Урок
80. Саша Черный. Стихи о животных.
«Воробей», «Слон»
(учебник, с. 48–49;
рабочая тетрадь, с. 61–62)
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические задачи: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова, развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведениями Саши Черного; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность; осмыслять специфику стихотворений |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы |
Личностные: осуществляют эмоциональный отклик на лирическое произведение |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают
о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. Долгожданный дан звонок – начинается урок. Очень рада видеть вас – за работу, в добрый час! – Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем урок, поделитесь со мной? Покажите на экране настроения |
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте с печальной интонацией. • Сорок сорок в короткий срок съели сырок. • Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник. • Свиристель свиристит свирелью. • Страус на стратостате осваивал стратосферу. – Что объединяет эти скороговорки? – Мы продолжим читать произведения о животных |
Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Отгадайте загадки (см. ресурсный материал). – Мы прочитаем стихотворение Саши Черного «Воробей», «Слон». Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: |
Отгадывают загадки. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
• Мы познакомимся с…. • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто эти произведения еще не читал. – Как вы думаете, о чем эти произведения? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения |
цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Работа над содержанием стихотворения «Воробей». 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Юркий – быстрый, увертливый. Бисер – мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь – отдельно, не вместе. Вкось – не прямо. Пичужка – птичка. Вьюшка – крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. – Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя. |
Работают с толковым словарем.
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, высказывают и обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществля- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении?
– Как относится автор стихотворения к воробью?
– Какое время года описано в стихотворении? – Подтвердите свое мнение строками текста. – Как можно помочь воробью? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. –
Перечитайте первые четыре строчки стихотворения. Каким вы представили себе
воробья? Помогли ли вам в этом выразительные слова (эпитеты) «серый», «юркий» – Прочитайте в толковом словаре, что обозначает слово «ритм».
– Еще раз прочитайте стихи, прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? – Как поэт относится к воробью? Обратите внимание, как он называет его.
|
– «Растрепанный воробей». К. Паустовского. – С жалостью. Он пытается накормить воробья. – Зима.
– Воробей маленький, юркий, серенький, как мышка. Глазки как маленькие бусинки. – Ритм – чередование ударных и безударных слогов. Ритм придает музыкальность стихам. – Ритм такой, как будто воробей скачет. – Поэт относится к воробью с нежностью и любовью. Он называет его так: «воробей мой», «воробьишка», «пичужка». |
ют контроль по результату. Владеют навыками выразительного чтения. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют и оценивают учебные действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
– В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте. |
– Зимой птицам холодно и голодно, поэтому надо строить кормушки и подкармливать наших пернатых друзей. |
||
– Прочитайте стихотворение выразительно, так, будто вы сами разговариваете с воробышком |
Читают выразительно стихотворение (2–3 уче- ника) |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Работа над содержанием стихотворения «Слон». 1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Бархат – плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Прочитайте стихотворение «Слон» про себя. – Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк? – Почему слон качает головой? Как объяснил это слон? Найдите эти строки в тексте. – Может ли мальчик помочь слону? Чем? – Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком? – Как относится малыш к слону?
– Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в тексте строки, которые подходят к рисунку. – Подумайте, каким голосом нужно читать слова слона?
|
Читают
произведение
– Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему чем может – предлагает ему игрушку. –
Малыш жалеет слона, |
Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют,оценивают учебные действия |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Найдите в стихотворении сравнения.
Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы: – О чем стихотворения Саши Черного: о животных или людях? – Что объединяет произведения? |
слоненка. – «Человек, такой малыш»; слон «словно мышь». Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы |
|
VI. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Выбрать из трех стихотворений то, которое больше всего понравилось, и выучить его наизусть. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Составить словарик сравнений и эпитетов по произведениям Саши Черного. • Сочинить веселую историю про слона |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их достижения |
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые стихи? – Чему нас учат стихи Саши Черного? Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями? – Заполните анкету (см. ресурсный материал). Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре. –
Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ЗАГАДКИ
1) Здесь под крышей обитаю. 2) У этого крошки столбики-ножки,
Чик-чирик! Не робей! У этого крошки глаза-поварешки,
Я бывалый... (воробей). А ушки покуда с кухонное блюдо.
(Слон.)
АНКЕТА
1. На уроке я работал активно/пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен.
3. Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным.
4. За урок я не устал/устал.
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже.
6. Материал урока мне был понятен/непонятен; полезен/бесполезен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.