Урок
83. Природа в стихотворении С. А.
Есенина «Черемуха»
(учебник, с. 55–56;
рабочая тетрадь, с. 63)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с эпитетом как образным средством языка, обучения оцениванию своих поступков и поступков окружающих в природе; способствовать формированию умения и навыка выразительного чтения, используя эпитеты; развитию и обогащению речи, внимания, творческого воображения через прием словесного рисования; содействовать воспитанию интереса к предмету и культуре общения |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением С. А. Есенина «Черемуха»; научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности |
Метапредметные: познавательные: подбирают к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; регулятивные: фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.); коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме, диалог в паре или группе, задают вопросы |
Личностные: осмысливают настроение лирического произведения С. Есенина; понимают назначение изобразительно-выразительных средств в произведении |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Слушают в соответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. Мы
гуляем по весне, Много нового узнаем! |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте по слогам загадку. Отгадайте ее. С матушкой-весной Я в платье цветном, С мачехой-зимой – В саване одном. (Черемуха.) – Прочитайте загадку с вопросительной интонацией. – Прочитайте с печальной интонацией. – Прочитайте скороговоркой. – Черемуха – дерево от 2 до 15 м высотой. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна |
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Делают сообщения по материалам проектной деятельности (см. ресурсный материал) |
Выделяют существенную информацию из текста загадки. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Читает отрывки из стихотворений С. Есенина (см. ресурсный материал). – Что объединяет эти два отрывка? (Зима, природа, С. Есенин.) – Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией С. А. Есенина |
Внимательно слушают.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве С. Есенина, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой его книг (см. ресурсный материал). – С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы. С. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета. Адекватно воспринимают |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Взгляните на лицо этого человека. (Обращает внимание на портрет поэта.) Есенин – нежное имя, Из солнечного ливня Соловьиный звон. Весеннее лицо Кудрями золотыми Овеял ветер нивный Звенел веселый клен. Цветочною пыльцой. Образ чист и ясен, Весь в кликах журавлей. Ты осиянный ясень Над синевой полей. –
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта,
как сама природа, о которой он пишет. С. Есенин – поэт Руси, он взял у родной
природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у
бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри – у крон родных берез, золото
волос – и необъятную душу. «Душа моя – поле безбрежное…». С. Есенин очень любил свой родной край, его природу. Для него природа – это вечная красота и вечная гармония мира. – Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, мир поэзии С. Есенина, и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черемуха» |
|
информацию. Принимают |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Медвяная – запах меда (черемуха – медоносное растение). Пряная – острая, ароматная по вкусу и запаху. Гремучая – шумная, издающая громкие звуки. Обдает – окатывает водой, брызгами со всех сторон. Вкрадчиво – осторожно. Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв). Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. |
Работают с толковым словарем.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Осу- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Я обещала встречу с весной. С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». – О чем будет стихотворение? – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. – Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Кому понравилось стихотворение? – Какие чувства возникли у вас?
|
определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. –
Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный
солнечный день |
ществляют контроль по результату. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Планируют и оценивают учебные действия |
– Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились? – Какой вы представляете себе черемуху?
|
– Черемуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и ее красота покоряет. |
||
– Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить? |
– В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черемуха» два героя – черемуха и ручей. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей «волной гремучею ей ветки обдает» |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Беседа по содержанию стихотворения.
2. Анализ литературных приемов, которые использует автор.
3. Составление схемы приема «Звукозапись».
|
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение? – Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли вам сравнения? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?
– Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Найдите их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...».
– Прочитайте эти строки, подчеркивая звуки движения воды в ручье. – А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? – Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки. – Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей. Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стал чем-то напоминать человека? |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
– Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Читают строчки стихотворения: А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
– Р – ПР – ТР – СТР – БР – Р. – Р – ГР – КР – КР.
– Олицетворение. |
Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют
свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия
заданному эталону. Формулируют свое мнение Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Работа в группах |
– Похожа ли на человека черемуха?
– В этой строке есть и олицетворение, и сравнение. – Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом?
– Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки [з] и [с]. – Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, подчеркивая эти звуки. – А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки [з] и [с]. – И слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили. – Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?
– Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?
– Перед этими словами и после них можно сделать паузу. – Какие литературные приемы использовал С. Есенин?
– Прочитайте стихотворение и найдите изобразительно-выразительные средства языка. Объясните их понимание. Работать будете в группах. 1-я группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с цветом.
|
– Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.
– Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая».
– С-ЗСС-С.
– Неторопливо, с любованием. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
–
Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты,
Работают в группах. – Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень |
коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками сотрудничества со сверстниками при работе в группе |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какими словами поэт говорит о запахах?
– Что значит «роса медвяная»?
– Что значит «пряная зелень»?
2-я группа выписывает эпитеты, которые ассоциируются с запахом, свойством. – Почему о дереве говорится как о цветке? – Почему «с весною», а не «весною»?
3-я
группа выписывает сравнение
(сопоставление одного явления или предмета – Почему автор использует такое сравнение? – Черемуха распустила все свои бутончики? 4-я группа выписывает метафору (перенос значений на основе сходства). – Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы автор сказал – «стекает», была бы другая картина? 5-я группа находит приемы олицетворения. Какие объекты олицетворяет С. Есенин? – О ком можно сказать, что она завила кудри? – А может ли черемуха завить кудри? Почему так говорится в стихотворении? – Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? – Нравится ли ручью черемуха?
– Хочется ли ручейку понравиться черемухе?
– Что значит «вкрадчиво»? |
золотистая. – Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная. – Медвяный – имеющий вкус или запах меда. –
Острая и ароматная – Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею. – И ветки золотистые, что кудри завила.
– Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет. – С. Есенин олицетворяет черемуху и ручей.
– Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдает ее ветки и ей песенки поет. – Да, поэтому он поет песенки вкрадчиво. – Вкрадчивый – старающийся вызвать доверие, |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Почему автор делает повтор первой строчки?
– Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее.
– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей?
– Чем объясняются эти изменения?
– В чем загадка этого текста? (Изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении.) – Достаточно одного нарисованного вами рисунка? – Что бы вы нарисовали на втором рисунке?
– К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему? Организует работу с тетрадями на печатной основе |
расположение к себе. – Хочет обратить внимание на черемуху. – Во второй части черемуха другая: «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте. – Вначале – струится маленький, между корней, а в конце – «гремучая волна», «обдает ветки», «под кручею». – Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы.
– Нет. Выполняют словесное рисование.
Работают
в тетрадях |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выучить стихотворение наизусть. • Составить словарик эпитетов и сравнений по стихотворению С. Есенина «Черемуха». • Найти стихотворения других авторов про черемуху |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит |
Отвечают
на вопросы. |
Осуществляют самоконт- |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Удалось вам почувствовать весну? – Какие слова и выражения С. А. Есенина вам особенно понравились? – Какую загадку стихотворения мы разгадали? – Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Поэт наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.) – Оцените себя. Если на уроке все получилось, трудности вы преодолели, то на черемуху приклейте распустившиеся белые цветы. Если что-то не получилось, остались нерешенные вопросы, то приклейте зеленые бутоны |
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
роль учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О ЧЕРЕМУХЕ
1. Черемуха открывает дивное весеннее цветение деревьев весной, известное в народе как «зеленый шум».
2. Черемуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.
3. В плодах черемухи содержится много полезных веществ: дубильные и минеральные вещества, сахар, кислота (в основном яблочная и лимонная), а ядра косточек богаты жирным маслом.
4. Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки черемухи содержат фитонциды, которые убивают не только микробов, но и вредных насекомых.
5. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.
6. Плоды и другие части растений используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.
7. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черемухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому эти холода так и называют «черемуховые».
СТИХОТВОРЕНИЯ
1) Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. |
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой… С. Есенин |
2) Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. |
Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака… С. Есенин |
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. А. ЕСЕНИНЕ
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Бабушка очень любила внука, но всегда ругала за озорство. А деда радовало, что внук растет забиякой. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, всегда ходил в царапинах.
А еще Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Есенина называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями.
Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение называлось «Береза». В 21 год вышла первая книга стихов «Радуница». Есенин становится популярным поэтом того времени. Но прожил он короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.