Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. С. ЖИТКОВ «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. С. ЖИТКОВ «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: Б. С. ЖИТКОВ «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению Предметные: познакомятся с произведением Б. С. Житкова «Про обезьянку»; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения
Уроки 93-94. Б. С. Житков Про обезьянку.docx

Уроки 93–94. Б. С. Житков «Про обезьянку»
(учебник, с. 83–97; рабочая тетрадь, с. 69)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
Б. С. Житкова «Про обезьянку»;

научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям

Личностные:

осознают эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. Житкова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, руч-

Умеют слушать в соответстви


Продолжение табл

1

2

3

4

 

•  На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все видят.

•  Уши внимательно слушают все слышат.

•  Голова хорошо думает.

 

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок литературного чтения

ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

 

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Послушаем краткий пересказ по составленному плану.

– Расскажите, к какому фрагменту произведения вы нарисовали иллюстрации.

Проводит работу по индивидуальным карточкам (см. ресурсный материал).

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко. Подготовьтесь к речевой разминке.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

– Как вы понимаете эти строки?

– О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)

– К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.)

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте быстро.

– Прочитайте выразительно.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученно-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Проводит дыхательную гимнастику.

– Представьте, что вы в осеннем лесу. Вдохните пряный аромат опавших листьев

(вдох через нос, выдох через рот со звуком «о-о-о» в два приема, затем в три приема).

Тихо в лесу, только легкий ветерок осыпает последние листья.

Подул слабый ветерок: «Ф-ф-ф».

Тихо шелестят под ногами опавшие листочки: «Ш-ш-ш».

Ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку: «Ш-ш-ш-ш».

Прожужжала муха: «Ж-ж-ж».

Вот едва слышится писк летящего комарика: «З-з-з». Звук приближается, отдаляется, стихает

Выполняют дыхательную гимнастику. Произносят звуки за учителем

го задания. Владеют навыками четкого произнесения слов

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Б. С. Житкова.

– Вспомните, какие произведения Б. С. Житкова вы уже знаете? Чему учат его рассказы?

– Прежде чем читать новый рассказ Б. С. Житкова, уз-найте имя героя по выделенным буквам в таблице и произнесите.

– Получилось слово «обезьянка». Герой нового произведения Б. Житкова обезьяна-макака. Рассмотрите макаку на иллюстрации.

– Вспомните, в каких произведениях действующими лицами являются обезьяны?

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Заранее подготовленный ученик рассказывает

о макаках

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют,
находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

(В рассказе А. Толстого «Прыжок»; баснях И. Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».)

– Что вы знаете об обезьянах? Какие у них повадки?

– Прочитайте тему урока. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б. С. Житкова «Про обезьянку».

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией

Б. С. Житкова

 

 

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Давеча (устар.и прост.) – недавно, незадолго до момента.

Конторанебольшое специализированное административное, хозяйственное, финансовое и т. п. учреждение.

Десятинаединица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.

Казенный – относящийся к государству.

Сатана злой дух, дьявол.

– Прочитайте каждое слово по слогам, затем целыми словами.

дей-стви-тель-но – действительно

о-де-яль-цем – одеяльцем

от-ко-вы-ри-вать – отковыривать

рас-кра-са-ви-ца – раскрасавица

Работают с толковым словарем.

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. При


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

под-виз-ги-вал – подвизгивал

о-боп-решь-ся – обопрешься

порт-си-гар – портсигар

на-гра-бас-тал – награбастал

раз-ря-жен-на-я – разряженная

 

ходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Какое настроение у вас вызвало это произведение? (Было смешно, весело.)

– А вы хотели бы иметь дома такую обезьянку? А ваши мамы? (Нет.)

– Со стороны смотреть смешно, а брать никто не хочет. Обезьянка никому не нужна.

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

по парте.
Осуществляют контроль
по результату

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему так весело наблюдать за проказами обезьянки со стороны, а иметь дома такую обезьянку никто не хочет.

– Как обезьянка попала к мальчику? Прочитайте этот отрывок по ролям.

– Как обезьянка вела себя у новых хозяев? Выберите слова, которые характеризуют поведение обезьянки.

На доске:

Прыгнула маме на голову.

Строит морды, чавкает, зубы скалит.

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Стал чесаться.

Прыгал по верхам: на буфет, на часы, на занавески, на картину.

Оскалился и защелкал языком.

Надавал оплеух. (Оплеуха – пощечина.)

