Уроки
87–88. О братьях наших меньших. И. С.
Соколов-Микитов «Листопадничек»
(учебник, с. 60–67;
рабочая тетрадь, с. 66–67)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся
с произведением научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план |
Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания |
Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне |
Сообщают
о готовности |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 1) Игра «Доскажи словечко».
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Проводит игру «Доскажи словечко». – Мать моя вставала… (рано). – Мать угостила меня… (чаем с молоком). – Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону. – Я начал вставать до… (солнца). – Потом и в городе я вставал… (рано). – После чаю я… (ходил на охоту). – Моя охота была в… (находках). – Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни). |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Участвуют в игре.
|
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают |
2) Беседа. |
– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил в этом рассказе? – Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный, родня, родные, родимый, род.) – Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья! |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»). – Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них. |
|
ния по существу полученного задания |
2. Речевая разминка |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией. – Прочитайте с утвердительной интонацией. – Прочитайте с сердитой интонацией. – Прочитайте с веселой интонацией. – Прочитайте с ускорением. Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры. – Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.) |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Отгадайте загадки. Есть на речках лесорубы Что за зверь лесной В серебристо-бурых шубах. Встал, как столбик, под сосной Из деревьев, веток, глины И стоит среди травы – Строят прочные плотины. Уши больше головы. (Бобры.) Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) – Что вы знаете о бобрах? – Что вы знаете о зайцах? – Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
будем читать о них.) – Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.) – Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему? – Как называют зайцев, родившихся осенью? У нас в семье большая радость, Пусть листья падают, летят, В канавке теплой, под осинкой, Три листопадничка лежат. – Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? – Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка? – Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название. –
Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией |
и составляют план чтения |
речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведе- |
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал). – Что вы узнали об авторе? |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. |
Осуществляют анализ объектов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
ния. Знакомство с биографией автора |
– Когда и где он родился? – Где он учился? – Кем работал? – Как он жил последние годы? |
Задают вопросы о творчестве автора |
с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом. Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п. Ходко (разг.) – легко и быстро. Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных. Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой. Мигом – очень быстро. Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех. Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно. Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке). Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды. – Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»? |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют
анализ произведения. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию прослушанного |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.). – Какая эта сказка? (Авторская.) – Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал). – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – О ком это произведение? – В какое время года появились зайчата? – Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет? – Где живут зайцы? – Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу? – Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему? – Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны? – О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа? – Какие еще птицы улетают на юг? Почему? – Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас? – Как животные готовятся к зиме? – Как бобры строили свою плотину? – Как бобры спасали Листопадничка? – Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ? – Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.) |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Повторное чтение и анализ произведения. 1. Повторное чтение произведения. 2. Беседа по содержанию прочитанного. |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?
– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.)
– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? – Как улетали журавли? – Как вели себя другие звери? – Кого встретил зайчонок во время путешествия? – Как провел зайчонок зиму? – Почему зайчонок остался в хатке бобров? – Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются? – Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения? – Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика? – Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор: • мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края); • непослушный (убежал из дома, ослушался маму); • любознательный (задает вопросы бобрам); • терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров); • добрый (помогал нянчить бобрят); • заботливый (кормит бобрят); • смелый (научился плавать); •
любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, – Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор: • трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом |
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Дают характеристику Листопадничка, сверяя с образцом.
Дают характеристику |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают
собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою
точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному
эталону. Формулируют свое мнение Строят
монологические высказывания. Адекватно |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу); • запасливые (готовят корм на зиму); • гостеприимные (приютили зайца); • заботливые (волнуются за бобрят); • смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении); • чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок). Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор. • Много спать – дела не знать. • Дома и стены помогают. • Всякий кулик свое болото хвалит. • Чужая сторона – дремучий бор. • В гостях хорошо, а дома лучше! • Друзья познаются в беде. |
бобров, сверяя с образцом.
|
Делают выводы, извлекают информацию из различных сточников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
3. Выборочное чтение. |
– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?
– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».
– А как вы понимаете слово «отчаянный»?
– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома. – Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров. – Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью? – Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? |
– Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни. – «Крепко-крепко», «возле матери», «в родном гнезде». – Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный. – Совершил необдуманный поступок.
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Что вызывало тревогу и слезы зайчат? – Как их успокаивала мама? – Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло? – Какой можно сделать вывод? – Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке? • На чужой стороне и весна не красна. • На чужой сторонушке рад своей воронушке. – Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа? |
Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете. |
|
4. Чтение по ролям. |
– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц. Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям. – Разгадайте кроссворд (см. ресурсный материал). Ключевое слово: листопадничек. |
|
|
5. Работа в рабочей тетради |
Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими |
Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. Записывают: «решительным», «легкомысленным», «беспокойным» и т. д. |
|
VII. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование. – Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал) |
Записывают верные ответы на тестовые задания |
Владеют навыками самостоятельной работы |
VIII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину. • Подготовить пересказ от лица Листопадничка. • Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. • Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ |
|
|
IX. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что означает слово «листопадничек»? – Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения: Мне понравилось… Мне показалось интересным… Я восхищаюсь… Если бы я был художником, то… Если бы я был автором, то… – Понравилась ли вам работа на уроке? – А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. – Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»! |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ
И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.
Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.
СХЕМА СКАЗКИ
КРОССВОРД
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Перелетные птицы. (Журавли.) 2. Животные, залегающие на зиму в спячку. (Ежи.) 3. Время года, когда рождаются листопаднички. (Осень.) 4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» родились зайчата. (Болото.) 5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам. (Бобры.) 6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды. (Плотина.) 7. Жилище бобров. (Хатка.) 8. Враг бобров. (Выдра.) 9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»? (Рыбина.) 10. Растение, веточками которого питаются бобры. (Ива.) 11. Листопадничек – это… (зайчонок). 12. Лакомство зайцев. (Репка.) 13. Произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» – это… (сказка). |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
5 |
|
7 |
|
|
|
|
12 |
13 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ
1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?
а) Мать-зайчиха;
б) седой Бобр;
в) выдра.
2. Как называется в хатке бобров место хранения корма?
а) Кладовая;
б) плотина;
в) нора.
3. У старой зайчихи на болоте родились…
а) Три маленьких зайчонка;
б) два маленьких зайчонка;
в) четыре маленьких зайчонка.
4. Этот незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.
а) Жадная росомаха;
б) разбойница-выдра;
в) злая рысь.
5. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?
а) Беляками;
б) русаками;
в) листопадничками.
6. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?
а) Чтобы поиграть в лесу;
б) искать журавлиные теплые страны;
в) ходить по плотине.
7. Для кого стал нянькой маленький зайчонок?
а) Для долговязых журавлят;
б) маленьких зайчат;
в) пушистых бобряток.
8. Какие звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок?
а) Бобры;
б) лисицы;
в) выдры.
9. А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку…
а) Лапки;
б) хвостик;
в) ушки.
10. Выход из бобровой хатки один – …
а) Под водою;
б) на болоте;
в) в уголке на сене.
11. Бобровое кушанье – это…
а) Репка;
б) рыбина;
в) ивовая и осиновая кора.
12. Сколько в бобровой хатке этажей?
а) Два;
б) три;
в) четыре.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.