Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»; способствовать развитию умений задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; формированию познавательной активности, речи, внимания, памяти учащихся; прививать интерес к чтению
обобщение литер тетр.docx

Урок 84. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
(учебник, с. 56; рабочая тетрадь, с. 64)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»; способствовать развитию умений задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; формированию познавательной активности, речи, внимания, памяти учащихся; прививать интерес к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам

Метапредметные:

познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник (живописец), репродукция картины художника;

регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания

по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?», «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения

на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты Бунина, Бальмонта, Некрасова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Проверим готовность к уроку.

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью хорошо владеть!

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует конкурс чтецов.

 

– Какие стихотворения других авторов про черемуху вы нашли?

Дополняет ответы учащихся.

– О красоте и поэтическом облике черемухи сложено немало стихотворений. К ней относятся с нежностью и любовью, ее воспевают в стихах и в песнях. Например,
И. С. Никитин в стихотворении «Черемуха» писал:

Много листьев красовалося

На черемухе весной

И гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой…

– А. Л. Барто так описывает черемуху в произведении «Весенняя гроза»:

Черемуха, черемуха

В овраге расцвела.

Черемуха, черемуха

Стоит белым-бела…

– Образ черемухи неразрывно связан со снегом у С. А. Есенина в стихотворении «Сыплет черемуха снегом»:

Сыплет черемуха снегом,                Сыпь ты, черемуха, снегом,

Зелень в цвету и росе.                      Пойте вы, птахи, в лесу.

В поле, склоняясь к побегам,           По полю зыбистым бегом

Ходят грачи в полосе…                   Пеной я цвет разнесу.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Ответы учащихся.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыкамичеткого произношения звуков в словах, выразительного чтения


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицу «Никакое искусство не достигнет природы». Как вы ее понимаете?

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте с ускорением в режиме скороговорки три раза.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с восклицанием.

– Прочитайте выразительно

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы подведем итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь 1», совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме.

– В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память,
а также взаимовыручка.

– Путешествовать мы будем тремя группами. В дороге мне будут помогать консультанты. За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выявим лучших знатоков изученных произведений. Усаживайтесь поудобнее. Итак, в путь!

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

Внимательно слушают.

 

 

 

 

Делятся на три группы
и садятся за отдельные столики.

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Прогнозируют содержание урока

IV. Путешествие по станциям.

1. Станция
«Узнавай-ка».

– Мы оказались в «Поэтическом уголке», первая остановка называется «Узнавай-ка».

На доску прикрепляет карточку с названием остановки.

– Вам необходимо соотнести портрет писателя с его фамилией и полным именем.

На доске – портреты поэтов (см. ресурсный материал) и карточки с фамилиями и именами.

 

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию. Прини-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

– От каждой группы выходит представитель, но он может советоваться с товарищами.

 

 

– Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг), Сергей Александрович Есенин, Александр Александрович Блок.

мают и сохраняют учебные задачи. Знают о творчестве С. Черного,
А. Блока,
С. Есенина. Владеют навыками выразительного чтения стихотворений. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

2. Станция «Перепутай-ка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Отправляемся дальше.

– Соотнесите автора и название его произведения.

 

Соединяют на карточках фамилию автора с названием произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Станция «Называй-ка».

Демонстрирует рисунки.

– Путешествие продолжается. Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому стихотворению они относятся.

Выполняют задания

4. Станция «Поправляй-ка».

 

На карточках записан текст стихотворения (см. ресурсный материал) и слова-рифмы.

– Восстановите текст стихотворения Сергея Есенина по рифмам: обдает – поет, корней – ручей, по коре – в серебре, душистая – золотистая, расцвела – завила.

5. Станция «Угадай-ка»

– Определите, из какого стихотворения эти строки (см. ресурсный материал). Найдите произведение в учебнике и прочитайте четверостишие


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Работа с выставкой книг. Работа в группах

– Мы завершаем наше путешествие. Обратите внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями Сергея Есенина.

Стихи Сергея Есенина наполнены удивительными красками. Вчитаемся в стихотворения, определим их цветовую гамму. Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет «раскрашен» в любимый Есениным цвет.

У каждой группы в конверте лежит карточка в виде лепестка ромашки, на которой записан отрывок из стихотворения С. Есенина (см. ресурсный материал).

– Прочитайте отрывок стихотворения и «раскрасьте» свою ромашку в тот цвет, который использует поэт.

В процессе выполнения учащимися работы собирает ромашку: крепит на доску лепестки соответствующих цветов – белого, голубого, синего, зеленого, красного, желтого, серого.

– Посмотрите, как разнообразна цветовая гамма стихов С. Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой прием в литературе называется цветопись.

 

 

 

 

 

Карточка 1. Белый цвет.

Карточка 2. Голубой цвет.

Карточка 3. Синий цвет.

Карточка 4. Зеленый цвет.

Карточка 5. Красный, малиновый цвета.

Карточка 6. Желтый, золотой цвета.

Карточка 7. Серебристый цвет

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Адекватно используют речевые средства

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Сравнить стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского (задание в рабочей тетради).

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Вот мы и закончили наше путешествие. Поднимите руку, кому оно понравилось.

Подсчитывание набранных баллов каждой командой. Выявление команды-победителей. Вручение им «медалей».

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поэзии С. Есенина. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений Сергея Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его. Используйте ключевые слова:

•  вижу…

•  слышу…

•  чувствую …

– Оцените себя. Выберите и поднимите соответствующий смайлик:

•  все понравилось на уроке и все удалось;

•  все понравилось, но что-то не удалось;

•  все удалось, но что-то не понравилось

 

 

Ресурсный материал к уроку

СТАНЦИЯ «УЗНАВАЙ-КА»

СТАНЦИЯ «ПОПРАВЛЯЙ-КА»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

 

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

 

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

 

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

 

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

СТАНЦИЯ «УГАДАЙ-КА»

1) Бежит, струится маленький

Серебряный ручей. («Черемуха».)

2) Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить. (Воробей».)

3) Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь – и капут. («Что ты тискаешь утенка?».)

4) Внукам-шалунишкам

По колено снег. («Ветхая избушка».)

5) А уж в воздухе – вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны... («Ворона».)

6) Луч зеленый, луч лампадки,

Я тебя люблю! («Сны».)

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Карточка 1. «Белая береза под моим окном…»

Карточка 2. «Я покинул родимый дом,

       Голубую оставил Русь…»

Карточка 3. «Синий плат небес…»

      «Стелется синею рясою

      С поля ночной холодок…»

      «Только синь сосет глаза…»

Карточка 4. «Шелестят зеленые сережки…»

Карточка 5. «Подымалась красна зорюшка…»

    «Огоньки – лучи багровые…»

    «В пруду лебедем красным

    Плавает тихий закат…»

Карточка 6. «Ветки золотистые,

     Что кудри, завила…»

     «Золотою лягушкой луна…»

     «Задремали звезды золотые…»

Карточка 7. «И горят серебряные росы…»

    «Бежит, струится маленький

    Серебряный ручей…»

 


 

Урок 84 . Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (учебник, с

Урок 84 . Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (учебник, с

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 2

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Сияет в серебре. А рядом, у проталинки,

Сияет в серебре. А рядом, у проталинки,

КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