– Это смешно? (Несмешно.)

– Папе тоже, наверное, было несмешно, поэтому он обезьянку и наказал. За что?

– Какое слово использует автор? (Отдул, вздул.)

– Как вы это понимаете?

– Прочитайте отрывок и подготовьте пересказ о том, как обезьянка отомстила папе.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Найдите  отрывок,  где  говорится  о  случае  с лампой. О какой лампе идет речь? (Учащийся читает, учитель параллельно демонстрирует действия обезьяны с керосиновой лампой.)

– Это смешно? (Нет, это опасно.)

– С кем пришлось встретиться обезьянке на улице?

– Что известно о Каштане?

– Найдите отрывок, в котором говорится о встрече Яшки с Каштаном. Задание

по группам: 1-я группа выбирает то, что касается Каштана, 2-я группа – то, что

касается Яшки.

– Какими мы видим Каштана и Яшку сначала и потом? (Яшка – победитель.)

– С кем еще Яшка не ладил во дворе? (С котом.)

– Расскажите о встрече Яшки с котом.

– Сначала мы подумали, что рассказ смешной. Сейчас вам тоже смешно? Наверное, было несмешно и тем, у кого обезьянка жила. Поэтому она ни у кого долго не задерживалась и все хотели от нее избавиться. Как ее называют? (Сатана.)

– Почему так произошло? Где должна жить обезьяна? Обезьяна – животное дикое
и должна жить в природе. Все ее повадки – это повадки дикого животного

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

 

 

Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят моно логические

высказывания. Адекватно ис-пользуют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

 

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить план произведения, пользуясь алгоритмом в рабочей тетради на с. 69.

•  Нарисовать обезьянку, какую вы представляете.

•  Подготовить творческий пересказ от лица обезьянки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


Окончание табл.

1

2

3

4

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися.

 

 

 

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?

– Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Сейчас вам так же смешно и весело? Почему?

– Попробуйте показать свое настроение с помощью цвета (сигнальных карточек)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Своей работой на уроке я:

– доволен;

– не совсем доволен.

Я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания

на уроке, потому что:

– они мне нравятся больше остальных;

– я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

– они легче остальных заданий

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Ресурсный материал к уроку

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вставьте пропущенные слова.

«Его разбудила ______________ песня. Пик выглянул из-под корней и увидел у себя над головой_________________ птичку с _____________грудью, ______________головкой и __________________________спинкой. Мышонку сразу понравилась ее _________________ песня. Ему захотелось послушать певичку поближе. Он полез к ней по кусту. Певчие птицы никогда не трогали Пика, и он их не боялся. А эта птичка и ростом была немного крупнее воробья…»

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ О МАКАКАХ

Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Их густая шерсть окрашена в серо-коричневый цвет, однако порою бывает и черной. На продолговатой морде волосяной покров отсутствует. У некоторых видов на голове имеются заметные «шапки» либо своеобразные бороды. Важным отличительным признаком является длина хвоста: у маготов он полностью отсутствует, у некоторых видов он куцый, а у остальных почти такой же длинный, как все туловище. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. Самцы в среднем в два раза тяжелее самок.

 

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Б. ЖИТКОВЕ

Борис Степанович Житков (1882–1938) – писатель, путешественник.

Писатель родился 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.

После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Борис Степанович Житков испробовал множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.

Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Так он начал со своими познаниями и впечатлениями от путешествий знакомить всех. Борисом Житковым было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998). Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.


 

Уроки 93–94 . Б. С. Житков «Про обезьянку» ( учебник, с

Уроки 93–94 . Б. С. Житков «Про обезьянку» ( учебник, с

Продолжение табл 1 2 3 4 •

Продолжение табл 1 2 3 4 •

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 •

Продолжение табл. 1 2 3 4 •

V. Работа над содержанием текста

V. Работа над содержанием текста

Продолжение табл. 1 2 3 4 под-виз-ги-вал – подвизгивал о-боп-решь-ся – обопрешься порт-си-гар – портсигар на-гра-бас-тал – награбастал раз-ря-жен-на-я – разряженная ходят к общему мнению

Продолжение табл. 1 2 3 4 под-виз-ги-вал – подвизгивал о-боп-решь-ся – обопрешься порт-си-гар – портсигар на-гра-бас-тал – награбастал раз-ря-жен-на-я – разряженная ходят к общему мнению

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VII. Домашнее задание

VII. Домашнее задание

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4

Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями

Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017