Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. И. Куприн "Слон"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. И. Куприн "Слон"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: А. И. Куприн "Слон"
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
СЛОН2.docx

Уроки 76–77. А. И. Куприн «Слон»
(учебник, с. 40–41; рабочая тетрадь, с. 58–59)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
А. И. Куприна «Слон»;

научатся осуществлять переход
с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес

к чтению различных книг и самому процессу чтения

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют са-

Умеют слушать в соответст-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Проверим готовность к уроку.

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра: Я желаю тебе добра,

ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе

помогу.

– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно

и увлекательно

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

вии с целевой установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон».)

– Какие сведения о слонах вы подготовили к уроку в справочниках и энциклопедиях?

– Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

– Где в России можно встретить слона? Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?

– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.

Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».

– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?\

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

– Прочитайте скороговоркой.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Рассказывают о слонах.

– Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран.

– В зоопарке или в цирке.

 

 

 

Отмечают интонацию для чтения. Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность.

Дочка: просьба-каприз.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

 

 

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Умеют слу шать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

3. Работа над по-словицами и поговорками

Павка на лавке плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти Клавке на ножки,

А годятся лапти на лапки кошке.

Организует работу с пословицами и поговорками.

– Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл (см. ресурсный материал)

 

 

 

Читают и объясняют значение поговорок

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Повторное чтение и анализ произведения.

 

 

 

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

 

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

– Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери

даже невозможное. Говорится о здоровье: оно

Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

1. Решение кроссворда.

2. Деление рассказа на части. Составление плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа в парах.

 

 

4. Анализ иллюстраций в учебнике

 

 

 

 

Предлагает решить кроссворд по рассказу А. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал).

– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)

– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями.

Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка…».

Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается…».

Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце…».

Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке…».

Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет…».

Шестая часть: до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в парах.

В конвертах лежит текст, в котором пропущены слова (см. ресурсный материал). Нужно вставить пропущенные слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.

Проводит работу над иллюстрациями в учебнике.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 34, с. 37. Какие эпизоды изобразил
художник?

– Кто изображен?

– Как вы думаете, какое настроение у девочки?

уходит очень быстро. Девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже.

Решают кроссворд, записывают слова.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Составляют план к рассказу:

1. Девочка больна.

2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть большого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади.

Работают в парах. Вставляют пропущенные слова.

 

Рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы учителя

и позицию.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Как автор изобразил слона?

– Найдите и прочитайте отрывок к этим иллюстрациям

 

 

V. Проверочная работа по изученному произведению

Тест по рассказу А. И. Куприна «Слон» (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы теста

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат

чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Варианты ответов: Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей

родители не боятся никаких трудностей. Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки. Воплощение мечты, которое поставило

ее на ноги. Воплощение родительской любви. Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.

– Зачем же русский писатель А. Куприн написал рассказ «Слон»?

– Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – если что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

 

Высказывают свои предположения

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Мы много говорили о любви родителей к детям. А что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастлива? Напишите на сердечках. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как говорит английская пословица, «кто добр поистине, добро творит в молчании».

– Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям»

 

 

Ресурсный материал к уроку

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СЛОНАХ

1-й ученик. На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит в среднем 5–6 тонн а его африканский собрат 7–8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2–3 метра в высоту.

2-й ученик. Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

3-й ученик. Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят. У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.

4-й ученик. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид животных занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.


РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ

Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы ее вылечить, доктора советовали родителям исполнять все ее желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего живого слона. Надин папа отправился в зоопарк…

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

•  Детство – время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

•  Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – все потерял.

•  Здоровье приходит днями, а уходит часами.

КРОССВОРД

 

Вопросы:

1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

3. Какой торт купили? (Фисташковый.)

4. Как звали слона? (Томми.)

5. В какое время суток вели в гости слона к большой девочке? (Ночью.)

 


ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).

2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

ТЕСТ

1. Как звали героиню рассказа?

    а) Лиза;                        б) Надя;                                в) Аннушка.

2. Сколько лет было девочке?

    а) 5 лет;                        б) 6 лет;                                в) 7 лет.

3. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну.

    а) Доктор;                    б) немец;                               в) папа.

4. __________ слона ведут в гости к больной девочке.

    а) Ночью;                     б) днем;                                в) вечером.

5. _________________приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем.

    а) Сладкая булка;        б) фисташковый торт;      в) лимонный торт.


6. Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать.

    а) Скатерть;               б) белую попону;                 в) теплую кофточку.

7. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.

    а) Это лошадь…          б) Это слон!                         в) Это канарейка…

8. Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.

    а) Молочка!                 б) Не бойтесь, он добрый!   в) Нет, мне бы слоника… настоящего.

9. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой.

    а) Это большой серый слон.                                     б) Нарядная кукла. в) Большая книга с картинками.

10. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга.

    а) Доктор;                    б) немец;                               в) папа.

11. Таким образом его приводят в ___________, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой…

    а) Столовую;               б) детскую;                           в) гостиную.

12. Чем, по мнению доктора, была больна девочка?

    а) Равнодушием к жизни.        б) Не болит ли у тебя голова?         в) Я уже совсем здорова!


 

Уроки 76–77 . А. И. Куприн «Слон» (учебник, с

Уроки 76–77 . А. И. Куприн «Слон» (учебник, с

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

IV. Повторное чтение и анализ произведения

IV. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 1

Продолжение табл. 1 2 3 4 1

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ Маленькая девочка

РАССКАЗ УЧАЩЕГОСЯ Маленькая девочка

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ 1-й ряд

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ 1-й ряд

Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать

Слону подвязывают _______________ вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Посмотрите также: