Урок 115.
Образы детей в произведении М. М. Зощенко «Золотые слова»
(учебник, с. 144–153)
Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героев; развитию внимания на основе выборочного чтения, мыслительных операций через работу с пословицами; умений выделять главное в тексте, озаглавливать части текста; содействовать воспитанию уважительного отношения к старшим, умения правильно поступать в изменяющейся обстановке |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с произведением М. М. Зощенко; научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке |
Метапредметные: познавательные: выбирают из текста нужные для анализа фрагменты; анализируют характеры и чувства героев; выделяют основную мысль произведения; делают выводы и обобщения по итогам анализа; регулятивные: формулируют учебную задачу урока; включаются в игру и в нужный момент перестраиваются на учебную деятельность; контролируют себя в процессе игры; рефлексируют по поводу своих успехов и неуспехов; выбирают вместе с группой (в паре) форму и критерии оценивания результатов; коммуникативные: делятся своими размышлениями, впечатлениями; дослушивают товарищей до конца, не перебивая; проявляют эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам |
Личностные: осмысливают урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводят наизусть заповедь, которой придерживался писательМ. Зощенко, высказывают стремление пользоваться ею в своей жизни |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Для ребят звенит звонок, Тему дружно обсудите Начинается урок. И друг другу помогите. Время даром не теряйте, Очень важен этот труд: На вопросы отвечайте, Знанья пользу принесут. – Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»). – Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение. – Глубоко вдохните и выдохните через нос 5 раз. Настройтесь на плодотворную работу. – Что значит плодотворная? (Дающая плоды, результаты.) – Значит, каждый к концу урока должен получить какой-то результат, чтобы доказать: его время не пропало даром |
Сообщают о готовности |
Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Проводит графический диктант. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Расшифруйте скороговорку и постарайтесь запомнить ее. ИКРОТАРАТ ИКОРОС ИРТ ЕКРОГ АН ИЛИРОТАРАТ |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Выполняют задания. Проводится самопроверка по образцу. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
(Три сороки-тараторки тараторили на горке.) – Что значит тараторить? Кого называют тараторками? – А вы слышали, что некоторых людей называют сороками, тараторками? Почему? (Много говорят и не в тему.) – Прочитать скороговорку четко правильно 3 раза, постарайтесь запомнить. – Произнести на выдохе. Сначала громко – к концу произношения тихо. И наоборот. – Кто желает произнести быстро, правильно? (2–3 человека.) |
|
и сохраняют учебную
цель и задачу. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проводит работу с пословицами в парах. – Прочитайте пословицу. • Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо. – К этой пословице подберите пословицу, близкую по значению из списка. Не торопитесь, советуйтесь друг с другом. Нужно понять значение каждой пословицы. Если встречаются незнакомые, непонятные слова – где можно узнать их значение? (Обратимся к толковым словарям.)
Карточка • От слова до дела 100 перегонов. • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. • Слово – серебро, молчание – золото. – О чем все пословицы? О словах? А вот один писатель сказал о себе такие слова: «Мой характер сделан так, что я человек несколько иронический, мой глаз устроен так, что я вижу некоторые недостатки человека». – Кто этот писатель? Найдите его портрет среди представленных. – Как называется рассказ, который мы с вами читали на предыдущем уроке? Как вы понимаете название? |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
Объясняют выбор |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Что знаете об авторе? – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Сегодня мы продолжаем работать над рассказом М. М. Зощенко «Золотые слова». В течение урока вы будете анализировать текст произведения, учиться обсуждать заданные отрывки, находить поступки героев и давать им свою оценку, выбирать главное |
|
|
IV. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование по произведению М. М. Зощенко «Золотые слова» (см. ресурсный материал). – Выберите правильный ответ |
Выбирают и записывают правильные ответы |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию. Владеют навыками самостоятельной работы |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем.
