Данный урок составлен в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.
Цель педагогической деятельности: создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения объяснять непонятные слова, по иллюстрации и названию предполагать, о чём рассказ.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: различать стихотворение и рассказ; заучивать наизусть маленькие отрывки из рассказа (самую красивую зарисовку природы); составлять устный рассказ по картинке; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; создавать иллюстрации по произведению.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
Н. СЛАДКОВ «ШАПКИ ДОЛОЙ!», «БЕГСТВО ЦВЕТОВ».
И. ТОКМАКОВА «ВЕСНА». В. ЛАПИН «УТРО»
Цель педагогической деятельности: создать условия для развития навыков
выразительного чтения, умения объяснять непонятные слова, по иллюстрации и
названию предполагать, о чём рассказ.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: различать стихотворение
и рассказ; заучивать наизусть маленькие отрывки из рассказа (самую красивую
зарисовку природы); составлять устный рассказ по картинке; обучающиеся
получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные
ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
создавать иллюстрации по произведению.
Метапредметные результаты
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества:
сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека;
проявляют терпение и доброжелательность,
доверие к соучастнику
деятельности.
Регулятивные УУД: анализируют собственную работу: соотносят план и
совершенные операции; оценивают уровень владения тем или иным учебным
действием (отвечают на вопрос «Что я не знаю и не умею?»).
Познавательные УУД: общеучебные – находят ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в
устной форме; логические – анализируют народные приметы и пословицы;
строят рассуждения в форме простых суждений.
Коммуникативные УУД: работают в группе; выразительно читают и
пересказывают текст; слушают и понимают речь других.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Введение в тему.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
– Отгадайте:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежникРасцветёт. (Весна.)
– Самые приметные цвета весной – яркоголубой и зелёный. Весна врывается
на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхивает изумрудной
зеленью трав, загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на
деревьях. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени
года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи, только
весной так ярко блестят зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые
лепестки цветков!
– Прочитайте в з а д а н и и 1 на с. 49 народные приметы и пословицы.
Объясните, как вы их понимаете.
II. Работа над произведением Н. Сладкова «Шапки долой!».
Коммуникативные УУД: умеют договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в столкновении интересов.
– Природа постепенно просыпается, становится весенней. Давайте прочитаем
рассказ Н. Сладкова «Шапки долой!» и узнаем, как пни весну встречают.
Чтение рассказа учащимися.
– Как выглядят пни в снегу?
– Что за шапки у пней?
– Что произошло с пнями с наступлением весны?
– Как вы понимаете выражения: «Шапки белые набекрень заломили» и
«Раззадорились»? Найдите в задании 2 значения и соедините стрелкой.
– Внимательно прочитайте з а д а н и е 3, и вы узнаете, какие пни получились у
Н. Сладкова.
– Русский народ песнями встречал весну:
* * *
Идёт матушкавесна,
Отворяйка ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай!
* * *
– Ласточка, ласточка,
Милая касатка.
Ты где была,
Ты с чем пришла?
– За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
Весна, весна красная!
Со льном высоким,
* * *Приди, весна, с радостью, С корнем глубоким,
С великой милостью,
С хлебом обильным.
– Давайте прочитаем, как видит весну И. Токмакова.
– Нарисуйте портрет весны в тетради на с. 50.
– Мы видели, как весна наступает в лесу. А какая весна там, где нет леса?
– С тёплыми лучами солнца прогревается земля, появляются первые весенние
цветы. Самый первый цветок весны – матьимачеха. Странное название, не
правда ли? Если взять в руки (но не рвать!) листочек этого цветка, то
почувствуешь, какой он снизу мягкий и тёплый, а сверху твёрдый и холодный.
Вот и назвали его «матьимачеха». Но листочки появятся не скоро.
Через восемь–десять дней после того, как раскроются золотистые корзинки
матьимачехи, начинает цвести необыкновенно красивый цветок медуница.
Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За
медовую дань и назвали этот цветок медуницей. Её ни с каким другим цветком
не спутаешь: на одном стебельке и розовые, и фиолетовые, и синие цветки
красуются. Молодые цветки розовые, а совсем старые – синие.
Ну а за медуницей зацвели и остальные раннецветущие растения. Часто в
народе их называют подснежниками, за то что начинают расти ещё зимой, под
снегом; каждый цветок берёт силу для роста из собственной кладовой:
корневища, луковицы или клубня, в которых растение с осени запасло все
необходимые питательные вещества.
К сожалению, многие раннецветущие стали очень редки. Многие из них
погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения
цветут всего несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме
всего один день, а то и меньше?
Многие растения размножаются семенами, а значит, если сорвёшь всего один
цветок, то уже через несколько лет в лесу не вырастет десяток цветов.
– Есть очень интересный рассказ о цветах, он называется «Бегство цветов».
– Давайте прочитаем рассказ Н. Сладкова и узнаем, могут ли цветы убегать?
– Прочитайте загадки в з а д а н и и 1 на с. 51 и отгадайте слова, которые будут
встречаться в рассказе.
– Прочитайте трудные слова сначала по слогам, а затем целыми словами.
Выразительное чтение рассказа Н. Сладкова «Бегство цветов».
– Что увидели утром на долине?
– На что были похожи цветы незабудки?
– Что напоминали маки?– Почему они были удивлены, что долина называется Мёртвой?
– Почему чабаны не радовались такой красоте?
– Почему они не поверили чабанам?
– Нарисуйте, какой вы видите Мёртвую поляну утром.
– Что стало происходить через несколько дней?
– Как «передвигались» цветы из долины?
– Как поднимались маки?
– Как понимаете слово «отрожки»? (Ответвления основной горной цепи.)
– Какие цветы стали отставать? Почему?
– Как изменилась погода?
– Как изменилась вершина горы?
– Почему цветы стремились к вершине горы?
– Что произошло с долиной?
– Объясните значение слов в задании 3 и соедините стрелками.
– Как вы думаете, действительно ли цветы «ушли»? Что же произошло на
самом деле?
– Прочитайте стихотворение «Утро» В. Лапина. Ответьте на вопросы,
которые задаёт вам автор. Обращайте внимание на подсказку.
III. Внеклассное чтение. Итог.
Личностные УУД:
высказывают свое отношение к изучаемым
произведениям.
В ы с т а в к а к н и г о п р и р о д е , в е с н е , ж и в о т н ы х в е с н о й .
– Какие рассказы о весне вы читали?
– Какие стихотворения о весне вы читали?
– Чем понравилось это произведение?
– Как чувствуют авторы природы?
– Какие лесные загадки они разгадывают?
– Нарисуйте весеннюю природу, которая вам понравилась.