Урок
114. Образы детей в произведении М. М.
Зощенко «Золотые слова»
(учебник, с. 144–153)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением М. М. Зощенко; научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке |
Метапредметные: познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа; регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов; коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам |
Личностные: осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писатель М. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнится Ваша душа до донышка. – Здравствуйте! Садитесь! Проверим готовность к уроку. (Использует методику «Настроение».) – Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! |
чей тетради, учебника, ручки, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте диалог Артема и мамы по ролям. – Перескажите произведение от лица Артема.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте пословицы по слогам. Объясните их значение. • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. • Сердечное слово до сердца доходит. • Малое слово большую обиду творит. • Ласковое слово что весенний день. • От хорошего слова и камень добреет. • Худое слово и медом не запьешь. • Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает. • Ласковым словом и камень растопишь. • Язык голубит, язык и губит. • Недоброе слово больней огня жжет. – Прочитайте сердито. – Прочитайте с удивлением. |
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу. высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Прочитайте скороговоркой 3 раза. – Пословицы, которые вы вспомнили, действительно доказывают, что «слово – дело великое», как говорил Лев Толстой. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». И мудрый писатель советовал: «Берегись такого слова, которое разъединяет людей». Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого. Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит». Проведем небольшой конкурс пословиц о слове и языке. Кто больше пословиц вспомнит, тот и выигрывает |
|
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. Сегодня на уроке мы должны разобраться в идейном содержании рассказа, поучимся анализировать прочитанное и отбирать материал для выборочного пересказа (пересказа с изменением лица повествования). – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем
учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать
свою точку зрения; познакомимся с биографией |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора |
Рассказывает о творчестве М. М. Зощенко, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал). – Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя? – Что вы можете сказать о нем как о гражданине? – Какие качества характера можете еще перечислить? |
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Прельщать – стать заманчивой, приятной. (Во-первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лелей в особенности прельщала.) Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – тот, кто отравился угарным газом. Развязно – излишне свободно и непринужденно в обращении с другими. Например: Ввиду того что дети действительно вели себя развязно, они не оправдали наших надежд… Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. – Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. Тараторить без конца – говорить очень быстро, без остановки. Сидеть как на иголках – сидеть в крайнем волнении, беспокойстве от ожидания. Желать загладить происшествие – исправить положение. |
Работают с толковым словарем. |
Осуществляют анализ
произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
форме, обосновывают свое мнение. Осуществляют контроль |
2. Первичное чтение произведения |
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – Кто главные герои рассказа? (Главные герои рассказа Минька и Леля.) – От чьего лица ведется повествование? (Повествование ведется от первого лица, рассказчик – Минька.) – Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы? (Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни.) |
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему? (Случай с маслом. Понравился больше всего, так как ситуация, которая произошла с мальчиком, вызывает смех.) – Как бы вы озаглавили данный эпизод? («Незабываемый ужин».) |
|
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Почему дети любили ужинать со взрослыми? – Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? – Как наказал отец Миньку и Лелю? – Расскажите, как нужно себя вести за столом во время еды. – Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? – Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? – Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. – Как изменилось поведение Лели и Миньки? – Почему это произошло? – Почему папа назвал их поведение глупым? (Леля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но все надо делать с умом, с учетом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.) Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»? (Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своем сердце. Иначе получится абсурд.) – Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? В чем она заключается? (Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И, может быть, поэтому он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.) |
Читают произведение
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения
|
читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Составить план произведения, пользуясь алгоритмом, который дан в рабочей тетради на с. 55. • Подготовить пересказ от лица Лели |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О М. М. ЗОЩЕНКО
Русский писатель Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 г. в Петербурге. Его отец, потомственный дворянин, был художник, мать – актриса, которая тоже писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт во время Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награжден орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всем, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его первая книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись, и этот смех вылечивал, люди постепенно расставались с недостойными привычками. Сначала Зощенко писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребенок», «Елка». Затем было опубликовано еще несколько десятков рассказов, и Зощенко стал замечательным детским писателем.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще на войне, всю жизнь напоминала о себе. В возрасте 64 лет Зощенко умер в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.