Урок 117.
Общение и поступки детей. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
(учебник, с. 154–164)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулированию желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план |
Метапредметные: познавательные: определяют
основную идею произведения (эпического регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении |
Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые
способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. |
Сообщают о готовности |
Умеют слушать в соот- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»). – Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха |
ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») |
ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания.
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Расскажите о том, как каждый герой проявил себя в путешествии. – А чью позицию поддерживает каждый из вас? – Установите соответствие героев произведения.
|
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают Степа.
Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как
заботливый друг. Степа-мечтатель, Лелька. Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия. Минька. Безынициативный и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым |
Выдвигают гипотезу и
обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют
слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
исполнителем затей своей сестры и друга Степы |
|
2. Речевая разминка |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте девиз нашего урока радостно. – Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте удивленно. Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас далекой страны. – Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.) – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито. Прочитайте скороговоркой три раза. • Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали |
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке |
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения |
Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Самостоятельная работа |
Проводит тестирование по произведению М. Зощенко «Великие путешественники» (см. ресурсный материал) |
Выбирают верные ответы |
Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
V. Анализ литературных приемов произведения |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Прочитайте отрывки, когда вам было смешно. – Автор нарочно
заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. – А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.) – Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл и поэтому используют их редко.
– Что означает это выражение? – Автор использует
сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают
|
Читают следующие отрывки:
«…Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас куда Макар телят не гонял». – Очень далеко. «...Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву». «…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Степка не позволил мне об этом думать». «…А упавшая шишка |
Осуществляют анализ
произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной
форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной
задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа по
парте. Осуществляют контроль |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Легким ли оказалось это путешествие? Почему? Чем оно закончилось? – Кто такие великие путешественники? – А можно ли назвать наших путешественников «великими»? – Почему же автор дал своим героям такое название? – Какой уже знакомый вам литературный прием использует автор для названия рассказа? |
– Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли. – Он смеется над ними, иронизирует. – Комический эпитет |
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения |
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Что произошло с героями рассказа? (Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.) – Когда это произошло? (Когда
родители уехали в город, а Степкина мать ушла – Где происходило действие? (Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.) – Почему ребята отправились в кругосветное путешествие? (Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.) – Как закончилось путешествие? (Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.) – Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие для ребят? Почему? – Кто такие великие путешественники, по вашему мнению? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли.) – Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»? |
Читают произведение Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения |
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Написать мини-сочинение на одну из тем: «Какие ошибки допускали ребята во время похода?» |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
«В чем юмор рассказа». «Как бы изменился сюжет рассказа, если бы Леля не догадалась повернуть ноги Степки в обратную сторону?» Придумать продолжение и финал. • Записать названия произведений, в которых описываются какие-либо путешествия |
|
задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Состояние моей души». Рисуется лесенка с 3 ступенями. Ученик рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ОТРЫВКИ ИЗ РАССКАЗА М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку».
«…Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»
«…– Хороши бы мы были, если бы я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»
«…Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полкруга…»
ТЕСТ ПО РАССКАЗУ М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Выберите верный ответ.
1. Как вы произнесете эти слова «Великие путешественники»? Подчеркните нужное.
а) с восхищением;
б) удивлением;
в) гордостью;
г) иронией;
д) разочарованием.
2. Сколько лет было Миньке?
а) 6 лет;
б) 7 лет;
в) 8 лет.
3. Почему Степка сначала не хотел брать Миньку в кругосветное путешествие?
а) потому что Минька ему не поверил;
б) потому что Минька был еще маленький;
в) потому что Степка хотел идти один.
4. Сколько денег взяли с собой в дорогу ребята?
а) 5 рублей;
б) 10 рублей;
в) 3 рубля.
5. Что дети взяли с собой в путешествие?
а) много необходимых в дороге вещей;
б) только запас еды;
в) ничего не взяли;
г) посуду, рукомойник, карандаши и много всего еще.
6. Почему так трудно было нести мешок ?
а) у него не было ручек;
б) он был тяжелый;
в) он был жесткий.
7. Что Минька сделал с мешком?
а) уронил в лужу;
б) утопил в пруду;
в) уронил в канаву и упал сверху.
8. Где дети остановились на привал?
а) на поляне в лесу;
б) на холмике посреди поля;
в) выйдя из леса, на лужайке.
9. Что произошло во время путешествия?
а) Миньку ужалила оса;
б) Лелю укусил муравей;
в) Минька сел на колючку;
г) Леля ушиблась о пенек.
10. Почему Леля и Минька были уже не рады путешествию?
а) они испугались;
б) они поняли, что плохо подготовились к путешествию;
в) они устали и хотели домой.
11. Что Леля и Минька сделали утром, чтобы поскорее вернуться домой?
а) притворились заболевшими;
б) повернули Степку;
в) показали Степке неправильное направление.
12. Где дети встретили родителей?
а) дома;
б) на площади;
в) на пристани;
г) у въезда в деревню.
13. Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия?
а) для него надо иметь высшее образование;
б) для него надо окончить школу;
в) для него надо иметь хорошую карту.
14. Как наказала Степку мама?
а) выпорола;
б) неделю не пускала гулять;
в) заперла на целый день в бане.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.