Конспект урока по литературному чтению

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автор предлагает разработку урока по литературному чтению для учащихся 2 класса, по теме: Ненецкая народная сказка "Белый медведь и бурый медведь". Основная идея урока показать приемы работы с текстом, способствующие развитию творческих способностей обучающихся и знакомство с творчеством народов Севера.
Иконка файла материала Конспект урока.doc
Литературное чтение  во 2 классе  (УМК «Начальная школа 21 века»)    Учитель: Паздерина Л. Ю.  Тема: ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь» Цели: ознакомить уч­ся с новой сказкой Задачи:   отрабатывать навыки выразительного чтения;  развивать: умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память;  воспитывать интерес к творчеству народов Севера  Оборудование: фотографии медведей, книги народов Севера, карточки –  шифровки, иллюстрации к сказке для картинного плана, Ход урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний  ­ Назовите тему раздела, которым мы изучаем. ­ Расшифруйте, о каких животных пойдет речь на сегодняшнем уроке.   Б         Ы         М        У           В             Д           И         Е           Р        Л 1 ряд                                     2 ряд 3 ряд ­ Действительно речь пойдет о белом и буром медведях (на экране телевизора  появляются изображения бурого и белого медведей). Могут ли в дикой  природе встретиться эти звери? Почему?  (Нет, живут в разных природных  зонах) ­ А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться?  (В зоопарке, в  цирке, в сказке) 1­ Что такое сказка?  (Сказка – произведение народного или литературного  характера. В сказке всегда есть вымысел.) ­ На какую тему должны быть сказки?  (О животных) ­ Назовите 2­3 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей. («Три  медведя», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д.) ­ Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с  вами знаем, что Россия ­ многонациональное государство и у каждого народа  свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы  познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного  края – ненцы. Некоторые из них проживают недалеко от  нас на территории  Ямало­Ненецкого округа и Тюменской области.  Главные наши задачи на урок: познакомится с творчеством народов Севера, научится читать и пересказывать сказку, составить план сказки, придумать   свою сказку. 3. Первичное восприятие ­ Откройте учебники на стр. 17. (Учитель читает сказку, учащиеся следят,  отмечают непонятные слова и выражения) 4. Беседа ­ Как начинается произведение? ­ Что произошло дальше? ­ Вы волновались? Когда? Почему? ­ Как заканчивается произведение? 5. Словарная работа + развитие навыка чтения 2­3 человека работают со словарями (шерсть стала дыбом, одолеть и не  одолеть, увертливый) класс игра «Доскажи словечко» лес…                  хо…. мор…                 жи…. льди….              де… силь….              дру…. бра….                ме…. игра «Читай по стрелке» Однажды                          лесной                               бурый              медведь                    пошел              на                        север                     к                                                    морю Ученики, которые работали со словарями, объясняют значение слов. 6. Повторное чтение и анализ текста а) составление плана ­ Прочитайте сказку, разделите текст на части (работа в парах). 2­ Чтение и обсуждение частей подбор заголовков. Составление картинного  плана. (смотри рисунки № 1,2,3)          б) чтение по ролям ­ В сказке медведи ведут между собой разговор. Как называется разговор двух или нескольких лиц?  (Диалог) ­ Как настроены наши герои по отношению друг к другу? (Как складываются  отношения м/д героями на протяжении всей сказки?) Начало (грубо, зло) Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Когда она у тебя была, земля то? Твое место море. Середина (уважение друг к другу) Ты, белый, оказывается, сильнее. Но ловчее, увертливее. Верно, мы братья. Конец (дружелюбие, признание, договор) Мне нечего делать в твоих льдах А мне нечего делать в твоих лесах. в) групповая работа 5 минут 1 группа (рекламный отдел) ­ Подготовить рекламу сказки. 2 группа (издательский отдел) ­ Составить модель обложки. 3 группа (творческий отдел) ­ Пересказать сказку или сыграть. 4 группа (отдел сказок) ­ Использовать лишний кадр и сочинить свою сказку.  (смотри рисунок № 4) г) Отчет (выступление) групп д) выделение главной мысли ­ Поэт В. Маяковский говорил: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки 3вывод!» ­ Какова главная мысль сказки?  (Найдите и прочитайте его в сказке) (С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море) ­ Почему это случилось? (так решили, жарко ­ холодно, есть нечего, чтоб не  мешать друг другу) ­ На земле всем должно хватать места. Все должны жить в мире и согласии. 7. Итог урока ­ Назовите народ, который сочинил эту сказку.  ­ Как называется сказка? ­ Какие были поставлены цели и сумели ли мы их выполнить? (цветовой  индекс) ­ Что из сегодняшнего урока вы бы взяли в будущие уроки? 8. Домашнее задание ­ Рекомендую продолжить знакомство со сказками народов Севера и выбрать  произведение из книги «Сказки народов Севера». По желанию прочитать,  пересказать или нарисовать рисунок к сказке. 4