Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. С. Я. МАРШАК «ГРОЗА ДНЕМ», «В ЛЕСУ НАД РОСИСТОЙ ПОЛЯНОЙ»
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. С. Я. МАРШАК «ГРОЗА ДНЕМ», «В ЛЕСУ НАД РОСИСТОЙ ПОЛЯНОЙ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБРАЗЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.  С. Я. МАРШАК «ГРОЗА ДНЕМ», «В ЛЕСУ НАД РОСИСТОЙ ПОЛЯНОЙ»
Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями С. Я. Маршака; обучения соотнесения названия произведения и его содержания, чтению стихотворения с отражением позиции автора и своего отношения к изображаемому; определение средств художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения)
Уроки 101-102. Образы русской природы. С. Я. Маршак Гроза днем , В лесу над росистой поляной.docx

Уроки 101–102. Образы русской природы.
С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
(учебник, с. 109–111)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведениями С. Я. Маршака; обучения соотнесения названия произведения и его содержания, чтению стихотворения с отражением позиции автора и своего отношения к изображаемому; определение средств художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения)

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведениями
С. Я. Маршака;

научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

расширяют свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывает-

ся лишь тому, кто ее чувствует

и понимает, часто к ней обращается

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет С. Я. Маршака; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверьте готовность к уроку: наличие на партах учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, ластика, указки.

 

 

 

 

Звучит в записи шум дождя.

– Какие чувства и фантазии возникают у вас, когда за окном идет дождь?

 

 

 

 

 

– Посмотрите на экран, выберите и запишите слова, подходящие вашему настроению, вашим чувствам

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

 

 

Прослушивают.

Высказывают свои мнения о том, какие чувства возникают, когда на улице дождь, сидишь дома

и наблюдаешь за погодой за окном.

Выбирают и записывают слова

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего
задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Загадайте загадки о животных.

 

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Отгадывают загадки о животных.

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Прочитайте чистоговорки:

Ба-ба-ба – из окна торчит труба.          Ре-ре-ре – метем сор во дворе.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.            Су-су-су – очень холодно в лесу.

За-за-за – уходи домой, коза.               Та-та-та – у нас в доме чистота.

Ло-ло-ло – на улице тепло.                  Чу-чу-чу –  молоточком я стучу.

Му-му-му – молоко кому?                  

ба-баз-бал-бел-бег-бес

бы-бык-быт-бот-кот-лот

бэ-бзр-бор-бур-бут-бус

– Представьте, что перед вами свеча. Задуйте ее. Задуйте 2 свечи, 3 свечи, много свечей.

– Протяжно произнесите гласные звуки: а, о , у, и, ы.

– Вспомните лето, как жужжит комар. Произнесите: з-з-з-з-ззззз…

 

личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит викторину по творчеству С. Я. Маршака.

– Послушайте отрывки стихотворений. Кто их автор и как они называются?

– Кто автор этих стихотворений?

– Прочитайте названия книг. Какие произведения написал С. Я. Маршак?

(«Мастер-ломастер», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар, «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри», «Вот какой рассеянный».)

– Кто написал остальные произведения?

– Прочитайте тему урока. Что будем делать на уроке?

– Чему мы должны научиться, работая над стихотворением?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем...

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
С. Я. Маршака.

 

 

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве С. Я. Маршака, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать – Евгения Борисовна – была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке Острогожске под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются между собой и приходят к общему мнению при работе

V. Работа над содержанием стихотворения «Гроза днем».

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения.

 

3. Анализ стихотворения.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

– Что значит «пролетный дождь»? (Дождь, который начался неожиданно и быстро закончился.)

– Отгадайте загадки:

Нашумела, нагремела,                Сперва блеск за блеском,

Все помыла и ушла,                    Потом треск за треском,

И сады, и огороды                      Потом плеск за плеском.

Всей округе полила.                   Что это? (Гроза.)

Что это? (Гроза.)

– Кто догадался, о чем первое стихотворение С. Я. Маршака?

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете стихотворение «Гроза днем» в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Какое чувство испытывает автор во время грозы? (Автору нравится гроза. Он одушевляет ее. Для него гроза живое существо. Гром проехал. Все молчит.

Работают с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст.

Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составление рассказа о грозе

Только живые существа могут проехать и молчать.)

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Как называется стихотворение?

– Найдите строчку, которая подтверждает, что гроза была днем.

