Урок 111.
А. П. Платонов «Цветок на земле»
(учебник, с. 129–136,
рабочая тетрадь, с. 80)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи:
создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле»; научатся делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения |
Метапредметные: познавательные: сравнивают эпизоды одного текста между собой; понимают идею произведения в ходе анализа; делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; понимают и объясняют исследовательские задачи, стоящие перед группой, планируют работу в группе; оценивают результаты работы в группе; коммуникативные: участвуют в диалоге с товарищами в группе; обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют; дают корректные советы по оформлению результатов работы группы |
Личностные: высказываются позитивно о пожилых людях, озвучивают стремление заботиться о них; осмысливают понятия «мудрость» и «тайна жизни», объясняют их по просьбе учителя |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет А. П. Платонова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Заходите, дети, в класс, Все, что нужно, принесли? Прозвенел звонок сейчас. А теперь тихонько сели, Все тихонько быстро встали, На меня все посмотрели. Подравнялись и собрались. Начинаем наш урок, Скажем: «Здравствуйте» друг другу Рты закрыли на замок. И посмотрим на столы: – Проверим готовность к уроку. Использует методику «Настроение». – Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Назовите действующих лиц рассказа Б. Шергина. – Прочитайте по ролям диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? – Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя. – Расскажите о бабушке по произведению Б. Шергина. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте скороговоркой по три раза. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Осуществляют
актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
В цветнике цветут цветы |
|
уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проводит игру «Кузовок». – Продолжите пословицы: • Что посеешь… (то и пожнешь). • Без труда… (не выловить и рыбку из пруда). • Сделал дело… (гуляй смело). • С кем поведешься… (от того и наберешься). • Как аукнется… (так и откликнется). • За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь). • Что написано пером… (не вырубишь топором). • С книгой жить… (век не тужить). • Любишь кататься… (люби и саночки возить). • Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь). – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке
будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и
высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприя- |
Рассказывает о творчестве А. Платонова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фото- |
Осуществляют анализ |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
тию произведения. Знакомство с биографией автора |
|
графии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Нынче – теперь, сейчас. Уморились – устали. Глаза смежать – закрывать. Испить – попить, выпить. Осерчать – рассердиться. Глаза жмурятся – сужаются веки. – Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (Без интереса.) – Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните. (87 лет – деду, 7 лет Афоне.) – О чем эта строчка «Руки много земли испахали»? (Трудолюбивый человек.) – Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»? (Дед – труженик, много работал.) – О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.) – Как вы понимаете смысл слова «пытать?» (Познавать, изучать.) |
Работают с толковым словарем
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? |
Прослушивают
текст. Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – О какой войне идет речь в произведении? (О Великой Отечественной войне.) |
учителя. Аргументируют свою точку зрения |
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.) – Как автор описывает Афоню? Прочитайте отрывки из произведения. – Опишите внешность деда Тита по плану: борода; руки; глаза. – Откройте план характеристики героя (см. ресурсный материал). Составьте характеристику Афони. – Где жил герой? (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.) – Перечислите его поступки. – Что можете сказать о внешности мальчика? – А каким вы его себе представляете? – Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Ценил внутреннюю красоту.) – Что вы можете сказать о характере Афони? (Добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.) – Почему Афоня все время будил деда? (Он любознательный, боялся, что дед умрет и не успеет рассказать все, что знает.) – Сколько раз внук его будил? (4 раза.) – Найдите в тексте описание рук деда. Прочитайте. (Читают описание на с. 130.) – Как относится автор к герою? (С симпатией, называя его «маленький Афоня», «добрый внук».) – Выскажите свое отношение к герою рассказа. – Найдите диалог деда с внуком. |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Прочитайте диалог деда и мальчика по ролям. Помните, как говорит пожилой человек и маленький мальчик. – Найдите в тексте метафоры, олицетворения, сравнения. Заполните таблицу в тетради (см. ресурсный материал). Коллективно составляют план рассказа. 1. Скучно Афоне жить на свете. 2. Дед Тит. 3. Опять скучно жить на свете. 4. Проснулся ненадолго. 5. На печи рядом с дедом. 6. Пошли «белый свет пытать». 7. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… 8. Гребешок для деда. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – На протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера.) – Вы дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. Давайте вернемся в самое начало рассказа и проследим за мальчиком с утра того дня до конца рассказа. – Как вел себя мальчик в начале рассказа? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать.) – А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…) – А что было потом? (Снова назойливо тормошил деда разговорами.) – Словами мальчик его не поднял, что же он сделал? (Залез на печь и уморился его будить – сам заснул.) – А проснувшись, что он еще сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда.) – Так каким же был Афоня в начале того дня? (Очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду.) – Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня. Так что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал |
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
|
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
от деда удивительное чудо, главное дело.) – Что значат для него слова: «Самое главное дело на земле»? (Труд делает жизнь, создает ее.) – Прочитайте объяснение деда на с. 134 до слов «…мы хлебу расти помогаем». Объясните его слова. (Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь.) – Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ? (Цветок, когда отцветает, дает семя. Внук – продолжение жизни. Человек остается в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.) – Какова же главная мысль рассказа? (Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.) – Дайте характеристику героям рассказа (см. ресурсный материал). – Найдите общую черту в описаниях героев. (Труженики, трудолюбивые.) – Чему научил вас этот рассказ? (Старшее поколение передает нам свой жизненный опыт, мудрость; учит правильной жизни.) Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запишите свои мысли. |
Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопрос |
|
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Подготовить текст – описание своего дедушки и записать в тетрадь. • Выбрать эпизоды, описывающие дедушку, и подготовить выразительное чтение этих эпизодов |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Чему научил вас этот рассказ? – Понятие «труд» – одно из ключевых в рассказе. Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку, и людям. Труд превращает мертвое в живое. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Кто помог понять эту истину Афоне? (Дед.) – А нам, читателям? (Автор.) – Значит, старшее поколение передает новому поколению свои знания, свой опыт, свою мудрость – взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости. А чтобы семена дали крепкие ростки, необходим труд. – Какую главную мысль хочет донести до читателей автор? Внук – продолжение жизни. Человек остается в поколениях в своих детях, внуках, правнуках. – Как вы думаете, почему А. П. Платонов именно так назвал свой рассказ? Цветок – ребенок, который также тянется к жизни, к знаниям, к мудрости. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, к людям, к жизни и работе. Он вырастет настоящим человеком, так как у него крепкие, здоровые корни. –
Мы с вами сделали вывод, чему учат рассказы Платонова, и «мудрости» набрали – Почему этот рассказ отнесли к этой теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Поляна» (см. ресурсный материал) |
|
|
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О А. П. ПЛАТОНОВЕ
Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951) – русский писатель (прозаик).
Родился Андрей Климентов в Воронеже в рабочей семье. Образование в биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) было получено вначале в церковноприходской школе. После ее окончания стал учиться в училище. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать.
Писать стал во время Гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность. Тогда в своей биографии Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик.
После окончания политехникума в 1924 году Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как и у многих людей того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного.
Затем в краткой биографии Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок» произведения писателя отказываются публиковать. Лишь во время Великой Отечественной войны повести Платонова снова печатаются. Платонов, как и во время Гражданской войны, работает военным корреспондентом, что, вероятно, открыло ему доступ к печати.
Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, и теперь уже навсегда. Вероятно, такие события на протяжении всей биографии Андрея Платонова привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года от туберкулеза.
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ
1. Имя героя, его место жительства.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3. Опишите внешность и характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.
ЯЗЫКОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА А. ПЛАТОНОВА «ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»
Выразительные средства языка |
Примеры из текста |
Кому принадлежат слова |
Метафоры |
Глаза жмурятся, глаза смежать, они (глаза) выцвели На дворе солнце горит Слезы плачут Часы-ходики сами уморились и хотели уснуть Дед не спит и глядит глазами (смотрит) |
дед Тит Афоня Афоня автор автор |
Олицетворения |
Пойдем белый свет пытать Мертвый песок (о цветах) поднявшие добрые лица Он (цветок) из смерти работает жизнь, мертвую… землю обращает в живое тело |
дед дед автор дед |
Сравнения |
Кожа на них (руках) стала как кора на дереве; (Афоня) сам как цветок |
автор (описание рук деда) |
Эпитеты |
Толстые черные жилы (о руках деда) Мертвую черную сыпучую землю (цветок обращает в живое тело), пахнет чистым духом (от цветка), белый свет |
автор дед
автор |
Просторечная лексика |
Нынче на свет буду смотреть, (о цветах) они тебе ничего не сказывали папы нету, «ты опомнился» (проснулся), знаю про все, надо у них (у цветов) допытаться Нынче утром, смотрел через окно. Эти руки земли много испахали |
дед Тит Афоня Афоня
автор |
Юмор легкий, слова со значением оценки |
Описание бороды деда и комара, улыбнулся своему доброму внуку, кротко улыбнулся (дед); Афоня, прильнув к его (деда) доброй… груди, пахнувшей теплой землей |
доброта, нежность в голосе автора |
Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
Комарик, цветок жалконький, гребешок |
автор |
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ РАССКАЗА
Афоня |
Дед Тит |
Цветок |
добрый отзывчивый наблюдательный любознательный трудолюбивый, как цветок |
старый большие руки добрая грудь, пахнувшая теплой землей пахарь много земли испахал святой труженик советчик учитель |
терпеливо растущий жалконький живой тело сделал из мертвого праха (то, что осталось от умершего тела; пыль) самый святой труженик счастливые с добрыми лицами дышащие чистым духом в белый свет |
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЯНА»
Цель: оценить содержание этапов урока.
Содержание: на доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с текстом, словарная работа и т. д.). У каждого ребенка – бабочка. Учитель предлагает детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.