Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЧЕРЕМУХА»
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЧЕРЕМУХА»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИИ С. А. ЕСЕНИНА «ЧЕРЕМУХА»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучения оцениванию своих поступков и поступков окружающих в природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения, используя эпитеты; развитию и обогащению речи, внимания, творческого воображения через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения
черемуха.docx

Урок 83. Природа в стихотворении С. А. Есенина «Черемуха»
(учебник, с. 55–56; рабочая тетрадь, с. 63)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучения оцениванию своих поступков и поступков окружающих в природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения, используя эпитеты; развитию и обогащению речи, внимания, творческого воображения через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. А. Есенина «Черемуха»;

научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности

Метапредметные:

познавательные: подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;

регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме, диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Слушают в соответствии


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Проверим готовность к уроку.

Мы гуляем по весне,
Побываем мы везде.
С удовольствием гуляем,

Много нового узнаем!

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

 

 

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте по слогам загадку. Отгадайте ее.

С матушкой-весной

Я в платье цветном,

С мачехой-зимой –

В саване одном. (Черемуха.)

– Прочитайте загадку с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с печальной интонацией.

– Прочитайте скороговоркой.

– Черемуха – дерево от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Выразительно читают стихотворения А. Блока «Сны», «Ворона».

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают сообщения по материалам проектной деятельности (см. ресурсный материал)

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Читает отрывки из стихотворений С. Есенина (см. ресурсный материал).

– Что объединяет эти два отрывка? (Зима, природа, С. Есенин.)

– Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина

Внимательно слушают.

 

 

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

 

 

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве С. Есенина, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг (см. ресурсный материал).

– С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы.

С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Взгляните на лицо этого человека. (Обращает внимание на портрет поэта.)

Есенин – нежное имя,           Из солнечного ливня

Соловьиный звон.                 Весеннее лицо

Кудрями золотыми                Овеял ветер нивный

Звенел веселый клен.            Цветочною пыльцой.

                          Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты осиянный ясень

Над синевой полей.

– В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин – поэт Руси, он взял у родной природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос –
у российских нив. А главное – он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую

и необъятную душу. «Душа моя – поле безбрежное…». С. Есенин очень любил свой родной край, его природу. Для него природа – это вечная красота и вечная гармония мира.

– Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, мир поэзии С. Есенина,

и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черемуха»

 

информацию. Принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение).

Пряная – острая, ароматная по вкусу и запаху.

Гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

Обдает – окатывает водой, брызгами со всех сторон.

Вкрадчиво – осторожно.

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв).

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Осу-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».

– О чем будет стихотворение?

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

– Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

 

– Кому понравилось стихотворение?

– Какие чувства возникли у вас?

 

 

 

 

 

определяют жанр произведения.

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.

– Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день
на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью.

ществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Планируют и оценивают учебные действия

Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?

Какой вы представляете себе черемуху?

 

 

– Черемуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась,

и ее красота покоряет.

Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?

– В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя – черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей «волной гремучею ей ветки обдает»


Продолжение табл.

1

2

3

4

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Беседа по содержанию стихотворения.

 

 

 

 

2. Анализ литературных приемов, которые использует автор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление схемы приема «Звукозапись».

 

 

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли вам сравнения?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?

 

 

 

 

 

 

Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Найдите их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...».

 

 

 

 

– Прочитайте эти строки, подчеркивая звуки движения воды в ручье.

– А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья?

– Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки.

– Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей. Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стал чем-то напоминать человека?

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

 

– Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Читают строчки стихотворения:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

 

– Р – ПР – ТР – СТР – БР – Р.

– Р – ГР – КР – КР.

 

– Олицетворение.

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.

Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа в группах

– Похожа ли на человека черемуха?

 

– В этой строке есть и олицетворение, и сравнение.

– Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом?

 

 

– Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки [з] и [с].

– Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, подчеркивая эти звуки.

– А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки [з] и [с].

И слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?

 

Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

 

 

 

– Перед этими словами и после них можно сделать паузу.

– Какие литературные приемы использовал С. Есенин?

 

 

 

 

– Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. Работать будете в группах.

1-я группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с цветом.

 

– Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.

 

– Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая».

 

 

 

 

 

– С-ЗСС-С.

 

 

 

– Неторопливо, с любованием.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

 

– Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения.

 

Работают в группах.

– Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень

коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками сотрудничества со сверстниками при работе в группе


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

– Какими словами поэт говорит о запахах?

 

 

– Что значит «роса медвяная»?

 

– Что значит «пряная зелень»?

 

2-я группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с запахом, свойством.

– Почему о дереве говорится как о цветке?

– Почему «с весною», а не «весною»?

 

3-я группа выписывает сравнение (сопоставление одного явления или предмета
с другим).

– Почему автор использует такое сравнение?

– Черемуха распустила все свои бутончики?

4-я группа выписывает метафору (перенос значений на основе сходства).

– Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы автор сказал – «стекает», была бы другая картина?

5-я группа находит приемы олицетворения. Какие объекты олицетворяет С. Есенин?

– О ком можно сказать, что она завила кудри?

– А может ли черемуха завить кудри? Почему так говорится в стихотворении?

Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

Нравится ли ручью черемуха?

 

 

 

Хочется ли ручейку понравиться черемухе?

 

– Что значит «вкрадчиво»?

золотистая.

– Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.

– Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

– Острая и ароматная
по вкусу.

– Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею.

– И ветки золотистые, что кудри завила.

 

 

– Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет.

– С. Есенин олицетворяет черемуху и ручей.

 

 

 

– Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдает ее ветки и ей песенки поет.

– Да, поэтому он поет песенки вкрадчиво.

Вкрадчивый – старающийся вызвать доверие,

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

– Почему автор делает повтор первой строчки?

 

– Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее.

 

 

– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей?

 

 

 

 

– Чем объясняются эти изменения?

 

 

 

– В чем загадка этого текста? (Изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении.)

– Достаточно одного нарисованного вами рисунка?

– Что бы вы нарисовали на втором рисунке?

 

– К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

Организует работу с тетрадями на печатной основе

расположение к себе.

– Хочет обратить внимание на черемуху.

– Во второй части черемуха другая: «развесившись, стоит», зелень

не в серебре, а в золоте.

– Вначале – струится маленький, между корней,

а в конце – «гремучая волна», «обдает ветки», «под кручею».

– Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы.

 

 

– Нет.

Выполняют словесное рисование.

 

Работают в тетрадях
на печатной основе

 

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Выучить стихотворение наизусть.

•  Составить словарик эпитетов и сравнений по стихотворению С. Есенина «Черемуха».

•  Найти стихотворения других авторов про черемуху

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит

Отвечают на вопросы.
Определяют свое

Осуществляют самоконт-


Окончание табл.

1

2

3

4

 

 беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Удалось вам почувствовать весну?

– Какие слова и выражения С. А. Есенина вам особенно понравились?

– Какую загадку стихотворения мы разгадали?

Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Поэт наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

– Оцените себя. Если на уроке все получилось, трудности вы преодолели, то на черемуху приклейте распустившиеся белые цветы. Если что-то не получилось, остались нерешенные вопросы, то приклейте зеленые бутоны

эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

роль учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Ресурсный материал к уроку

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О ЧЕРЕМУХЕ

1. Черемуха открывает дивное весеннее цветение деревьев весной, известное в народе как «зеленый шум».

2. Черемуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

3. В  плодах  черемухи содержится много полезных веществ: дубильные и минеральные вещества, сахар, кислота (в основном яблочная и лимонная), а ядра косточек богаты жирным маслом.

4. Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черемухи содержат фитонциды, которые убивают не только микробов, но и вредных насекомых.

5. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

6. Плоды и другие части растений используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

7. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черемухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому эти холода так и называют «черемуховые».

СТИХОТВОРЕНИЯ

1) Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

С. Есенин

2) Поет зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака…

С. Есенин

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. А. ЕСЕНИНЕ

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах.

А еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Есенина называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.

Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение называлось «Береза». В 21 год вышла первая книга стихов «Радуница». Есенин становится популярным поэтом того времени. Но прожил он короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.


 

Урок 83 . Природа в стихотворении

Урок 83 . Природа в стихотворении

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

IV. Подготовка к восприятию произведения

IV. Подготовка к восприятию произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

V. Работа над содержанием текста

V. Работа над содержанием текста

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

VIII. Итог урока. Рефлексия

VIII. Итог урока. Рефлексия

Окончание табл. 1 2 3 4 беседу по вопросам: –

Окончание табл. 1 2 3 4 беседу по вопросам: –

Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черемухи

Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черемухи