Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. М. ЗОЩЕНКО «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. М. ЗОЩЕНКО «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. М. ЗОЩЕНКО «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»
Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке Планируемые результаты Предметные: познакомятся с произведением М. М. Зощенко; научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке Метапредметные: познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа; регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов; коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам Личностные: осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писатель М. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни
Урок 114. Образы детей в произведении М. М. Зощенко Золотые слова.docx

Урок 114. Образы детей в произведении М. М. Зощенко «Золотые слова»
(учебник, с. 144–153)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением М. М. Зощенко;

научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке

Метапредметные:

познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов;

коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам

Личностные:

осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писатель М. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабо-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.

– Здравствуйте! Садитесь! Проверим готовность к уроку. (Использует методику «Настроение».)

– Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

чей тетради, учебника, ручки, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

2. Речевая разминка

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте диалог Артема и мамы по ролям.

– Перескажите произведение от лица Артема.

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение.

•  Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

•  Сердечное слово до сердца доходит.

•  Малое слово большую обиду творит.

•  Ласковое слово что весенний день.

•  От хорошего слова и камень добреет.

•  Худое слово и медом не запьешь.

•  Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.

•  Ласковым словом и камень растопишь.

•  Язык голубит, язык и губит.

•  Недоброе слово больней огня жжет.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения

по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

– Пословицы, которые вы вспомнили, действительно доказывают, что «слово – дело великое», как говорил Лев Толстой. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». И мудрый писатель советовал: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого. Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит». Проведем небольшой конкурс пословиц о слове и языке. Кто больше пословиц вспомнит, тот и выигрывает

 

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока. Сегодня на уроке мы должны разобраться в идейном содержании рассказа, поучимся анализировать прочитанное и отбирать материал для выборочного пересказа (пересказа с изменением лица повествования).

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. М. Зощенко.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве М. М. Зощенко, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).

– Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя?

– Что вы можете сказать о нем как о гражданине?

– Какие качества характера можете еще перечислить?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Прельщать стать заманчивой, приятной. (Во-первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лелей в особенности прельщала.)

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – тот, кто отравился угарным газом.

Развязно излишне свободно и непринужденно в обращении с другими. Например: Ввиду того что дети действительно вели себя развязно, они не оправдали наших надежд…

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторить без конца – говорить очень быстро, без остановки.

Сидеть как на иголках сидеть в крайнем волнении, беспокойстве от ожидания.

Желать загладить происшествие – исправить положение.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.
Согласовывают усилия по решению учебной задачи.

Осуществляют контроль
по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– Кто главные герои рассказа? (Главные герои рассказа Минька и Леля.)

– От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от первого лица, рассказчик – Минька.)

– Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы?

(Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему? (Случай с маслом. Понравился больше всего, так как ситуация, которая произошла с мальчиком, вызывает смех.)

– Как бы вы озаглавили данный эпизод? («Незабываемый ужин».)

 

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Почему дети любили ужинать со взрослыми?

– Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

– Как наказал отец Миньку и Лелю?

– Расскажите, как нужно себя вести за столом во время еды.

– Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

– Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

– Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

– Как изменилось поведение Лели и Миньки?

– Почему это произошло?

– Почему папа назвал их поведение глупым? (Леля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но все надо делать с умом, с учетом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?

(Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд.)

– Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? В чем она заключается?

(Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И, может быть, поэтому он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.)

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию

Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить план произведения, пользуясь алгоритмом, который дан в рабочей тетради на с. 55.

•  Подготовить пересказ от лица Лели

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О М. М. ЗОЩЕНКО

Русский писатель Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 г. в Петербурге. Его отец, потомственный дворянин, был художник, мать – актриса, которая тоже писала рассказы. В семье было 8 детей.

В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт во время Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награжден орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всем, что видел и слышал.

В 1921 году вышла его первая книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись, и этот смех вылечивал, люди постепенно расставались с недостойными привычками. Сначала Зощенко писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребенок», «Елка». Затем было опубликовано еще несколько десятков рассказов, и Зощенко стал замечательным детским писателем.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще на войне, всю жизнь напоминала о себе. В возрасте 64 лет Зощенко умер в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 114 . Образы детей в произведении

Урок 114 . Образы детей в произведении

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

VII. Домашнее задание

VII. Домашнее задание

Зощенко стал замечательным детским писателем

Зощенко стал замечательным детским писателем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017