Урок
95. Б. С. Житков «Про обезьянку»
(учебник, с. 83–97;
рабочая тетрадь, с. 69)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Б. С. Житкова; проверки умения составлять краткий пересказ, используя картинный план; обучения приемам, способствующим выразительному чтению, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; способствовать развитию интереса к чтению |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с
произведением научатся читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; выделять события, составляющие основу художественного произведения |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; коммуникативные: вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям |
Личностные: осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. Житкова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку. Учитель использует метод «Ассоциации»: – Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) К – красота… О – органичность… М – мама… Ф – фантазия… О – отдых… Р – радость… Т – тепло… |
самоготовности («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Подбирают слова |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Перескажите историю от лица обезьянки.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение с веселой интонацией. – А сейчас прочитайте скороговоркой. Апельсины и бананы очень любят обезьяны. Любят детки, любят мамы. Могут съесть их килограммы. Любят папы-обезьяны апельсины и бананы. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами.
– Прочитайте слоги и соберите слова |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную
цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке мы продолжили изучение произведения Б. Житкова «Про обезьянку», будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения. – Назовите героев произведения. – Составьте слова из слогов и букв: БЕЗЬЯНОКА – обезьянка, ЛЬШМАК – мальчик, РИЩВАТО – товарищ |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Эти слова вам о чем-то говорят? – Как называется рассказ, который мы читали на уроке и дома? Кто его написал? – От чьего имени ведется рассказ? – Как попала обезьянка к мальчику? Прочитайте диалог по ролям. – Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? – Почему он сказал: «Я глазам своим не верил?» – Расскажите, как выглядела обезьянка. – Как встретили обезьянку в семье мальчика? – Прочитайте, как Яшка провел вечер в новой семье. – Как решили оставить Яшку на ночь? – Прочитайте, как ловили Яшку. – Где переночевал Яшка? – Что мальчик сделал, когда пошел в школу? А почему он это сделал, как вы думаете? |
Читают произведение емого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Найдите отрывки, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны. – Что значит выражение «отец поймал и отдул Яшку»? – Расскажите, как Яшка вел себя с наступлением зимы. – Расскажите, как Яшка примирился с отцом. – Что Яшка делал, когда хотел понравиться? – Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости. Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и летчика Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»? |
|
Договариваются. Приходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату |
V. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование детей (см. ресурсный материал) |
Выбирают правильные ответы |
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей |
VI. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Написать письмо о том, как ухаживать за домашними питомцами. • Подготовить сообщение о домашних питомцах |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор? – Что понравилось в рассказе? – Может ли животное жить рядом с человеком? Какие ему нужны для этого условия? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Выполните упражнение «Поезд» |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ТЕСТ
Выберите правильный ответ.
1. У какой обезьянки нет хвоста?
а) У павиана; б) у игрунка; в) у макаки.
2. За что папа рассердился на Яшку?
а) Яшка обрывал цветы, что стояли у нас на окнах.
б) Яшка на занавесках качается.
в) Катался на дверях, как на каруселях.
3. Ему очень нравилось греться около лампы. Он дремал, ______________, глядя, как я тыкаю пером в чернила.
а) как старичок на солнышке;
б) совсем как ребеночек;
в) как игрушечный человек.
4. Яшка долго злился на отца. Из-за чего примирился Яшка с папой?
а) Из-за изюма; б) сахара; в) конфет.
5. Яшка становился очень ласковым, залезал на плечи и начинал в голове искать.
а) Это значит – он вас уж очень любит.
б) Вот и ребеночек!
в) Всю прическу маме осадил.
6. Яшка поймал _________, повертел – прыг на колени к даме и стал ________ на зуб пробовать.
а) Яблоко; б) зеркальце; в) портсигар.
7. Как звали рыжего пса?
а) Яков; б) Барбос; в) Каштан.
8. Сажа летает по комнате, а он сидит и рычит на ___________.
а) лампу; б) собаку; в) страшного зверя.
9. А _____________ ему так понравилась, что он стал орать, чтоб ему еще дали. Его запеленали и три дня не пускали на двор.
а) Известка; б) касторка; в) штукатурка.
10. Кто стал врагом Яшки?
а) Кот; б) пес; в) дама.
11. И раз так на дворе ________ наелся, что еле-еле его отходили. Яшка стонал, на глазах слезы, и на всех капризно смотрел.
а) Объедками; б) чаю с сахаром; в) изюму.
12. Как не стало Яшки в доме, я видел, что ____________________, хоть признаваться и не хотели.
а) Все немного скучали;
б) Яков стал царем во дворе;
в) Яшка ожил и еще больше проказил.
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОЕЗД»
Цель: оценка содержания урока.
Содержание: на парте перед каждым ребенком два жетона-смайлика: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске – поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают поместить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» – в тот, который символизирует задание, показавшееся неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.