Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: САША ЧЕРНЫЙ. СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: САША ЧЕРНЫЙ. СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: САША ЧЕРНЫЙ. СТИХИ О ЖИВОТНЫХ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?»
Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи урока: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст у детей, красоту поэтического слова; продолжать развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений
Саша черный.docx

Урок 79. Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?»
(учебник, с. 45–48; рабочая тетрадь, с. 61–62)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осуществляют эмоциональный отклик на лирическое произведение

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет поэта; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности

к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

– Проверим готовность к уроку.

Прозвенел уже звонок.               Слушай, думай, наблюдай,

Начинается урок.                        Сказку нашу отгадай.

В путешествие пойдем.              Глазки дружно закрывайте,

В страну сказок попадем.           Сказку в душу пропускайте

моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

Внимательно слушают

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

 

 

 

– Вы подготовили рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы».

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Рассказывают о любимом герое раздела «Были-небылицы».

Выдвигают ги-потезу и обо-

сновывают ее. Слушают в со-ответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорки по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте с печальной интонацией.

•  Сидел воробей на сосне, заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

•  Курица волнуется. Не пугайте курицу.

•  Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.

– Что объединяет эти скороговорки?

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Откройте учебник, найдите стихи Саши Черного.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь в первом стихотворении:

Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок.)

– Прочитайте тему урока. Сегодня мы приступаем к чтению произведений из первой поэтической тетради.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Саши Черного

Выполняют задания: находят указанные произведения в учебнике, отгадывают загадку.

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве С. Чёрного, свой рассказ сопровождает показом портрета поэта, демонстрирует выставку его книг (см. ресурсный материал).

– Сегодня на уроке с нами будут разговаривать животные. О них написал поэт Саша Черный

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Притиснешь – прижмешь.

В свой черед – в свою очередь, когда придет время.

Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt.

Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый.

Пичужка – птичка.

Фурх – звук крыльев.

Клетушка – маленькая, тесная клетка.

Работают с толковым словарем.

 

Осуществляют поиск информации из различных источников, анализ произведения, контроль по результату. Строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебные задачи

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось стихотворение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте стихотворение «Что ты тискаешь утенка?» про себя, а затем вслух.
К кому обращается поэт в первой строчке?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме: участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения, делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками
из текста произведения.

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обуча-ющихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Как вы понимаете слово тискаешь?

 

– О чем поэт с нами говорит? В каких строках он предупреждает об этом? Прочитайте.

 

– Какую историю предлагает представить себе автор, чтобы убедить нас в этом?

– Прочитаем.

– Что значит в свой черед?

 

– Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает?

 

– Каким вы себе представляете бегемота?

– Кем кажется утенку мальчик?

– Какие слова подтверждают это?

– Обратите внимание на иллюстрацию. Почему такое интересное сравнение использует поэт?

– Как обычно поступают дети, когда попадают в беду?

– Как об этом пишет автор?

– Как вы понимаете значение слова брыкаться?

 

– Да, действительно, и утенку страшно оказаться в ваших руках. Дочитайте произведение до конца.

– Каким словом можно заменить слово капут?

– В каких словах и о чем серьезном говорит, шутя, поэт в этом четверостишии? Как вы понимаете эти строки?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чем же оно?

 

– От чьего имени написано стихотворение?

 

– С какой целью написал это стихотворение поэт?

 

– Давишь, прижимаешь, мнешь.

– Автор обращается к нам с просьбой, чтобы мы не обижали малышей.

 

 

– В свою очередь, когда придет время.

– Мальчика – с бегемотом, утенка – с ребенком.

Страшным зверем.

«Лапы мальчика».

 

 

 

 

– Активно сопротивляться, упрямиться.

 

 

– Конец, гибель.

– Можно сделать больно утенку своими руками.

 

– Стихотворение об отношении к животным.

От имени взрослого человека.

Предупредить нас о том, какой хрупкий уте

Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют логические действия. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют, контролируют и оценивают свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Принимают и сохраняют учебные задачи


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

– Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения?

 

Проводит работу над выразительным чтением.

– В этом стихотворении поэт говорит о серьезном отношении к братьям нашим меньшим. Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно,
что-то советует?

нок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию.

– Осуждение, предупреждение, даже угрозу, совет.

– Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не делать так, как он, – тискать утенка.

 

 

– Это стихи веселые или грустные?

 

– Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает малышу, как плохо утенку.

 

– Попробуйте передать шуточный совет поэта в своем чтении.

– Удалось ли вам передать шуточный совет поэта в своем чтении?

 

– Вы сказали, что это стихотворение – шутка. Мы улыбались, читая его. Но здесь есть еще что-то такое, что заставило нас улыбаться и воспринимать эти стихи как шутку.

– Это необычайный язык.

– Найдите слова: тискаешь, задравши, брыкаться, снеси, капут. Как бы вы назвали эти слова?

– Поэт говорит привычным для нас разговорным языком

– Какие слова вы назвали бы главными в стихотворении? Почему?

– Прочитайте стихотворение выразительно

 


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить выразительное чтение стихотворения.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Составить словарик сравнений по стихотворению Саши Черного

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск их решения

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Оцените свою работу на уроке, используя сигналы в виде солнышка (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы учителя

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. ЧЕРНОМ

Рассмотрите портрет поэта, обратите внимание на годы его жизни (1880–1932).

Это ваш слуга покорный,

Он зовется «Саша Черный»...

Почему? Не знаю сам.

Так писал о своем литературном имени (псевдониме) Александр Михайлович Гликберг. Родился он в Одессе. Детство будущего поэта прошло на Украине.

Автор любил вспоминать о своем детстве. В стихотворении «Приготовишка» он рассказывает, как учился в приготовительном классе:

Схватит хлеба толстый ком,

Сбросит пояс с блузы

И раскроет милый том –

Робинзона Крузо.

Несколько лет семья будущего поэта жила в Житомире, где Саша Черный учился в гимназии, откуда отправился в Петербург. Из Петербургской гимназии он был исключен за неуспеваемость и вернулся доучиваться в Житомир. Здесь С. Черный стал писать стихи и печатать их в газете. За свою жизнь он написал множество стихотворений, рассказов, сказок. Много писал для детей: это сборники «Детский остров», «Голубая книжка», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука».

ТАБЛИЦА ПО РЕФЛЕКСИИ


 

Урок 79 . Саша Черный. Стихи о животных

Урок 79 . Саша Черный. Стихи о животных

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

IV. Подготовка к восприятию произведения

IV. Подготовка к восприятию произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VI. Повторное чтение и анализ стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

VI. Повторное чтение и анализ стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Как вы понимаете слово тискаешь ? –

Как вы понимаете слово тискаешь ? –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4

Сбросит пояс с блузы И раскроет милый том –

Сбросит пояс с блузы И раскроет милый том –
Посмотрите также: