Конспект урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
17.07.2019
Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению "Занимательная викторина «Волшебный цветок» по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек". Программа "Школа России". Это сказка волшебная, красивая, о любви. В ней любовь побеждает зло. Девушка за доброту и заботу полюбила чудище. Любовь растопила чары злой колдуньи, и чудище оказалось прекрасным принцем.
28 Занимательная викторина «Волшебный цветок» Аксаков.docx
МОУ Новосельская ООШ Занимательная викторина «Волшебный цветок» по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек",  к 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова 4 класс Провела: Постникова Н.В. 28.12.2016г Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки,  доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным,  справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок. Задачи:  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке  С.Т.Аксакова. 2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь. 3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности. 4. Воспитать любовь к сказкам разных писателей, устному народному творчеству,  потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи. 1. Творчество С.Т.Аксакова. Дорогие ребята! Сегодня мы снова окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В  этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.  Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая  сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем  Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей  и даже взрослых. В этом году мы отмечаем 225­летний юбилей С.Т.Аксакова. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791­1859), писатель, прозаик.  Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство  провел в имении Ново­Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского  суда.  Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский  университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать  стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по  составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и  театральная жизнь столицы. Завел широкий круг знакомств. В 1816 женился на  О.Заплатиной и уехал в свое родовое имение Ново­Аксаково. У Аксаковых было десять  детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание. В 1826 Аксаковы переселились в Москву, где с 1827­1832г. Аксаков исполнял обязанности цензора, но главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности,  активно выступал как критик. Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево стали своеобразным культурным  центром, где встречались писатели и актеры, журналисты и критики, историки и  философы. В пятидесятые годы его здоровье резко ухудшилось. Надвигалась слепота, но он  продолжал работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги —  "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова­внука" (1858), написанные на основе  детских воспоминаний и семейных преданий. С.Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.)  1859 в Москве.   Сказку   «Аленький  цветочек»  писатель Сергей Тимофеевич Аксаков услышал ее  в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом уже взрослым: «Скорому   выздоровлению  моему  мешала  бессонница...  По совету тетушки, позвали  один раз ключницу Пелагею, которая была великая  мастерица  сказывать  сказки  и   которую даже покойный дедушка любил слушать...  Пришла  Пелагея,  немолодая,  но  еще  белая,  румяная...  села  у  печки  и  начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве,  в некиим государстве..." Нужно  ли  говорить,  что я не заснул до окончания сказки, что,  напротив, я не спал долее обыкновенного? На  другой  же  день  выслушал  я  в другой раз  повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея    ежедневно  рассказывала  мне  какую­нибудь  из  своих многочисленных сказок.   Впервые она была напечатана в 1858 году  и  с  тех  пор стала у нас любимой сказкой. 2. Викторина «Волшебный цветок» Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее  героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем "сорвать заветный  аленький цветочек", приносящий счастье. 1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? (Сергей Тимофеевич Аксаков) 2.Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек) 3.Какими чисто российскими товарами торговал отец?  (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое) 4.Как звали дочерей купца?  (Старшая­ Прасковея, средняя дочь ­ Марфа, младшая дочь – Настенька) 5.Что попросила привезти из дальних стран младшая дочь купца?(Аленький цветочек) 6.Какие подарки попросили у купца две другие дочери?  (Средняя ­ золотой венец из каменьев самоцветных ­ у заморской королевишны в  темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими).  (Старшая ­ «тувалет» из хрусталя восточного ­ у дочери короля персидского в терему  каменном, на горе каменной, за семью дверями  железными, за семью замками  немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.) 7.От кого бежал купец в тёмные леса? (От разбойников басурманских, турецких да  индейских: «Вот едет он путем­дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим,  по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские,  турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны  богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса»).  8.Что нашел купец, блуждая по лесу? ( Дворец королевский: «Выходит он под конец на  поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а  дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных,  весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам  смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой  никогда он не слыхивал»). 9.Где рос аленький цветочек?( На зеленом пригорке в саду: « И вдруг видит он, на  пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни  в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко  тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у  купца, и возговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, какого нет краше ни  белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая»). 10.Что потребовал зверь лесной, чудо морское в обмен на жизнь купца?  ( Дочь пригожую: « Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною,  подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки,  что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей  никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем»).  11.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома? (Золотой перстень: « Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый  мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома  пробыть три дня и три ночи»). 12.Что стало с сорванным аленьким цветочком в саду у зверя лесного, чуда  морского? (Прирос к стеблю прежнему: «И вынула она тот аленький цветочек из  кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и  прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего»). 13.Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? (Исполнялись все ее желания) 14.Сколько дней дал зверь лесной девушке на свидание со своим отцом и сестрами? («За час до истечения 3 дней и 3 ночей») 15.Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в  гости? (Сундуки с богатыми нарядами.) 16.Что сделали старшие сестры, чтобы помешать вернуться своей младшей сестре вовремя  во дворец к зверю лесному, чуду морскому? (Перевели стрелки часов на час назад: « А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад  поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая»). 17.На какой палец нужно было надеть золотой перстень, чтобы вернуться во дворец зверя  лесного, чуда морского? (На правый мизинец) 18.Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?(Двенадцатой) 19.Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.(Зверь лесной, чудо морское) 20.В кого превратился зверь лесной, чудо морское?( В прекрасного принца) 21.Сколько лет провёл принц в виде зверя лесного, чуда морского? (30 лет: « И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой  дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, ты была двенадцатая»). 22.Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть ) 23. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь) 3. Разгадывание кроссворда. В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык  сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. 1 6 М Т Р И Д 2 3 Н 4 Я С В 5 А П З В У А Р 7 Ж Е Л Ц В Е Т О Ч Е А Е В В В А З Т Н И А Е Т О Ь Е Д Ц А Н Н Ы Е Н Ы Й Д Ы Й 8 Б Е С Е Д К А 1. Сколько лет добрый молодец был в облике чудовища? 2. Какой гостинец привёс отец для старшей дочери? 3. Какие птицы жили в прекрасном саду? 4. Название угощений в царстве чуда морского? 5. Каким был Аленький цветочек для чудища? 6. Название пригорка, на котором рос Аленький цветочек? 7. Каким металлом окованы сундуки купца? 8. Любимое место отдыха младшей дочери во владениях чудища? 2 3 1 4 5 7 6 8 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сколько лет добрый молодец был в облике чудовища? Какой гостинец привёс отец для старшей дочери? Какие птицы жили в прекрасном саду? Название угощений в царстве чуда морского? Каким был Аленький цветочек для чудища? Название пригорка, на котором рос Аленький цветочек? Каким металлом окованы сундуки купца? Любимое место отдыха младшей дочери во владениях чудища? 2 3 1 6 4 5 7 8

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019