Уроки
76–77. А. И. Куприн «Слон»
(учебник, с.
40–41; рабочая тетрадь, с. 58–59)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведением научатся
осуществлять переход |
Метапредметные: познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»); коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий |
Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Умеют слушать в соответст- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. – Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. – Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
вии
с целевой установкой, принимают |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».) – Какие сведения о слонах вы подготовили к уроку в справочниках и энциклопедиях? – Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать?
– Где в России можно встретить слона? Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном? – Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите. Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери». – В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?\
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте с ускорением. – Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. – Прочитайте скороговоркой. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Рассказывают о слонах. – Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран. – В зоопарке или в цирке.
Отмечают интонацию для чтения. Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
|
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слу шать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Работа над по-словицами и поговорками |
Павка на лавке плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти на лапки кошке. Организует работу с пословицами и поговорками. – Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл (см. ресурсный материал) |
Читают и объясняют значение поговорок |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… – Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон» |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Повторное чтение и анализ произведения.
|
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
|
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. – Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. Говорится о здоровье: оно |
Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Решение кроссворда. 2. Деление рассказа на части. Составление плана.
3. Работа в парах.
4. Анализ иллюстраций в учебнике |
Предлагает решить кроссворд по рассказу А. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал). – Какое ключевое слово получилось? (Шесть.) – А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…». Шестая часть: до конца.
Организует работу в парах. В конвертах лежит текст, в котором пропущены слова (см. ресурсный материал). Нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон». – Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора. Проводит работу над иллюстрациями в учебнике. – Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34, с. 37. Какие
эпизоды изобразил – Кто изображен? – Как вы думаете, какое настроение у девочки? |
уходит очень быстро. Девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже. Решают кроссворд, записывают слова. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Составляют план к рассказу: 1. Девочка больна. 2. Девочка от всего отказывается. 3. Желание увидеть большого слона. 4. Папа в зверинце. 5. Ночное путешествие слона. 6. Слон в гостях у Нади. Работают в парах. Вставляют пропущенные слова.
Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя |
и позицию. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Как автор изобразил слона? – Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям |
|
|
V. Проверочная работа по изученному произведению |
Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы теста |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
VI. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить творческий пересказ от лица Нади. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь. – Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»? – Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Высказывают свои предположения |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании». – Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям» |
|
|
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СЛОНАХ
1-й ученик. На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.
2-й ученик. Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3-й ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.
4-й ученик. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ
Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы ее вылечить, доктора советовали родителям исполнять все ее желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего живого слона. Надин папа отправился в зоопарк…
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
• Детство – время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
• Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял.
• Здоровье приходит днями, а уходит часами.
КРОССВОРД
Вопросы:
1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
3. Какой торт купили? (Фисташковый.)
4. Как звали слона? (Томми.)
5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).
2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
ТЕСТ
1. Как звали героиню рассказа?
а) Лиза; б) Надя; в) Аннушка.
2. Сколько лет было девочке?
а) 5 лет; б) 6 лет; в) 7 лет.
3. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.
а) Доктор; б) немец; в) папа.
4. __________ слона ведут в гости к больной девочке.
а) Ночью; б) днем; в) вечером.
5. _________________приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.
а) Сладкая булка; б) фисташковый торт; в) лимонный торт.
6. Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать.
а) Скатерть; б) белую попону; в) теплую кофточку.
7. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.
а) Это лошадь… б) Это слон! в) Это канарейка…
8. Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
а) Молочка! б) Не бойтесь, он добрый! в) Нет, мне бы слоника… настоящего.
9. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой.
а) Это большой серый слон. б) Нарядная кукла. в) Большая книга с картинками.
10. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга.
а) Доктор; б) немец; в) папа.
11. Таким образом его приводят в ___________, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой…
а) Столовую; б) детскую; в) гостиную.
12. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?
а) Равнодушием к жизни. б) Не болит ли у тебя голова? в) Я уже совсем здорова!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.