОКА 1.Звучит музыка. Учитель читает отрывок «В начале было слово…»  на немецком языке, а ученица – на русском.  2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ­Иоганна Вольфганга Гете называют королем поэзии. Над  произведением  «Фауст», которое принесло автору мировую славу,  Гете работал 57 лет. После завершения работы над трагедией Гете  записал в своем дневнике: «Я закончил работу над произведением  всей своей жизни».   « Фауст» ­ величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и  смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.  ЦЕЛЬ: раскрыть понимание автором признания величия  человека; развивать мыслительную деятельность учащихся; учить  делать выводы В конце урока каждый из вас найдет свое  определение «истины». Работа с опорной таблицей  ИСТИНА – РАЗУМ, ДВИЖЕНИЕ? («Деяние – начало бытия») ИСТИНА – УВОДИТ В ПУСТОТУ, В САМОРОЗРУШЕНИЕ…  ИСТИНА­...3. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА 1.Произведение создано в эпоху Просвещения.  ­Какие основные принципы эпохи Просвещения? (Культ разума,  критическое отношение к действительности).  Гете в своем произведении ставит философский вопрос:  «Какое место занимает человек в новой эпохе, смысл его жизни?»,  решает проблему пассивного и активного разума. (Работа с опорной таблицей).  2. Чтобы понять, как Гете отвечает на поставленные вопросы,   обратимся к композиции произведения. Она своеобразна, состоит из  внешней и внутренней.  Внешняя: два пролога и две части (Пролог возможен в  эпическом произведении, а не в драматическом, но использовался в  древнегреческой трагедии). Внутренняя: основана на резком контрасте «верхов» и «низов». Первая часть не разбита на действия, а есть только сцены,  вторая часть – 5 действий делает произведение громоздким, т. е.  Гете написал несценическую пьесу (в театре ставилась только  первая часть). Учитывая все сказанное, давайте определим жанр  произведения. (Сообщение ученика).  На доске ­ ТРАГЕДИЯ  ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА ФИЛОСОФСКАЯ ТРАГЕДИЯ ­ Один из исследователей творчества Гете Аникст писал:  «Фауст» сочетает элементы трех главных родов литературы –  лирики, драмы, эпоса.»3.Драматическое произведение решает конфликт. ­Кокой конфликт в трагедии? ( Конфликт не на бытовом уровне, а  конфликт мировоззрений) Работа с таблицей (цитаты). 4. Анализ пролога на небесах. 5. Образ Фауста (Сообщения учеников) ­ Что вызывает недовольство Фауста? ­Как он намерен жить, закончив пари с Мефистофелем? (Монологи) Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место в  нем человека с помощью науки, Фауст решает умереть. Услышав  пасхальный звон, он опускает чашу: ни религия, ни вера  останавливает его, а воспоминания о детстве. «Не имею веры», «могу ли верить». Науки, которые изучал Фауст, не приблизили его к  познанию истины. «ДЕЯНИЕ – ОСНОВА БЫТИЯ» ­ одна из основных мыслей  произведения, и важную роль в развитии этой основной идеи играет  Мефистофель. ОБРАЗ МЕФИСТОФИЛЯ (сообщения ученика) ­Какую роль отвел Бог Мефистофелю, какую роль он вызвался  исполнять сам, и какова была его истинная роль в судьбе Фауста? ­Мефистофель стремится сбить Фауста с намеченного пути, вселить  в него сомнение (кухня ведьм, винный погребок, устраивает встречу с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о  долге перед истиной). ПАРИ. Мефистофель потопить высокие стремления Фауста в потоке  низменных удовольствий, чтобы, наконец, захотелось остановитьмгновение. Это и будет победой Мефистофеля – он тем самым  докажет, что ничтожен.  «Мгновенье, ты прекрасно, остановись!» Эти слова означали  бы, что Фаусту ничего не надо. Мефистофель – не отрицательней герой, а сложный и  многозначительный. Гете однажды заметил, что Фауст и  Мефистофель воплощают разные грани его собственного Я (душа и  сомнения).  Своими сомнениям, насмешками, грубым, циничным отношением  к жизни Мефистофель заставляет Фауста спорить, бороться,  отстаивать свои взгляды и тем самым идти вперед. Своим  отрицанием Мефистофель все разрушает и тем самым заставляет  разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную  истину. ­ Что оказывается сильнее зла? (сильнее зла ­ добро,  разрушения – созидание, смерти – жизнь) СУХА, МОЙ ДРУГ, ТЕОРИЯ,  А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕТ. Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст  ищет истину, созидая, и стремится принести добро людям.  Мефистофель зло и разрушение. 6.История Фауста и Маргариты.  В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как  источнику нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь автор дорисовывает образ Фауста. (Чтение учеником стихотворения Гете о любви) Совращение девушки продумано чертом. ­Какова Маргарита по первому впечатлению?( Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Говорит, что ценит в  ней невинность, простоту, смиренье, скромность. Фауст говорит  Маргарите о своей любви, но в это момент заблуждается, не находит  счастья в любви Умирая, Валентин говорит Марго о ее трагической участи,  грешницу ждет всеобщее презрение. Сначала она говорит: « О Боже! Брат мой, брат!» Согласно средневековому поверью: праведники  обращаются за помощью к силам небесным, а грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех. ­Виновен ли Фауст в трагедии Марго?  ( Виновен, потому что, любя Маргариту, хотел быть счастливым,  прежде всего сам, думая только о себе) ­ Как вы понимаете чувство ответственности, долга за тех, кого  вы любите? ­Что значит выражение «любовь не дает крыльев»? (Сравнение  с тургеневской Асей «Крылья у меня выросли, только лететь некуда») ­ Кто из писателей и в каких  произведениях исследовал тему  любви, не освященной узами брака? ( Шевченко «Катерина») Эпизод с Марго важен был для Гете потому, что он смог  показать, что и любовь к женщине не помогла Фаусту найти смысла в жизни, и он не сказал своих «вещих слов». 7. 2 ЧАСТЬ ТРАГЕДИИ. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. Во второй части, написанной в последнее десятилетие жизни,  нет бытовых сцен, а преобладают символические образы. Фауст состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший,  восклицает: «Лишь тот достоин жизни свободы, кто каждый день  идет за них на бой».  Фауст осуществляет смелый проект преобразования природы.  Осушается часть моря, и на отвоеванной части строится город  (цитаты).Фауст умирает, так и не сказав слов, которых ждал  Мефистофель. Он проиграл пари. Мефистофелю не удалось  доказать ничтожество человека. Совершая ошибки, страдая и мучаясь, Фауст достиг цели, понял, в чем заключается смысл человеческой жизни на земле. Бог­ творец,  человек – создает, трудясь. 8 .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В 1913, или в 1914,  или в 1915 году, в какой именно день –  неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир  Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 см., закрасил его белой  краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.  Проделав эту простейшую операцию,  Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной,  самой пугающей картины на свете – « Черного квадрата».  Несложным движением кисти он раз и навсегда провел  непроходимую черту. Обозначил пропасть между новым и старым  искусством, между человеком и тенью, между жизнью и смертью.  Между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Ноль почему­то оказался квадратным, и это простое открытие  – одно из самых странных событий в искусстве за всю историю его  существования В конце 1915 года на выставке футуристов Малевич развесил  свои картины обычным образом. Но «Черному квадрату»  предназначил особое место в углу, под потолком, о там, где принято  вешать икону. Малевич назвал  свою картину «иконой нашего  времени». Вместо окна в вечную жизнь – окно во мрак.  Может и трагедию Гете можно считать светлой иконой всех  времен…(Определение, что такое истина, ребята определяют поднятием  черного или белого квадратов­ карточек, обращаясь к таблице, или  дают свое определение ИСТИНЫ) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Ответить на вопрос «Если я  Фауст, то в чем я буду искать смысл  своей жизни?»   .