2. Беседа о правилах вежливости. |
Проводит словарную работу. – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. На доске записаны два слова: этика, этикет. – Что общего у этих слов? (Это однокоренные слова.) Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. – Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (Человек, который следует правилам этикета, – это воспитанный человек.) |
Работают с толковым словарем.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согла- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Как мы уже говорили, М. Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он говорил сам, «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. – Сегодня мы проанализирует рассказ «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях этого произведения узнает себя. Как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? (В переносном, потому что слова не сделаны из золота.) – Какие слова могут считаться «золотыми»? (Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать «волшебные», «дорогие», «ценные», «нужные».) – Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? (У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.) – Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»? (Работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.) – Дорогие друзья! Воспитывать себя всегда очень непросто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка старается изо всех сил во всем всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребенок уже начал воспитывать самого себя. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом нам помогут золотые слова, которые мы собрали. |
|
совывают усилия по
решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе в
паре. Учитывают мнение соседа по парте. |
3. Первичное чтение текста |
Организует прослушивание текста с предварительной целевой установкой: внимательно прослушать текст и подготовиться отвечать на вопросы по содержанию прослушанного |
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения |
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Кто главные герои рассказа? |
Читают произведение «по цепочке». Взаимодействуют с учителем |
Выразительно читают. Понимают на слух |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Почему дети так любили застолье в обществе взрослых? Ответ подтвердите чтением отрывка из текста. – Как вели себя дети за столом? Найдите отрывки в тексте и прочитайте. – А как реагировали взрослые на необычное поведение детей за столом? А как бы вы оценили поведение детей?
– Какие правила вы посоветовали бы соблюдать Леле и Миньке? – На сколько частей можно разделить текст?
– О чем идет речь в первой части? Что в ней главное? Как можно озаглавить эту часть? («Ужин со взрослыми».) – О чем идет речь во второй части? Что в ней главное? Как ее озаглавить? («Папа запретил детям ужинать со взрослыми».) – О чем рассказывается в третьей части? Что случилось? Что главное? А как бы вы поступили в такой ситуации? Как бы вы озаглавили эту часть? («Случай с кусочком масла».)
– О чем говорится в последней части? Что главное? Как ее озаглавить? («Золотые слова».) – Какие слова автор считает золотыми? Найдите их в тексте и зачитайте. – Какой же вывод сделал автор для себя? Чему научил этот случай его?
– Получился план для составления краткого пересказа. |
во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения о правилах общения. • Мы со взрослыми всегда • Если что-то не по нраву, по праву, • Нужно терпеливым быть. • Уважай, не
осуждай • Твердя формулировки, Нельзя вперед все знать. |
ответы
обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника
высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью
нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Что поучительного в рассказе? – Чему научил вас рассказ? – Определите свое отношение к прочитанному произведению с помощью пословиц. • Следя за чужими манерами, исправляй свои. • Знай больше, а говори меньше. • Не торопись отвечать, торопись слушать. – Какие золотые слова помогут вам в будущем при общении со взрослыми? – Все получают закладки для учебников с правилами вежливости, общения на уроке |
С учетом обстановки Вам надо поступать |
из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Прочитать по ролям наиболее понравившийся эпизод. • Подготовить пересказ от лица папиного начальника. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Рисуем настроение» (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Если согласны с высказыванием, то ставите знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Леля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. (+)
2. Обратившись к нашим родителям, папин начальник сказал: Теперь я понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня так внимательно слушают. (–)
3. Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лелей, принял эти слова на свой счет, тем более что он-то и был сердит. (+)
4. Доев сардинки, мы с Лелей удалились под веселый смех и шутки гостей. И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми. (+)
5. Но от этого запрещения мы очень страдаем. Мы с Лелей грустно едим и переживаем, что нам нельзя разговаривать. (–)
6. Это замерзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать. Оно было как каменное. И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. (+)
7. Она (Леля) стала плакать, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. (–)
8. Папин начальник взял стакан в руку, увидел плавающее масло и отодвинул стакан подальше от себя. (–)
9. И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. (+)
10. Один из гостей сказал: «Меня другое интересует. Дети не видели, что масло упало в чай. Поэтому они никому об этом не сказали». (–)
11. Это не гадкие дети, а послушные, умные. Хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так поступать. (–)
12. И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. (+)
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М. М. ЗОЩЕНКО «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА»
1. Что любили дети, когда были маленькими?
а) Играть со взрослыми;
б) разговаривать со взрослыми;
в) ужинать со взрослыми.
2. Как вели себя дети поначалу?
а) Тихо;
б) развязно;
в) были неаккуратными;
г) были аккуратными.
3. Почему гостям сначала нравилось поведение детей?
а) Поточу что замечания детей смешили гостей;
б) потому что гостям было интересно слушать детей;
в) потому что гости сами не знали, о чем говорить.
4. Почему родителям сначала нравилось поведение детей?
а) Потому что дети их тоже забавляли;
б) потому что дети помогали развлекать гостей;
в) потому что гости видели хорошее развитие детей.
5. Какую историю рассказывал папин начальник?
а) Как он спас моряка;
б) как он спас пожарного;
в) как он спас полицейского;
г) как он спас офицера.
6. Почему Леля сидела как на иголках?
а) Она хотела рассказать свою историю;
б) она хотела вставить свое замечание;
в) она хотела выйти из-за стола;
г) она хотела поговорить с мамой.
7. Как она перебила рассказчика?
а) «Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…»
б) «Ничего интересного! Вот у нас на улице один мальчик…»
в) «Я знаю историю поинтереснее!»
8. Как на поведение детей отреагировал папин начальник?
а) Затрясся от гнева и сказал родителям, что они плохо воспитывают своих детей;
б) затрясся от гнева и выскочил из комнаты;
в) густо покраснел и ничего не сказал;
г) рассмеялся и попросил родителей не ругать детей.
9. Как на все это отреагировал папа?
а) Запретил детям ужинать вместе со взрослыми;
б) поставил детей в угол;
в) лишил их на неделю сладкого.
10. Когда он снял свой запрет?
а) через месяц;
б) через два месяца;
в) через три месяца.
11. При каком условии?
а) Что они не произнесут ни одного слова;
б) что они будут говорить очень вежливо;
в) что они не будут ничего сами рассказывать.
12. Над чьим стаканом мальчик грел масло?
а) над своим;
б) над папиным;
в) над Лелиным;
г) над стаканом папиного начальника.
13. Что произошло с маслом?
а) Оно упало на брюки папиного начальника;
б) оно упало в папин стакан;
в) оно упало в стакан папиного начальника;
г) оно упало на пол.
14. Почему дети не сказали о том, что масло упало в стакан?
а) Потому что им было запрещено говорить;
б) потому что они испугались;
в) потому что им хотелось пошутить.
15. Что назвали гости «главным преступлением» детей?
а) Что они так пошутили;
б) что они стали греть масло над стаканом;
в) что они никому ничего не сказали;
г) что они потом смеялись.
16. Что ответили дети?
а) Что они больше не будут;
б) что им запрещено было говорить;
в) что они не нарочно;
г) что ничего особенного не случилось.
17. Какие слова папа велел запомнить детям навсегда?
а) «Надо исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют».
б) «Все надо делать с учетом изменившейся обстановки».
в) «Из всякого правила бывают исключения».
18. Почему папа не стал наказывать детей?
а) Пожалел их;
б) потому что за глупость не наказывают;
в) его уговорила мама;
г) их простил папин начальник.
19. Что забавляло Лелю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
а) Вкусная еда;
б) интересные рассказы;
в) кто как ест.
20. Как Леля вела себя за столом?
а) Сидела тихо;
б) тараторила без умолку;
в) хвалила еду.
21. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
а) Чавкать;
б) разговаривать;
в) есть руками.
22. Неприятная история произошла:
а) из-за булки с маслом;
б) бутерброда с колбасой;
в) жареной курицы.
УПРАЖНЕНИЕ «РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ»
Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».
1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.
2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого – определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.
После этого обсуждают получившийся рисунок.
Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
• красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии;
• синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
• зеленый цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зеленому цвету говорит о беззащитности ребенка, о желании быть защищенным;
• желтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребенка;
• фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
• серый цвет говорит о том, что ребенок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
• черный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
• коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.