– Прочитайте стихотворение и найдите слова, в которых автор передает звуки грома.

Какой звук в этих словах повторяется?

– Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? (Звук Р.)

– Найдите в тексте, как стучит дождь.

– Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении?

– Почему дождь стеклянный? (Звон капель, перезвон, когда капли ударяют по железу.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Найдите в тексте эпитеты. (Голубому, зеленым, железным, пролетный.)

– Какой эпитет использует автор для описания неба? (По небу голубому.)

– По чему ударяют капли дождя? (По листьям, крышам, цветникам, скамейкам, ведрам и лейкам.)

– С каким настроением будете читать стихотворение?

– Сколько четверостиший в стихотворении?

Демонстрирует фотографии с изображением грозы.

– Что говорит о приближении грозы?

– Какой ветер дует во время грозы?

– Каким бывает небо в грозу?

– Что сверкает на небе, когда идет гроза?

– Что мы слышим после блеска молнии?

– Какой дождь идет во время грозы?

– Как выглядит земля после грозы?

– Чем опасна гроза?

– Кто знает, как нужно вести себя во время грозы? (Дополняет ответы учащихся сведениями о том, что во время грозы нужно плотно закрыть форточки, окна, двери, отключить электроприборы; находясь в лесу, нельзя прятаться

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 

в паре. Учитывают мнение соседа по парте.

Осуществляют контроль

по результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

под высокими деревьями, находиться на возвышении.)

– Прочитайте слова на доске: огромная лиловая туча, надвигалась, сильный ветер, закачались, крупные капли дождя, сверкнула, загремел, проливной, прошла, засияло, зазеленела.

– Объясните значение слов:

Лиловая – имеющий цвет фиалки или сирени; светло-фиолетовый.

Проливной – очень сильный (о дожде).

Засиятьначать сиять.

Сверкнулапоказаться на короткое время и скрыться; мелькнуть.

– Составьте рассказ по опорным словам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения с каждым словом. Заслушивается несколько вариантов

 

VI. Работа над содержанием стихотворения «В лесу над росистой поляной…».

1. Работа с толковым словарем.

2. Первичное чтение произведения.

 

 

 

 

3. Анализ стихотворения.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

 

 

 

 

 

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете стихотворение С. Маршака в исполнении артистки Большого театра. Прослушайте стихотворение и озаглавьте его.

– Понравилось вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Как озаглавите стихотворение?

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Какие эпитеты использует автор?

Поляна – росистая.

Голос кукушки – стеклянный.

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 

 

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

 

– От чьего лица написано стихотворение?

– Что будет лирический герой вспоминать зимой в городской квартире?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте стихотворение про себя.

– О чем оно?

– Кто лирический герой этого стихотворения? (Автор.)

– Где он живет? (Он – городской житель.)

– Что он увидел в лесу? (Росистую поляну.)

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Почему голос кукушки «звучит, как вопрос и ответ»?

– Какие чувства вызывает это стихотворение?

– Послушайте запись «Голос кукушки». Подберите эпитеты к голосу кукушки.

 

Строят монологические высказывания. Адекватно используют ре чевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают

информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию

4. Составление рассказа о грозе

Предлагает составить небольшой рассказ (5–6 предложений) о лесной птице – кукушке

Выполняют задание

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить список произведений С. Я. Маршака.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

•  Сочинить маленькое стихотворение

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные

задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит  беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

 

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Выберите цветок определенного цвета: красный – если урок оказался для вас полезным; голубой – если на уроке вам было интересно иногда; желтый – если вы ничего нового не узнали

 

 

 

Ресурсный материал к уроку

ВИКТОРИНА

Ищут пожарные,

Ищет милиция…

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

(«Рассказ о неизвестном герое».

С. Маршак)

Замяукал жалобно

Серый кот:

Мне, коту усатому,

Скоро год…

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте не учен.

(«Кот и лодыри».

С. Маршак.)

Пела ночью мышка в норке:

– Спи, мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Сказка о глупом мышонке».

С. Маршак.)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки 101–102 . Образы русской природы

Уроки 101–102 . Образы русской природы

Организационная структура урока

Организационная структура урока

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

IV. Подготовка к восприятию произведения

IV. Подготовка к восприятию произведения

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 под высокими деревьями, находиться на возвышении

Продолжение табл. 1 2 3 4 под высокими деревьями, находиться на возвышении

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017