Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. Б. В. ШЕРГИН «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. Б. В. ШЕРГИН «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.  Б. В. ШЕРГИН «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»
Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи: создать условия для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия, старательности Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составляют план работы по решению учебной задачи урока; коммуникативные: вырабатывают критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Уроки 109-110. Положительные качества человека. Б. В. Шергин Собирай по ягодке.docx

Уроки 109–110. Положительные качества человека.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
(учебник, с. 123–128, рабочая тетрадь, с. 79)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия, старательности

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составляют план работы по решению учебной задачи урока;

коммуникативные: вырабатывают критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. В. Шергина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабо-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Здравствуйте, ребята.                        Много интересного будем изучать,

Слышите звонок?                                 Значит, будут нам нужны

Это начинается новый наш урок.         Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

– Проверим готовность к уроку.

– Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем!

чей тетради, учебника, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте пословицы к стихотворению А. Барто «Разлука».

Проводит индивидуальную работу по карточке.

– Впишите в пословицы и поговорки пропущенные слова:

•  Старый … лучше новых двух.

•  Не бравшись за … , избы не срубишь.

•  Языком … вышивает, а как нитку взять и не знает.

•  Каждый … свое болото хвалит.

•  Весна красна цветами, а … плодами

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Прочитайте сердито; с вопросительной интонацией; скороговоркой.

 «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».

– Прочитайте чистоговорку.

– Чики-чики-чики-чок.           Повторите: жа-жа-жа!

Пусть попляшет язычок.        Цапля встретила ежа!

Повторите: цо-цо-цо!             Чики-чики-чики-чок.

Вышла цапля на крыльцо.      Ты пляши, мой язычок.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной дома работе. Читают на оценку.

 

 

 

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Откройте в учебнике с. 123 и прочитайте название раздела. («Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

– Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? (Учащиеся высказывают предположения.)

– Какое необычное название нашего раздела! Что это? (Это пословица.)

– Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете. Откройте с. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа, который будем читать.

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Б. В. Шергина

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Борис Викторович Шергин – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания... я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун» (Б. Шергин). Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, в книге «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писа-

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

тель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет... прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабелыщина», «Поморские были и сказания» – наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества... В устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль»

 

 

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Штукатурмастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Маляррабочий, занимается окраской зданий, помещений. Звание «Мастер малярного дела».

Академия – высшее научное или художественное учреждение.

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Вылощить – наводить лоск.

Паркетчик – тот, кто занимается изготовлением и настилкой паркета.

– Прочитайте сложные слова по слогам, целым словом, быстро.

кра-со-вито – красовито

не-за-леж-ли-во-го – незалежливого

сто-леш-ни-ца – столешница

от-мен-но – отменно

от-де-лы-вай – отделывай

всплес-ки-ва-ет – всплескивает

от-хва-ты-вать – охватывать

Работают с толковым словарем.

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

 

Прослушивают текст.

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Отвечают на вопросы,
определяют жанр произведения.

Аргументируют свою точку зрения

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется? (Доброй, веселой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремесел.)

– Как Ваня относился к своей бабушке? (Гордился ею.)

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

– Как старики говорили о бабушке? («Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване: «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».)

– Автор восхищается Ваниной бабушкой?

– Какую важную работу поручили Мите?

– Какие руки были у Мити? (Золотые руки.)

Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником?

– Что случилось с Митей?

– Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся находят в тексте соответствующие отрывки.)

– Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Какой мудрости научил Митю мастер? (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось», и выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)

– Прав ли оказался мастер?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулируют свое мнение и позицию.

Строят монологические выс-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберешь
кузовок».)

– Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца,
а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают».)

– Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.

– В рассказе встречаются фразеологизмы – устойчивые словосочетания, употребляемые в нашей речи. Объясните значение словосочетаний.

Золотые руки – умение, способность очень хорошо делать что-либо.

Ни на полмизинцанисколько.

Комар носа не подточит – сделанное безупречно, не к чему придраться.

Работа будет тяп-ляпнебрежно, кое-как, не стараясь.

– Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

– Прочитайте диалог мастера и Мити. Передайте при чтении волнение, озабоченность, тревогу Мити.

Проводит работу над планом рассказа.

– Восстановите цепь событий в рассказе.

«Доска превращалась в цветущий сад».

«Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». – Итак, что же у нас получилось? (Составили план рассказа.)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Выберите из рассказа все пословицы и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения?

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

в рабочих тетрадях

на печатной основе.

Отвечают на вопрос

казывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить чтение по ролям рассказа Б. Шергина.

•  Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Можно ли советом мастера воспользоваться в ваших повседневных делах?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Украсить торт».

•  Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

•  Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

•  Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки 109–110 . Положительные качества человека

Уроки 109–110 . Положительные качества человека

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 тель в

Продолжение табл. 1 2 3 4 тель в

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017