Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
10.01.2017
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России" на тему: ОБЩЕНИЕ И ПОСТУПКИ ДЕТЕЙ. М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулированию желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению Планируемые результаты Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения (эпического и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Урок 117. Общение и поступки детей. М. М. Зощенко Великие путешественники.docx

Урок 117. Общение и поступки детей. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
(учебник, с. 154–164)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулированию желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения (эпического
и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. М. Зощенко; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебни-

Умеют слушать в соот-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Проверим готовность к уроку спользует методику «Настроение»).

– Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви,

радости и успеха

ка, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Расскажите о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

– А чью позицию поддерживает каждый из вас?

– Установите соответствие героев произведения.

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Степа. Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель,
но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках.

Лелька. Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия.

Минька. Безынициативный и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

 

исполнителем затей своей сестры и друга Степы

 

2. Речевая разминка

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте девиз нашего урока радостно.

– Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте удивленно.

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

– Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито. Прочитайте скороговоркой три раза.

•  Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Самостоятельная работа

Проводит тестирование по произведению М. Зощенко «Великие путешественники» (см. ресурсный материал)

Выбирают верные ответы

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Анализ литературных приемов произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

– Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации.
Мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.

– А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.)

– Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл и поэтому используют их редко.

 

– Что означает это выражение?

– Автор использует сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают
у читателя улыбку. Назовите их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают следующие отрывки:

 

 

 

 

 

 

«…Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас куда Макар телят не гонял».

– Очень далеко.

«...Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Степка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка
с дерева напугала меня
до того, что я подскочил на земле, как мячик».

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Легким ли оказалось это путешествие? Почему? Чем оно закончилось?

– Кто такие великие путешественники?

– А можно ли назвать наших путешественников «великими»?

– Почему же автор дал своим героям такое название?

– Какой уже знакомый вам литературный прием использует автор для названия рассказа?

– Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли.

– Он смеется над ними, иронизирует.

– Комический эпитет

 

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

 

 

 

 

 

– Что произошло с героями рассказа? (Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.)

– Когда это произошло? (Когда родители уехали в город, а Степкина мать ушла
на речку полоскать белье, ребята покинули деревню Пески.)

– Где происходило действие? (Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.)

– Почему ребята отправились в кругосветное путешествие? (Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)

– Как закончилось путешествие? (Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.)

– Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие для ребят? Почему?

– Кто такие великие путешественники, по вашему мнению? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли.)

– Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Делают выводы

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Написать мини-сочинение на одну из тем:

«Какие ошибки допускали ребята во время похода?»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные

Окончание табл.

1

2

3

4

 

«В чем юмор рассказа».

«Как бы изменился сюжет рассказа, если бы Леля не догадалась повернуть ноги Степки в обратную сторону?»

Придумать продолжение и финал.

•  Записать названия произведений, в которых описываются какие-либо путешествия

 

задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Состояние моей души».

Рисуется лесенка с 3 ступенями. Ученик рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Ресурсный материал к уроку

ОТРЫВКИ ИЗ РАССКАЗА М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку».

«…Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…»

«…– Хороши бы мы были, если бы я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…»

«…Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полкруга…» 


ТЕСТ ПО РАССКАЗУ М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

Выберите верный ответ.

1. Как вы произнесете эти слова «Великие путешественники»? Подчеркните нужное.

    а) с восхищением;

    б) удивлением;

    в) гордостью;

    г) иронией;

    д) разочарованием.

2. Сколько лет было Миньке?

    а) 6 лет;

    б) 7 лет;

    в) 8 лет.

3. Почему Степка сначала не хотел брать Миньку в кругосветное путешествие?

    а) потому что Минька ему не поверил;

    б) потому что Минька был еще маленький;

    в) потому что Степка хотел идти один.

4. Сколько денег взяли с собой в дорогу ребята?

    а) 5 рублей;

    б) 10 рублей;

    в) 3 рубля.

5. Что дети взяли с собой в путешествие?

    а) много необходимых в дороге вещей;

    б) только запас еды;

    в) ничего не взяли;

    г) посуду, рукомойник, карандаши и много всего еще.

6. Почему так трудно было нести мешок ?

    а) у него не было ручек;

    б) он был тяжелый;

    в) он был жесткий.

7. Что Минька сделал с мешком?

    а) уронил в лужу;

    б) утопил в пруду;

    в) уронил в канаву и упал сверху.

8. Где дети остановились на привал?

    а) на поляне в лесу;

    б) на холмике посреди поля;

    в) выйдя из леса, на лужайке.

9. Что произошло во время путешествия?

    а) Миньку ужалила оса;

    б) Лелю укусил муравей;

    в) Минька сел на колючку;

    г) Леля ушиблась о пенек.

10. Почему Леля и Минька были уже не рады путешествию?

    а) они испугались;

    б) они поняли, что плохо подготовились к путешествию;

    в) они устали и хотели домой.

11. Что Леля и Минька сделали утром, чтобы поскорее вернуться домой?

    а) притворились заболевшими;

    б) повернули Степку;

    в) показали Степке неправильное направление.

12. Где дети встретили родителей?

    а) дома;

    б) на площади;

    в) на пристани;

    г) у въезда в деревню.

13. Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия?

    а) для него надо иметь высшее образование;

    б) для него надо окончить школу;

    в) для него надо иметь хорошую карту.

14. Как наказала Степку мама?

    а) выпорола;

    б) неделю не пускала гулять;

    в) заперла на целый день в бане.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 117 . Общение и поступки детей

Урок 117 . Общение и поступки детей

I. Организация начала урока

I. Организация начала урока

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

II. Актуализация опорных знаний

II. Актуализация опорных знаний

Продолжение табл. 1 2 3 4 исполнителем затей своей сестры и друга

Продолжение табл. 1 2 3 4 исполнителем затей своей сестры и друга

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Продолжение табл. 1 2 3 4 –

Окончание табл. 1 2 3 4 «В чем юмор рассказа»

Окончание табл. 1 2 3 4 «В чем юмор рассказа»

ТЕСТ ПО РАССКАЗУ М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ

ТЕСТ ПО РАССКАЗУ М. М. ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ

Что Минька сделал с мешком? а) уронил в лужу; б) утопил в пруду; в) уронил в канаву и упал сверху

Что Минька сделал с мешком? а) уронил в лужу; б) утопил в пруду; в) уронил в канаву и упал сверху

Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия? а) для него надо иметь высшее образование ; б) для него надо окончить школу; в) для него надо…

Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия? а) для него надо иметь высшее образование ; б) для него надо окончить школу; в) для него надо…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017