Урок
78. Путешествие по «Былям-небылицам».
Проверка и оценка достижений
(учебник,
с. 42–44; рабочая тетрадь, с. 60)
Тип урока: обобщение знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний по разделу «Были-небылицы»; участия в инсценировании; способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике) |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод |
Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, в инсценировании; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.) |
Личностные: проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Слушают в со-ответствии |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте! Были-были-небылицы Продолжаем изучать. Будем четко ход событий В наших книжках отмечать |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку. У черепашьего черепашонка У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонках На черепашьей спинке Черепашьи чоботы. Из костяных пластинок Черепашья рубашонка. – Прочитайте «птичьим базаром». – Прочитайте медленно. – Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Кто быстрее произнесет скороговорку? |
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы». – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с…. |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Мы узнаем… Мы вспомним... Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… |
|
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении». 1. Отгадывание загадок. 2. Сочинение небылицы |
– Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал).
– Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями |
Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни.
Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Станция «Распутываем небылицу про слона». 1. Работа по карточкам.
|
– Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях. Слоги в словах перепутались. Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложите правильно кусочки. Читает небылицу. Это было в воскресенье Раз, два, три, четыре, пять, У слона на дне рожденья. Помоги гостей собрать: Гости пели, веселились, Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Приседали и кружились, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил, Так кружились, так вертелись, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Что на части разлетелись. Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи! |
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
Слушают небылицу «У слона на дне рождения». Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон» |
– Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? |
|
мнению
при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль |
– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца |
Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца |
||
VI. Станция «Словесный конструктор» |
– Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения? – Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение? |
Собирают крылатое выражение из пазлов. – От маленькой радости смеются, а от большой плачут. |
Понимают
|
– А вы когда бываете счастливы? – Плакали ли вы когда-нибудь от счастья? – Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. – Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа? |
|
||
– Назовите всех героев произведения. Сколько их?
|
– Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик). |
||
– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал). |
Дают характеристику героям сказки. |
||
– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки? |
– Данная сказка авторская, нет зачина, концовки и троекратного повтора… |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Самостоятельная работа по карточкам |
Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал). – Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова. Карточка 1. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…». Карточка 2. А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец». Карточка 3. М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни» |
Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова |
Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату |
VIII. Станция «Игра в путаницу» |
Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал). – Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного. После расстановки карточек должно получиться: Злой кабан точил клыки, Портной сшил себе штаны, Пароход давал гудки, Еж гонялся за мышами, Соловей сидел на ветке, Чиж летал под облаками, Дикобраз томился в клетке, Рак усами шевелил, Кошка хвостик свой ловила, Стол накрыт к обеду был, Маша физику учила, Чайник булькал на костре, Буратино съел блины, Мальчик прыгал во дворе |
Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение |
IX. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60. • Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы» |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
X. Итог урока. Рефлексия |
Оценивают
результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения.
Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом. Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным |
Отвечают
на вопросы. |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ЗАГАДКИ
1) Передние – ласты, а задние – лапы! Есть панцирь овальный. Подобие шляпы! Другого жилья, кроме моря, не зная, Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Морская черепаха.) |
2) Короткое тело покрыто шипами! Шипами умело сразится с врагами. Раздуется важно, как шарик. И все ж… Порою, хоть страшно, плывет… (рыба-еж). |
3) Над волной дугою взвился, Спинкой черной заискрился. Мимо Гагр плывет… Афин! Белобрюхий кто? … (Дельфин.) |
4) Хрустальное блюдце! Не видите блюдца? А может быть, зонтик лежит на волнах? В нем щупальца – спицы, и если коснуться, Ожог будет сильный на ваших руках! (Медуза.) |
5) Кит-гигант! Зубастый кит! Своенравен и сердит. Прирожденный эхолот. Ест моллюсков… (кашалот). |
6) Ракообразная малышка Меняет цвет. Уж это слишком! Морских глубин цветная детка – Та симпатичная… (креветка). |
7) Была объемной, плоской стала, Фигуру время поменяло, И маскируется отлично! Под стать морскому дну обычно. (Камбала.) |
8) По всем морям оставил след, И лишь в Балтийском море – нет, Имеет панцирь как футляр, Десятиногий рак… (омар). |
9) Головоногий то моллюск – Десяток рук, присоски плюс. Довольно крупный экземпляр. А как зовут его? … (Кальмар.) |
10) Беспозвоночный, мягкотелый – Сидит в ракушке ли без дела, Или плывет как осьминог, В своем роду не одинок. (Моллюск.) |
11) Из иглокожих, но красиво В морской пучине это диво. Пять рук обычно – пять лучей! Бывает хищной. Образ чей? (Морской звезды.) |
12) Симпатичный он на вид, Хоть бывает ядовит! У моллюска – восемь ног. То придонный… (осьминог). |
13) Кит? А может быть, дельфин, Черно-белый исполин? В океанах обитает, Живность хищно поедает. (Касатка.) |
14) Как торпеда с плавниками, С очень страшными клыками! Острым нюхом жертву чует, Днем и ночью все кочует. (Акула.) |
15) Сапожник не сапожник, Портной не портной, Во рту держит щетину, В руках – ножницы. (Рак.) |
СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ворона. Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит, много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор, скорее, приглашает нас улыбнуться.
Маша. Любопытна (в значении: стремление узнать, увидеть что-нибудь новое): наблюдает за вороной, ищет, что утащила ворона. Каков возраст? Еще не ходит в школу. Автор не дает подробного описания ее внешности, только детали: чудесный ребенок, с розовыми щечками. И этого достаточно, чтобы полюбить ее. Спасает Пашку: это делает ее счастливой. Автор любуется ею.
Петровна. Няня Маши – простая женщина, видимо, пожилая, и, скорее всего, она неграмотна. Важно не то, что она говорит, а то, как говорит.
– Разбойница! – всплеск рук, много охает. Уютная, ласковая, своя, родная. Автор улыбается.
Мама. Балерина в Большом театре. Играет роль Золушки. Красивая. Два раза плачет: один раз от горя, второй раз от большой радости, счастья.
Папа. Моряк. Воевал с фашистами. Два раза тонул, ранен, чуть не погиб, защищая Родину. Патриот. В этом находит свое счастье.
Воробей Пашка. Мал, растрепан. Растрепан, потому что был в драке. Был спасен, жил у Маши целые сутки. Очень благодарен ей. Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит свое счастье. Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мертвым» – автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым.
Милиционер. Хочет показаться строгим, но на самом деле очень добр. Бескорыстен. Он, как и папа, любит родину, ее природу. Его можно назвать патриотом. Только его любовь проявляется по-другому: в готовности помочь, защитить слабого. В этом видит свое счастье. Автор: ирония («он оглянулся», потому что не хочет, чтобы кто-то заметил, что он спасает маленького воробья).
Автор (или рассказчик). Автор и Паустовский – это почти одно и то же лицо. Рассказчик щедро делится добротой, своей любовью к окружающему миру. Читателя делает счастливым, открывая для него в каждом герое что-то новое. Считает, что «все живое должно быть связано с целым миром и с каждым в отдельности».
КАРТОЧКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карточка 1
От … смеются, – ответила мама, – а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
Карточка 2
– Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова.
«Слон, оказывается, больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – …».
Карточка 3
– Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:
«…Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях… рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук».
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИГРЫ В ПУТАНИЦУ
Конверт 1 |
Конверт 2 |
Злой кабан… Пароход… Соловей… Дикобраз… Кошка… Маша… Буратино… Портной… Еж… Чиж… Рак… Стол… Чайник… Мальчик… |
сидел на ветке томился в клетке точил клыки давал гудки физику учила хвостик свой ловила сшил себе штаны все поел блины накрыт к обеду был усами шевелил летал под облаками гонялся за мышами прыгал во дворе булькал на костре |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.