Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ. М. ПРИШВИН «МОЯ РОДИНА»
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ. М. ПРИШВИН «МОЯ РОДИНА»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ. М. ПРИШВИН «МОЯ РОДИНА»
Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм
пришвин.docx

Уроки 85–86. Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
(учебник, с. 57–59; рабочая тетрадь, с. 65)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план
и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
М. М. Пришвина «Моя Родина»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя
М. Пришвина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (есть ли в нали-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте

И решенье принимайте.

Не пройдет ваш даром труд –

Пользу знанья принесут 

чии рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой и цветные карандаши, ластик, указка). Определение самоготовности («на-строен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Сравните стихотворения Л. Квитко и М. Исаковского в рабочей тетради (с. 64).

Каким вы представили ветер в стихотворении М. Исаковского? (Ветер небольшой
и несильный, так как он вышел, постучал, пробежал.)

– А у Л. Квитко? (Ветер сильный, сбивает с ног, так как он воет, завывает, гнет, сбивает, тащит.)

Проводит упражнения на дыхание:

«Свеча» – глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.

«Погаси свечу» – вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» – вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» – продолжительный выдох на звук «з» с хлопком в конце.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте выразительно.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Объясните пословицы.

Родина – мать, умей за нее постоять. 

Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит журавль на отлете)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Читают на оценку. Сравнивают стихотворения.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

 Решите кроссворд и прочитайте выделенные слова (см. ресурсный материал).

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Береги все живое – растения, животных...)

– Мы начинаем изучать произведения нового раздела «Люби живое». Многие поэты и писатели, так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. М. Пришвина

Решают кроссворд. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Осуществляют логические действия

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомст-

Организует работу в группах по карточкам.

– Вы лучше поймете произведение, его сюжет, прочитав выдержки из биографии
М. Пришвина.

– Вспомните правила работы в группе. Каждая группа получает карточку, читает

Рассказывают о творчестве автора, свой рассказ сопровождают показом фотографий из фото-

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуали-


Продолжение табл.

1

2

3

4

во с биографией автора: работа в группах

информацию о жизни и творчестве писателя, готовит мини-сообщение.

– Что узнали о жизни Пришвина?

– Каких животных особенно любил автор и чему завидовал?

– Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой.)

– Где побывал М. Пришвин?

архива семьи М. Пришвина (см. ресурсный материал)

зацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

 

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения.

3. Беседа по содержанию прослушанного

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кладова́я, -ой, ж.

1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. Кладовая
в доме. Особая кладовая Эрмитажа.

2. Перен., чаще мн. ч. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).

– В тексте произведения встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Читайте плавно, по слогам, затем целыми словами.

                                          со-кро-ви-ща – сокровища

кла-до-ва-я – кладовая

встре-чал-ся – встречался

про-буж-да-ет-ся –пробуждается

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Какое по жанру произведение? Докажите.

– Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толко-

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос учителя, определяют жанр произведения.

Аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосно-вывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату, логические действия. Принимают и сохраняют учебную
задачу


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.».

– С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

 

 

– Чем угощала мать будущего писателя?

– Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

– Обратите внимание, как автор очень точно описывает и называет природу. Как

хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным. Природа на латинском языке переводится как «натура». Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты

 

 

– Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.

«Мать угостила меня чаем с молоком».

– Научился вставать рано, до солнца

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

1. Повторное чтение произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

 

 

– Всегда ли Пришвин жил в деревне?

– В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.

 

 

 

 

– Михаил Пришвин пробуждался вместе с животным и растительным миром.

О чем это говорит?

– Какое значение он придает раннему подъему?

 

 

 

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

 

– «Потом и в городе

я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

 

– Он очень любил природу.

«Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Куда уходил Пришвин после чая?

 

– В чем заключалась охота писателя?

 

– Что это за находки?

 

 

– Мы не раз говорили о том, что без растений и животных жизнь на Земле невозможна. Что значит «охранять природу»?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

 

 

 

 

 

 

 

– К кому же обращается писатель в конце очерка?

 

 

– Что значит «кладовая солнца»?

 

 

 

 

 

 

– Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?

 

«После чаю я уходил
на охоту».

«Моя охота была тогда
и теперь – в находках».

«Старался найти в природе то, чего еще никогда не видел».

– «Охранять природу – значит охранять Родину».

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Писатель обращается
к детям, которые читают его книги.

– Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

– «Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.

свое мнение

и позицию.

Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа в рабочей тетради

– К чему призывает Пришвин? Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

 

 

– Очерк М. М. Пришвина заканчивается пословицей: «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

 

 

 

 

 

– Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

•  Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

•  Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

•  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

•  Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

•  Родина – мать, сумей за нее постоять.

•  Человек без Родины что птица без крыльев.

•  На чужой сторонушке рад своей воронушке.

•  Своя земля и в горсти мила.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

– Вспомните произведения, которые вы прочитали о животных и природе. Составьте список произведений, которые вы советовали бы прочитать своим друзьям.

Проверяет ответы учащихся.

«Синичкин календарь» В. В. Бианки, «Подводная газета» Н. И. Сладков, «Колюшка-храбрюшка» Г. Я. Снегирев, «Про больших и маленьких» Е. И. Чарушин

– Пришвин призывает охранять Родину. «Охранять природу – значит охранять Родину».

Вывод: писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

VII. Самостоятельная работа

Проводит тестирование.

– Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые встречались в тексте

Выполняют задания теста (см. ресурсный материал)

Владеют навыками самостоятельной работы


Окончание табл.

1

2

3

4

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Читать выразительно, ответить на вопросы в учебнике.

•  Пересказать текст, выучить последний абзац.

•  Подобрать однокоренные слова к слову «Родина»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: были активными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно – закрасьте другой сектор и т. д. (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 


Ресурсный материал к уроку

КРОССВОРД

1. Глаза – на рогах, а домик – на спине. (Улитка.)

2. Идет с бархана на бархан

    Двугорбый желтый великан.

    Нести поклажу – тяжкий труд –

    В пустыне может лишь… (верблюд).

3. Спал цветок и вдруг проснулся –

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)

4. Пришла из лесу

    Птичница в рыжей шубке –

    Кур посчитать. (Лиса.)

5. Жу-жу, жу-жу,

    Я на ветке сижу,

    Букву Ж всегда твержу.

    Зная твердо букву эту,

    Я жужжу весной и летом. (Жук.)

6. Весь день рыбак в воде стоял,

    Мешок рыбешкой набивал.

    Закончив лов, забрал улов,

    Поднялся ввысь и был таков. (Пеликан.)

7. Прилетела на базар,

    Громко всем сказала: «Кар!

    Пусть я в школе не учена,

    Но умна, ведь я – … (ворона)».

8. С хозяином дружит,

    Дом сторожит.

    Живет под крылечком,

    А хвост колечком. (Собака.)

9. С ветки на ветку могу я летать

    Рыженький хвост никому не поймать.

    Некогда летом в лесу мне играть –

    Надо грибы для зимы собирать. (Белка.)

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О М. ПРИШВИНЕ

1-я группа. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там Пришвин окончил университет, стал агрономом. Собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

2-я группа. …Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

3-я группа. «Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее Север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо».

4-я группа. «Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом».

ТЕСТ

1. Мать угостила меня…

    а) чаем;

    б) кофе с молоком;

    в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе…

    а) я вставал на заре;

    б) я вставал с первыми петухами;

    в) я вставал рано.

3. После чаю…

    а) я уходил на охоту;

    б) я уходил на работу;

    в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца…

    а) с драгоценными камнями;

    б) с великими сокровищами жизни;

    в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

    а) сказку;

    б) рассказ;

    в) очерк.

6. Пришвина зовут…

    а) Михаил Михайлович;

    б) Михаил Максимович;

    в) Максим Михайлович.


СХЕМА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Уроки 85–86 . Автобиографическое повествование

Уроки 85–86 . Автобиографическое повествование

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

IV. Подготовка к восприятию произведения

IV. Подготовка к восприятию произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 во с биографией автора: работа в группах информацию о жизни и творчестве писателя, готовит мини-сообщение

Продолжение табл. 1 2 3 4 во с биографией автора: работа в группах информацию о жизни и творчестве писателя, готовит мини-сообщение

Продолжение табл. 1 2 3 4 вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях,

Продолжение табл. 1 2 3 4 вом словаре: «Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях,

VI. Повторное чтение и анализ произведения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 3

Окончание табл. 1 2 3 4

Окончание табл. 1 2 3 4

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1

Ресурсный материал к уроку КРОССВОРД 1

Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу,

Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу,

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к…

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к…

СХЕМА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СХЕМА ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