Автор предлагает разработку урока по литературному чтению для учащихся 2 класса, по теме: Ненецкая народная сказка "Белый медведь и бурый медведь". Основная идея урока показать приемы работы с текстом, способствующие развитию творческих способностей обучающихся и знакомство с творчеством народов Севера.
Конспект урока.doc
Литературное чтение во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)
Учитель: Паздерина Л. Ю.
Тема: ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь»
Цели: ознакомить учся с новой сказкой
Задачи:
отрабатывать навыки выразительного чтения;
развивать: умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память;
воспитывать интерес к творчеству народов Севера
Оборудование: фотографии медведей, книги народов Севера, карточки –
шифровки, иллюстрации к сказке для картинного плана,
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Назовите тему раздела, которым мы изучаем.
Расшифруйте, о каких животных пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Б Ы М У В Д И Е Р Л
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Действительно речь пойдет о белом и буром медведях (на экране телевизора
появляются изображения бурого и белого медведей). Могут ли в дикой
природе встретиться эти звери? Почему? (Нет, живут в разных природных
зонах)
А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться? (В зоопарке, в
цирке, в сказке)
1 Что такое сказка? (Сказка – произведение народного или литературного
характера. В сказке всегда есть вымысел.)
На какую тему должны быть сказки? (О животных)
Назовите 23 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей. («Три
медведя», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д.)
Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с
вами знаем, что Россия многонациональное государство и у каждого народа
свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы
познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного
края – ненцы. Некоторые из них проживают недалеко от нас на территории
ЯмалоНенецкого округа и Тюменской области.
Главные наши задачи на урок: познакомится с творчеством народов Севера,
научится читать и пересказывать сказку, составить план сказки, придумать
свою сказку.
3. Первичное восприятие
Откройте учебники на стр. 17. (Учитель читает сказку, учащиеся следят,
отмечают непонятные слова и выражения)
4. Беседа
Как начинается произведение?
Что произошло дальше?
Вы волновались? Когда? Почему?
Как заканчивается произведение?
5. Словарная работа + развитие навыка чтения
23 человека работают со словарями (шерсть стала дыбом, одолеть и не
одолеть, увертливый)
класс игра «Доскажи словечко»
лес… хо….
мор… жи….
льди…. де…
силь…. дру….
бра…. ме….
игра «Читай по стрелке»
Однажды лесной бурый
медведь пошел на север
к морю
Ученики, которые работали со словарями, объясняют значение слов.
6. Повторное чтение и анализ текста
а) составление плана
Прочитайте сказку, разделите текст на части (работа в парах).
2 Чтение и обсуждение частей подбор заголовков. Составление картинного
плана. (смотри рисунки № 1,2,3)
б) чтение по ролям
В сказке медведи ведут между собой разговор. Как называется разговор двух
или нескольких лиц? (Диалог)
Как настроены наши герои по отношению друг к другу? (Как складываются
отношения м/д героями на протяжении всей сказки?)
Начало (грубо, зло)
Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Когда она у тебя была, земля то? Твое место море.
Середина (уважение друг к другу)
Ты, белый, оказывается, сильнее. Но ловчее, увертливее.
Верно, мы братья.
Конец (дружелюбие, признание, договор)
Мне нечего делать в твоих льдах
А мне нечего делать в твоих лесах.
в) групповая работа 5 минут
1 группа (рекламный отдел)
Подготовить рекламу сказки.
2 группа (издательский отдел)
Составить модель обложки.
3 группа (творческий отдел)
Пересказать сказку или сыграть.
4 группа (отдел сказок)
Использовать лишний кадр и сочинить свою сказку. (смотри рисунок № 4)
г) Отчет (выступление) групп
д) выделение главной мысли
Поэт В. Маяковский говорил: «Сказка сказкою, а вы вот сделайте из сказки
3 вывод!»
Какова главная мысль сказки? (Найдите и прочитайте его в сказке)
(С тех пор хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море)
Почему это случилось? (так решили, жарко холодно, есть нечего, чтоб не
мешать друг другу)
На земле всем должно хватать места. Все должны жить в мире и согласии.
7. Итог урока
Назовите народ, который сочинил эту сказку.
Как называется сказка?
Какие были поставлены цели и сумели ли мы их выполнить? (цветовой
индекс)
Что из сегодняшнего урока вы бы взяли в будущие уроки?
8. Домашнее задание
Рекомендую продолжить знакомство со сказками народов Севера и выбрать
произведение из книги «Сказки народов Севера». По желанию прочитать,
пересказать или нарисовать рисунок к сказке.
4
Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.